Представление Счетной палаты РФ от 10 октября 2016 г. N ПР 08-238/08-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка федеральных бюджетных учреждений - государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний, в том числе в части формирования, утверждения и исполнения государственных заданий, оказания платных услуг (выполнения работ) и иной приносящей доход деятельности, установления цен (тарифов) на оказываемые услуги (работы)" в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, федеральном бюджетном учреждении "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве", федеральном бюджетном учреждении "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае" по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Росстандартом в ведомственные перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии учреждениями в качестве основных видов деятельности, и соответственно в государственные задания ФБУ ЦСМ включены не все государственные работы (услуги) в области обеспечения единства измерений, определенные частью 6 статьи 21 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ), и являющиеся основными видами деятельности Центров в соответствии с их Уставами. Таким образом, созданы условия для оказания государственных услуг в области обеспечения единства измерений вне рамок государственного задания.
В результате указанных действий Росстандарта ФБУ ЦСМ в нарушение части 3 статьи 26 Федерального закона N 102-ФЗ, в соответствии с которой услуги (работы) в области обеспечения единства измерений оказываются в пределах установленного государственного задания по регулируемым Правительством Российской Федерации ценам, в 2015 - 2016 годах оказывали указанные услуги на общую сумму 14 348,7 млн. рублей (расчетно) как приносящую доход деятельность и на нерегулируемых условиях.
2. Росстандарт не принимает меры по определению потребности организаций бюджетной сферы в государственных услугах (работах) в области обеспечения единства измерений. В результате основными потребителями услуг, оказываемых Центрами в рамках государственного задания, в 2014 - 2015 годах являлись юридические лица без государственного участия (сформировали 72% доходов). В свою очередь государственные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления совокупно сформировали 22% доходов, физические лица - 6%.
Государственные задания ФБУ ЦСМ формируются без учета потребностей организаций и учреждений бюджетной сферы, поскольку Росстандарт и его Центры не анализируют их, в том числе отсутствует информация о фактических объемах затрат, осуществляемых организациями и учреждениями бюджетной сферы на мероприятия в области обеспечения единства измерений. Таким образом, организации и учреждения бюджетной сферы являются потребителями услуг в области обеспечения единства измерений, не включенных в государственные задания ФБУ ЦСМ, которые оказываются по нерегулируемым ценам.
3. Поверка средств измерений, включенных в Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 250 (далее - Перечень средств измерений N 250), осуществляется в пределах государственного задания.
В соответствии с Федеральным законом N 102-ФЗ сфера государственного регулирования в области обеспечения единства измерений включает 19 наиболее важных видов деятельности, в том числе здравоохранение, охрана окружающей среды, деятельность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, торговая деятельность и др. При этом Центры являются единственными исполнителями услуг по поверке средств измерений только в 12 видах деятельности, охватывающих 41 позицию средств измерений. В тоже время единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений включает более 300 позиций средств измерений поверку которых Центры осуществляют на общих для всех аккредитованных юридических и физических лиц основаниях, в том числе на конкурсной основе. В настоящее время указанный перечень представляет собой разрозненную совокупность приказов министерств и ведомств, утвердивших ведомственные перечни.
Указанные обстоятельства существенно ограничивают зону исключительной ответственности Центров в нерегулируемых отраслях и предопределяют незначительные объемы услуг, выполняемых ими в рамках государственного задания.
Кроме того, в постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 250 внесены изменения в соответствии с которыми первичная поверка средств измерений может осуществляться, в том числе, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в установленном порядке.
4. В 2014 - 2015 годах для расчета нормативных затрат на выполнение государственного задания (субсидии) Госстандарт применял Порядок оплаты работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 1057, который не устанавливает порядок определения размера финансового обеспечения выполнения государственного задания (субсидии).
Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержден приказом Госстандарта от 24 января 2012 г. N 42.
В нарушение части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2014 г. N 671, в 2014 - 2015 годах Росстандартом размер финансового обеспечения выполнения государственной услуги "Поверка средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии" был определен выше, чем нормативные затраты. В результате стоимость указанной услуги для потребителей (в том числе организаций и учреждений бюджетной сферы) в 2014 - 2015 годах завышена на общую сумму 227,4 млн. рублей (расчетно), что соответствует нормативному уровню рентабельности (20 - 25%), заложенному в размере платы для физических и юридических лиц.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640"
5. В 2015 году государственные задания всеми Центрами, согласно отчетам об их исполнении, исполнены на 100%.
Вместе с тем проверкой установлено, что отчеты ФБУ ЦСМ о выполнении государственного задания за 2015 год недостоверны, поскольку содержат информацию о выполнении государственного задания по состоянию на 15 декабря 2015 года. В период с 15 декабря до конца 2015 года оказание услуг, относящихся к государственному заданию, учитывалось Центрами как приносящая доход деятельность.
6. Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 1057 "О порядке оплаты работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам" определено ФОИВ, содержащим государственные эталоны единиц величин, до 1 апреля 2010 года утвердить в отношении находящихся в их ведении организаций, осуществляющих передачу единиц величин от государственных эталонов единиц величин, максимально допустимые нормативы трудоемкости указанных работ, уровень рентабельности, размер средней заработной платы специалистов каждой из указанных организаций и размер косвенных расходов.
Госстандартом для ФБУ ЦСМ, несмотря на то, что они являются держателями государственных эталонов (поскольку Центры находятся в федеральной собственности) и в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона N 102-ФЗ должны осуществлять передачу единиц величин от государственных эталонов единиц величин, не утверждены максимально допустимые нормативы трудоемкости указанных работ, уровень рентабельности, размер средней заработной платы специалистов и размер косвенных расходов.
7. В нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона N 102-ФЗ Госстандартом не сформирован единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. В настоящее время он представляет собой разрозненную совокупность приказов министерств и ведомств, утвердивших ведомственные перечни.
8. Проверкой установлены многочисленные факты, осуществления Центрами непрофильной деятельности, что является нарушением статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и части 7 статьи 21 Федерального закона N 102-ФЗ. Например, ФБУ "Красноярский ЦСМ" оказывает услуги ремонта, монтажа, и обслуживания инженерных комплексов и систем, что не служит достижению целей, ради которых оно создано.
9. В нарушение пункта 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583, Госстандартом предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей подведомственных ему учреждений и средней заработной платы работников этих учреждений не установлен. В результате предельный 8-кратный уровень соотношения средней заработной платы директора ФБУ "Красноярский ЦСМ" и работников учреждения превышен и по итогам 2015 года составил 12,6. Излишне выплаченная заработная плата составила 3 019,2 тыс. рублей.
Так, средняя заработная плата работников Центра в 2015 году составила 54,7 тыс. рублей. Среднемесячная заработная плата директора учреждения составила 689,2 тыс. рублей и в 2015 году выплачена в размере 8 271,0 тыс. рублей, в том числе: 708,5 тыс. рублей - премирование в соответствии с приказами Госстандарта, 4 245,0 тыс. рублей - премирование в соответствии с приказами ФБУ "Красноярский ЦСМ".
10. Проверкой бухгалтерских документов ФБУ ЦСМ (аналитика по счету 101 "Основные средства") установлено, что Центры в нарушение положений Порядка отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утвержденного приказом Госстандарта от 24 февраля 2012 г. N 110, в соответствии с которым в состав такого имущества обязательному включению, в том числе, подлежит движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500,0 тыс. рублей, не направляли в Госстандарт заявки о включении 2 045 единиц объектов основных средств, балансовой стоимостью более 500,0 тыс. рублей каждый, на общую сумму 2 921 653,4 тыс. рублей (расчетно) в Перечни объектов особо ценного движимого имущества, утвержденные приказом Госстандарта от 25 июля 2012 г. N 535.
Кроме того, в нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" перечни объектов особо ценного движимого имущества ФБУ "Крымский ЦСМ" и ФБУ "Севастопольский ЦСМ" Госстандартом не утверждены.
11. Госстандарт не в полной мере обеспечивал выполнение установленных пунктом 5.2 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, полномочий собственника в отношении федерального имущества, переданного ФБУ ЦСМ. В результате ФБУ ЦСМ допущены следующие нарушения:
в нарушение части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 79 объектов недвижимого имущества, общей площадью 7 009,9 кв. метров;
в нарушение пункта 20 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" не обеспечено внесение в Автоматизированную систему учета федерального имущества сведений о 20 объектах недвижимого имущества общей площадью 9 890,2 кв. метров;
в нарушение части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не обеспечена государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования на 95 земельных участков общей площадью 221 237,2 кв. метров.
Кроме того отсутствует государственная регистрация права собственности Российской Федерации на 40 земельных участков общей площадью 78 603,2 кв. метров.
12. В нарушение части 13 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ и пунктов 6.7, 6.8 Устава ФБУ "Ростест-Москва" совершена крупная сделка без предварительного согласия Росстандарта (учредителя) на общую сумму 206,1 млн. рублей (14,35% балансовой стоимости активов учреждения на 30 июня 2015 года). Так, ФБУ "Ростест-Москва" со счетов, открытых в ПАО "Сбербанк России" и ООО КБ "СИНКО-БАНК", на счета, открытые в ПАО "Банк Екатерининский", переведены 0,55 млн. долларов США и 2,75 млн. евро.
Приказом Банка России от 17 марта 2016 г. N ОД-902 с 17 марта 2016 года у ПАО "Банк Екатерининский" отозвана лицензия на осуществление банковских операций, приказом Банка России от 17 марта 2016 г. N ОД-903 с 17 марта 2016 года назначена временная администрация по управлению кредитной организацией ПАО "Банк Екатерининский".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23 июня 2016 г. по делу N А40-69103/16-103-76 ПАО "Банк Екатерининский" признан несостоятельным (банкротом) (вступило в силу 24 июля 2016 года). Конкурсным управляющим утверждена государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".
По оценке временной администрации, стоимость активов ПАО "Банк Екатерининский" не превышает 729 млн. рублей при величине обязательств перед кредиторами в размере 2 124,2 млн. рублей (информация, размещенная на официальном интернет-сайте Банка России). Согласно Годовому отчёту государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2015 год в 2011 - 2015 годах средний процент удовлетворения требований кредиторов третей очереди в банках составил 24,3%.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о минимальной вероятности удовлетворения обязательств третьей очереди перед ФБУ "Ростест-Москва" в полном размере.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Включить в ведомственный перечень и в государственные задания ФБУ ЦСМ услуги (работы) в области обеспечения единства измерений, определенные частью 6 статьи 21 Федерального закона N 102-ФЗ.
2. Утвердить в отношении ФБУ ЦСМ максимально допустимые нормативы трудоемкости передачи единиц величин от государственных эталонов единиц величин, уровень рентабельности, размер средней заработной платы специалистов и размер косвенных расходов.
3. Сформировать единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
4. Установить уровень соотношения средней заработной платы руководителей подведомственных учреждений и средней заработной платы работников этих учреждений.
5. Организовать проведение инвентаризации объектов основных средств Центров и актуализировать перечни объектов особо ценного движимого имущества.
6. Утвердить перечни особо ценного движимого имущества ФБУ "Крымский ЦСМ" и ФБУ "Севастопольский ЦСМ".
7. Принять меры по обеспечению Центрами государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество и права постоянного бессрочного пользования на земельные участки, в порядке установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также по внесению в Автоматизированную систему учета федерального имущества сведений о 20 объектах недвижимого имущества.
8. Проанализировать деятельность Центров на предмет выявления осуществляемых ими услуг (работ), которые не служат достижению целей, ради которых они созданы.
9. Провести проверку по фактам нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, по результатам которой привлечь лиц, допустивших указанные нарушения, к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 сентября 2016 г. N 49К (1124).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 5 декабря 2016 года.
Аудитор |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 10 октября 2016 г. N ПР 08-238/08-02
Текст представления опубликован не был