Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 марта 2019 г. N 03-07-09/20252
Вопрос: Согласно п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. При этом Кодексом не регламентировано, предоставлено ли организациям, приобретающим товары (работы, услуги) в розничной торговле, право на применение вычета без счета-фактуры (за исключением услуг по перевозке и предоставлению жилья командированным работникам) на основании кассового чека с выделенной в нем суммой НДС.
Просим разъяснить, вправе ли организация применить вычет НДС без счета-фактуры (на основании кассового чека с выделенной в нем суммой НДС) при приобретении товаров (работ, услуг) за наличный расчет у предприятия розничной торговли, при условии, что товары (работы, услуги) приняты на учет и использованы в деятельности, облагаемой НДС?
По нашему мнению, налогоплательщик вправе предъявить сумму НДС к вычету в ситуации, изложенной выше, что подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 N 17718/07 по делу N А40-13151/06-98-80 и судебными актами:
- Постановление ФАС Московского округа от 23.08.2011 N КА-Ф41/7671-11,
- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2013 по делу N А56-4764/2013, от 03.08.2010 по делу N А56-49075/2009, от 14.11.2007 по делу N А56-33572/2006).
- Постановление ФАС Центрального округа от 05.08.2010 по делу N А64-3986/09.
- Постановление ФАС ЗСО от 20.07.2009 N Ф04-4134/2009 (10406-A67-42).
Также Конституционный Суд в Определении от 02.10.2003 N 384-О указал, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС, соответственно вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога.
При этом, если арбитражная практика свидетельствует, что налогоплательщик вправе предъявить к вычету НДС только при наличии чеков ККТ (с выделенной суммой налога), то Минфин РФ в своих письмах излагал иную позицию по этому вопросу. По нашему мнению, такая позиция финансового ведомства ставит налогоплательщиков, приобретающих товары за наличный расчет, в худшее положение по сравнению с теми плательщиками НДС, которые осуществляют покупки за безналичный расчет.
Ответ: В связи с письмом о принятии к вычету налога на добавленную стоимость Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров в Российскую Федерацию, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3 и 6-8 статьи 171 Кодекса.
Указанными пунктами 2.1, 3 и 6-8 статьи 171 Кодекса предусмотрены особенности вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.
Вычет сумм налога на добавленную стоимость в отношении иных случаев приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) без наличия счетов-фактур Кодексом не предусмотрен.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 марта 2019 г. N 03-07-09/20252
Текст письма опубликован не был