Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 января 2019 г. N 03-15-05/4744
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу о списании на основании части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся по состоянию на 1 января 2017 года, и сообщает следующее.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании вышеуказанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
В период до 1 января 2017 года положениями части 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривалось, в частности, что если в информации о налогоплательщике за расчетный период, переданной налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов (в Пенсионный фонд Российской Федерации), отсутствуют сведения о его доходах (из которых определялся размер страховых взносов) в связи с непредставлением им необходимой отчетности в налоговые органы, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.
При этом возникшая недоимка по страховым взносам была обусловлена, как правило, непредставлением индивидуальным предпринимателем налоговой отчетности в связи с неполучением дохода по причине отсутствия деятельности.
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ, в связи с невозможностью взыскания, такая недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, исчисленная исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда в связи с непредставлением индивидуальным предпринимателем налоговой отчетности, а также задолженность по соответствующим пеням и штрафам, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию.
По информации Управления ФНС России, налогоплательщик состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 19.03.2003 по настоящее время, и в период с 2003 по 2017 год им осуществлялась предпринимательская деятельность и представлялись налоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и, по сведениям Отделения ПФР (письмо от 24.01.2019 N 16-20/3/373), недоимка по страховым взносам и задолженность по пеням за периоды до 01.01.2017 образовались в связи с неуплатой страховых взносов за 2014-2016 год, рассчитанных в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ (а не в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, основания по признанию безнадежной к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням за периоды до 01.01.2017 в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ отсутствуют.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 января 2019 г. N 03-15-05/4744
Текст письма опубликован не был