Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 января 2019 г. N 03-04-05/1122
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части вопроса об освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц, а также о снижении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателем за своих работников, сообщает следующее.
1. Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 207 Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Таким образом, заработная плата является доходом налогоплательщика, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц.
Кроме того, действующая система налогообложения по налогу на доходы физических лиц ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, каждый из которых направлен на поддержку определенной категории граждан.
Налог на доходы физических лиц является одним из основных источников формирования доходной части региональных бюджетов и местных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поэтому освобождение от уплаты налога одной категории налогоплательщиков создает прецедент для подобных обращений от иных категорий налогоплательщиков, что приведет к значительному сокращению доходов региональных и местных бюджетов, большинство которых является дотационными.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц отдельным категориям граждан не предусмотрено.
2. В соответствии с главой 34 "Страховые взносы" Кодекса (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах") для основной категории плательщиков страховых взносов на бессрочный период установлен тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов с предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и 10 процентов сверх предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Следует отметить, что своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном пенсионном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования. Требование своевременной и полной уплаты страховых взносов отражает не только частные, но и определенные принципом солидарности публичные интересы.
Согласно статье 33.1. Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) установленный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов с предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования распределяется на индивидуальную часть тарифа страховых взносов в размере 16 процентов и на солидарную часть тарифа страховых взносов в размере 6 процентов.
Исходя из положений Федерального закона N 167-ФЗ, индивидуальная часть тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете. Солидарная часть тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, не связанных с пенсионными накоплениями.
При этом солидарный принцип позволяет аккумулировать и распределить поступившие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в пользу граждан, потерявших кормильца или трудоспособность по причине возраста или инвалидности.
Кроме того, уплачиваемые работодателями с выплат работникам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по солидарному принципу являются основным источником финансирования выплат страховых пенсий и фиксированных выплат к ним нынешним пенсионерам.
В связи с вышеизложенным, реализация вышеуказанного предложения о снижении тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при сохранении уровня страхового обеспечения застрахованных лиц приведет к увеличению расходных обязательств государства на пенсионное обеспечение в системе обязательного пенсионного страхования, что потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета для обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, поддержать предложение по снижению тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не представляется возможным.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 января 2019 г. N 03-04-05/1122
Текст письма опубликован не был