Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 февраля 2019 г. N 03-05-05-01/12026
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налоговой базы объекта недвижимого имущества, учтенного в бухгалтерском учете как единый инвентарный объект (единое офисное пространство), в отношении части нежилого помещения, не включенной в перечень объектов недвижимого имущества в рамках статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и сообщает, что ввиду отсутствия документов на объекты недвижимого имущества дать ответ по существу не представляется возможным.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено указанной статьей. Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее - Перечень).
К таким объектам отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Полагаем, что налогообложение объектов недвижимого имущества в рамках 378.2 Кодекса должно основываться на принципах достоверности и объективности информации об объектах недвижимого имущества и преобладания экономической сущности над формой.
Поэтому если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
При этом помещения в указанных зданиях могут не включаться в Перечень, однако включение здания в Перечень с соответствующим кадастровым номером здания и его адресом является основанием применения норм статьи 378.2 Кодекса в отношении этих объектов.
Если здание (строение, сооружение) не признается административно-деловым центром или торговым центром (комплексом), в связи с чем не включается в Перечень, то зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости указанные в пункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса нежилые помещения в этом здании (строении, сооружении) с соответствующим кадастровым номером этого помещения и адресом должны быть включены в Перечень исходя из назначения, разрешенного или фактического использования нежилых помещений с учетом условия, установленного пунктом 5 статьи 378.2 Кодекса.
С учетом изложенного, по мнению Департамента, если нежилые Помещения в объекте недвижимого имущества, являющемся единым инвентарным объектом, имеют один кадастровый номер, то налоговая база по налогу на имущество организаций в этом случае должна определяться исходя из кадастровой стоимости единого инвентарного объекте-движимого имущества вне зависимости от невключения в Перечень части единого инвентарного объекта недвижимого имущества.
Если нежилые помещения, входящие в состав объекта недвижимого имущества - единого инвентарного объекта, имеют разные кадастровые номера, то налоговая база в отношении нежилого помещения, не включенного в Перечень, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса как среднегодовая стоимость имущества исходя из остаточной стоимости (первоначальной стоимости за минусом амортизации) нежилого помещения.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уполномоченный орган исполнительной власти региона не позднее 1 числа очередного периода по налогу на имущество организаций определяет перечень объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости. К таким объектам отнесены в т. ч. административно-деловые и торговые центры, а также помещения в них.
Если помещения в едином инвентарном объекте имеют один кадастровый номер, то база по налогу должна определяться исходя из кадастровой стоимости единого объекта вне зависимости от включения в перечень части объекта.
Если помещения имеют разные кадастровые номера, то налоговая база в отношении имущества, не включенного в перечень, определяется как среднегодовая стоимость исходя из остаточной стоимости нежилого помещения.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 февраля 2019 г. N 03-05-05-01/12026
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 29 марта 2019 г. N 12