В целях выполнения требований Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности", а также Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов", введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2015 N 217н:
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Методику расчета максимальной величины грузооборота на сети ОАО "РЖД".
2. Начальнику Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития А.В. Рышкову, начальнику Управления консолидированной отчетности по международным стандартам финансовой отчетности Д.П. Устичу, генеральному директору АО "ИЭРТ" Ю.Н. Федорову руководствоваться данной методикой при расчете максимальной величины грузооборота на сети ОАО "РЖД".
3. Начальнику Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития А.В. Рышкову, генеральному директору АО "ИЭРТ" Ю.Н. Федорову подготовить предложения по автоматизации в 2019 году расчетов грузонапряженности участков сети ОАО "РЖД" с определением максимальной величины грузооборота сети.
4. Начальнику Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития А.В. Рышкову, генеральному директору АО "ИЭРТ" Ю.Н. Федорову обеспечить расчет максимальной величины грузооборота за 2018 год в соответствии с предлагаемой методикой в срок не позднее 1 февраля 2019 года.
Первый заместитель генерального |
В.В. Михайлов |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 18 декабря 2018 г. N 2717/р
Методика расчета максимальной величины грузооборота
1. Общие положения
Настоящая методика расчета максимальной величины грузооборота, который инфраструктура ОАО "РЖД" способна обеспечить в ее текущем состоянии, разработана с целью тестирования генерирующих единиц холдинга "РЖД" на обесценение в целях выполнения требований Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности", а также Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов", введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2015 N 217н.
Решение задачи по определению максимальной величины эксплуатационного грузооборота в млрд, ткм нетто с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии, который инфраструктура ОАО "РЖД" способна обеспечить в ее текущем состоянии на конец отчетного периода (без учета реализации инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры после отчетного периода), лежит в области нахождения баланса между потенциальной возможностью использования невостребованных объемов пропускных и провозных способностей инфраструктуры за отчетный период и потенциальным дополнительным спросом участников транспортного рынка на перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Определение влияния прогнозных макроэкономических и отраслевых показателей, а также мировой экономической конъюнктуры на максимальную величину грузооборота и потенциального спроса на грузовые перевозки основано на утвержденных в ОАО "РЖД" методических подходах, используемых при разработке Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО "РЖД" и формируемой на ее основе Долгосрочной программы развития ОАО "РЖД": Методика среднесрочного и долгосрочного прогнозирования объемов погрузки грузов на сети железных дорог (утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 23.07.2012 N 1451р); Методические рекомендации по прогнозированию объемов железнодорожных грузовых перевозок на основе данных крупней компаний-грузовладельцев с учетом перспективных показателей экономического развития Российской Федерации (утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 15.12.2017 N 2624р).
Расчет максимальной величины эксплуатационного грузооборота по сети железных дорог ОАО "РЖД" проводится в 5 этапов:
1. Определение потенциального дополнительного объема перевозок грузов на сети ОАО "РЖД";
2. Распределение потенциального дополнительного объема перевозок грузов по родам грузов и полигонам сети ОАО "РЖД";
3. Корректировка потенциальных дополнительных объемов перевозок грузов на сети железных дорог ОАО "РЖД" в соответствии с пропускными и провозными возможностями железнодорожной инфраструктуры;
4. Расчет величины максимального грузооборота без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии.
5. Расчет величины максимального грузооборота с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии.
2. Система показателей
Система показателей представлена обобщающим (результативным) показателем - объемом максимального грузооборота на сети железных дорог ОАО "РЖД" с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии (, млрд ткм) и дополнительными показателями, использованными при его расчете:
1. Фактические показатели:
- фактический грузооборот на сети железных дорог ОАО "РЖД" с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии (млрд, ткм);
- фактический грузооборот на сети железных дорог ОАО "РЖД" без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии (млрд, ткм);
- фактический объем перевозок на сети железных дорог ОАО "РЖД" (млн т);
- фактическое значение индекса промышленного производства в России (% накопленным итогом к базовому году);
М - фактический уровень использования производственных мощностей (%).
2. Расчетные показатели:
- потенциальный объем перевозок на сети железных дорог ОАО "РЖД" (млн т);
- потенциальный дополнительный объем перевозок грузов без учета пропускных и провозных возможностей железнодорожной инфраструктуры общего пользования (млн т);
- потенциальный дополнительный объем перевозок грузов учетом пропускных и провозных возможностей железнодорожной инфраструктуры общего пользования (млн т)
- потенциальный дополнительный грузооборот без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии, с учетом пропускных и провозных возможностей железнодорожной инфраструктуры общего пользования (млрд, ткм нетто);
- потенциальным максимальным грузооборот на сети железных дорог ОАО "РЖД" без учета порожнего пробега приватных и арендованных вагонов, с учетом пропускных и провозных возможностей железнодорожной инфраструктуры общего пользования (млрд, ткм нетто);
l - средняя дальность перевозки грузов по определенному полигону сети железных дорог (км);
- потенциальное значение индекса промышленного производства в России (% накопленным итогом к базовому году).
- значение прогнозного индекса промышленного производства из актуального прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленный Министерством экономического развития, по целевому варианту (% к предыдущему году).
3. Индексы:
n - расчетный период (год) для которого производятся вычисления;
n-1 - период предшествующий расчетному;
i - группа груза;
j - полигон железнодорожной сети.
3. Информационная база
Для расчета максимальной величины эксплуатационного грузооборота в целом по сети железных дорог используются следующие источники информации:
1. Корпоративное информационное хранилище ГВЦ РЖД:
- Объем перевозок грузов по родам грузов и видам сообщения по сети железных дорог ОАО "РЖД";
- Объем перевозок грузов по родам грузов и видам сообщения в разрез отдельных дорог отправления и назначения.
2. Статистическая отчетность по форме ЦО-12 "О перевозке грузов, их пробегах и доходах от них":
- Объем перевозки грузов, млн т;
- Грузооборот с/без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии, млрд ткм.
3. Статистическая информация Росстата:
- Индекс промышленного производства по субъектам Российской Федерации, % к предыдущему году;
- Индекс промышленного производства Российской Федерации, % к предыдущему году;
- Индекс производства по Российской Федерации, % к соответствующему периоду предыдущего года;
- Индексы производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по субъектам Российской Федерации;
- Индексы производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" по субъектам Российской Федерации;
- Уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции.
4. Актуальный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, разработанный Министерством экономического развитии Российской Федерации:
- Прогнозный индекс промышленного производства.
5. Актуальная Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО "РЖД".
6. Долгосрочная программа развития ОАО "РЖД".
7. Паспорта наличной пропускной способности железных дорог ОАО "РЖД".
8. Комплексные инвестиционные проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры ОАО "РЖД":
- Развитие железнодорожной инфраструктуры ОАО "РЖД" на подходах к портам Северо-Запада России;
- Развитие железнодорожной инфраструктуры ОАО "РЖД" на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна;
- Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей;
- Другие проекты.
4. Определение потенциального дополнительного объема перевозок грузов на сети ОАО "РЖД"
Потенциальный дополнительный объем перевозок грузов по сети железных дорог ОАО "РЖД" без учета пропускных и провозных возможностей железнодорожной инфраструктуры общего пользования для расчетного года n определяется как разница между фактически достигнутыми объемами перевозок и потенциальными объемами перевозок:
, (1)
- величина потенциального дополнительного объема перевозок грузов на сети железных дорог ОАО "РЖД", млн т;
- потенциальный объем перевозок грузов на сети железных дорог ОАО "РЖД" на расчетный год, млн т;
- фактический объем перевозок грузов на сети железных дорог ОАО "РЖД", млн т.
Потенциальные объемы перевозок рассчитываются как потенциальный дополнительный спрос на услуги железнодорожного транспорта со стороны грузоотправителей:
, (2)
где - потенциальный объем перевозок грузов на сети железных дорог ОАО "РЖД" в расчетный год n, млн т;
- потенциальным индекс промышленного производства, в расчетным год N накопленным итогом от базового года;
- коэффициент зависимости объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом от индекса промышленного производства.
Потенциальный индекс промышленного производства в расчетный год накопленным итогом от базового года определяется через корректировку фактического индекса промышленного производства по принципу возможности полного использования существующих производственных мощностей.
Корректировка фактического индекса промышленного производства на расчетный год при наличии необходимой исходной информации определяется по формуле:
, (3)
где - потенциальный индекс промышленного производства в расчетный год N накопленным итогом от базового года;
- фактический индекс промышленного производства в год n, предшествующий расчетному (накопленным итогом к базовому году);
- фактический уровень использования производственных мощностей в расчетный год n.
При отсутствии необходимой информации об использовании производственных мощностей в промышленности Российской Федерации значение индекса промышленного производства на расчетный год (накопленным итогом к базовому году) определяется по формуле:
, (4)
- потенциальный индекс промышленного производства в расчетный год накопленным итогом от базового года;
- фактический индекс промышленного производства в год, предшествующий расчетному (накопленным итогом к базовому году);
- прогнозный индекс промышленного производства на расчетный год из актуального прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленный Министерством экономического развития Российской Федерации.
Значение показателя для базового года принимается равным 100%. В качестве базового года выбирается год, отстоящий от года, для которого рассчитывается значение потенциального максимального грузооборота, на временной интервал не менее 10 лет.
Значение коэффициента зависимости определяется по методу наименьших квадратов с привлечением двух рядов данных:
- фактического объема перевозок грузов на сети железных дорог ОАО "РЖД" по годам, за период с базового года по год, предшествующий тому, для которого рассчитывается потенциальный максимальный грузооборот;
- индекса промышленного производства накопленным итогом от базового года, по годам, за период от базового года (приравнивается к 100%) по год, предшествующий тому, для которого рассчитывается потенциальный максимальный грузооборот.
При наличии в рассматриваемой модели нехарактерных флуктуаций соответствующие показатели сглажены с учетом средних для отчетного период величин.
5. Распределение потенциального дополнительного объема перевозок грузов по родам грузов и полигонам сети ОАО "РЖД"
Распределение потенциального дополнительного объема перевозок по родам грузов производится в соответствии с 10 родами грузов:
- Уголь каменный;
- Кокс каменноугольный;
- Нефтяные грузы;
- Руды всякие;
- Черные металлы;
- Лесные грузы;
- Минерально-строительные грузы;
- Удобрения;
- Хлебные грузы;
- Прочие грузы.
Распределение потенциального дополнительного объема перевозок грузов по сети железных дорог ОАО "РЖД" производится по укрупненным полигонам:
- Восточный полигон (Дальневосточная, Забайкальская, Восточно-Сибирская, Красноярская железные дороги);
- Северо-Западный полигон (Калининградская, Октябрьская, Северная железные дороги);
- Южный полигон (Северо-Кавказская, Приволжская, Юго-Восточная железные дороги);
- Урало-Сибирский полигон (Западно-Сибирская, Свердловская, Южно-Уральская железные дороги);
- Центральный полигон (Московская, Горьковская, Куйбышевская железные дороги).
Потенциальный дополнительный объем перевозок на расчетный период n по группам грузов i и полигону j распределяется в соответствии с динамикой прироста (разница фактических объемов расчетного года и предшествующего) объемов прибытия грузов в полигон:
, (5)
где - расчетный потенциальный дополнительный объем перевозок груза группы i по полигону j в расчетном году n без учета пропускных и провозных возможностей железнодорожной инфраструктуры общего пользования, млн т;
- величина потенциального дополнительного объема перевозок грузов на сети железных дорог ОАО "РЖД" в расчетном году n без учета пропускных и провозных возможностей железнодорожной инфраструктуры общего пользования, млн т;
- фактический объем перевозок грузов группы i по полигону j в расчетный год, млн т;
- фактический объем перевозок грузов группы i по полигону j в год, предшествующий расчетному, млн т;
- фактический объем перевозок всех грузов на сети железных дорог ОАО "РЖД" в расчетном году n, млн т;
- фактический объем перевозок всех грузов на сети железных дорог ОАО "РЖД" в год, предшествующий расчетному, млн т.
Полученный потенциальный дополнительный объем перевозок грузов в разрезе выделенных полигонов и групп грузов распределяется по основным направлениям железнодорожной сети пропорционально объемам в корреспонденциях, формирующих основной объем сетевого грузооборота.
6. Корректировка потенциальных дополнительных объемов перевозок грузов на сети железных дорог ОАО "РЖД" в соответствии с провозными и пропускными возможностями железнодорожной инфраструктуры
Определение потенциальных дополнительных объемов перевозок грузов на сети железных дорог ОАО "РЖД" с учетом возможностей инфраструктуры общего пользования производится с учетом положений Методики определения пропускной и провозной способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.07.2018 N 266.
В соответствии с Методикой пропускная способность расчетного железнодорожного участка рассчитывается по следующим элементам железнодорожной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования: перегоны; железнодорожные станции; устройства тягового электроснабжения электрифицированных железнодорожных линий; технические устройства локомотивного хозяйства.
Пропускная способность железнодорожного участка, рассчитанная по перегонам, уменьшается, исходя из пропускных способностей:
железнодорожных станций, ограничивающих данный железнодорожный участок;
устройств тягового электроснабжения, которыми оборудован данный железнодорожный участок;
технических устройств локомотивного хозяйства, обслуживающих данный железнодорожный участок.
Результатом расчета пропускной способности расчетного железнодорожного участка является пропускная способность элемента железнодорожной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, имеющей наименьшую пропускную способность.
Количество миллионов тонн груза, которое может быть перевезено по железнодорожному участку за год при заданном числе пассажирских поездов, определяется по расчетным железнодорожным участкам в грузовом направлении (направлении следования преобладающего грузопотока), считается провозной способностью этого железнодорожного участка.
, (6)
где - результирующие технически допустимые размеры грузового движения по расчетному железнодорожному участку в грузовом направлении с учетом допустимого уровня заполнения пропускной способности, поездов/сутки;
- средневзвешенная масса брутто грузовых поездов, проследующих по участку в грузовом направлении, т;
- отношение массы состава нетто к массе состава брутто (с учетом порожнего количества вагонов, следующих в грузовых поездах в грузовом направлении).
Технически допустимые размеры грузового движения по расчетному железнодорожному участку в грузовом направлении определяются по формуле:
, (7)
где ,
,
,
- пропускная способность расчетного железнодорожного участка в грузовом направлении соответственно по перегонам при непараллельном графике движения поездов, железнодорожным станциям, устройствам тягового электроснабжения, техническим устройствам локомотивного хозяйства, поездов/сутки;
,
,
,
- допустимые коэффициенты заполнения пропускной способности расчетного железнодорожного участка соответственно по перегонам при непараллельном графике движения поездов, железнодорожным станциям, устройствам тягового электроснабжения, техническим устройствам локомотивного хозяйства.
Для определения потенциальных дополнительных объемов перевозок грузов на сети железных дорог ОАО "РЖД" в учетом возможностей инфраструктуры, на основании данных о распределении дополнительных объемов по сети железных дорог, определяются дополнительные размеры движения грузовых поездов и производится сравнение с имеющимися резервами пропускной способности.
В случае превышения дополнительных размеров движения грузовых поездов над резервами пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры рассматривается возможность обеспечения потенциальных дополнительных объемов перевозок путем переключения на параллельные направления (с учетом наличия на этих направлениях резервов пропускной и провозной способностей). При отсутствии возможности перераспределения на параллельные направления производится корректировка потенциальных дополнительных объемов перевозок грузов до максимально возможного уровня использования пропускной и провозной способности.
Таким образом, после нескольких итераций определяется потенциальный дополнительный объем, который мог бы быть перевезен по существующей инфраструктуре ОАО "РЖД".
7. Расчет величины потенциального максимального грузооборота без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии
Величина максимального грузооборота на сети железных дорог ОАО "РЖД" без учета пробега порожних вагонов иных собственников для расчетного года n рассчитывается по формуле:
, (8)
где - потенциальный максимальный грузооборот на сети железных дорог ОАО "РЖД" без учета пробега порожних вагонов иных собственников на расчетный год n, млрд, ткм;
- фактический грузооборот на сети железных дорог ОАО "РЖД" в расчетном году n без учета пробега порожних вагонов иных собственников, млрд, ткм;
- потенциальный дополнительный грузооборот по группе груза i и полигону j в расчетном году n без учета пробега порожних вагонов иных собственников с учетом возможностей железнодорожной инфраструктуры общего пользования, млрд ткм.
Потенциальный дополнительный грузооборот по группе груза i и полигону j определяется через использование данных о потенциальном дополнительном объеме перевозок грузов группы n и полигону назначения j:
, (9)
где - потенциальный дополнительный грузооборот по группе груза i и полигону j на расчетный год n с учетом возможностей железнодорожной инфраструктуры общего пользования, млрд, ткм;
- потенциальные дополнительные объемы перевозок грузов по группе груза i и полигону j на расчетный год с учетом возможностей железнодорожной инфраструктуры общего пользования, млн т;
- фактическая средняя дальность перевозок по группе груза i и полигону j на расчетный год, определяемая с учетом потенциальной структуры перевозок по видам сообщения и родам грузов в разрезе рассматриваемых полигонов, км.
С учетом структуры прироста объемов перевозок грузов по родам грузов и видам сообщения, сложившихся за десятилетний период, предшествующий расчетному году, выполняется корректировка расчетной средней дальности перевозки грузов исходя из преобладающих в структуре прироста родов грузов и видов сообщения.
8. Расчет величины максимального грузооборота с учетом порожнего пробега вагонов иных собственников
Потенциальный максимальный грузооборот на сети железных дорог ОАО "РЖД" с учетом порожнего пробега вагонов иных собственников рассчитывается по формуле:
, (10)
где - потенциальный максимальный грузооборот на сети железных дорог ОАО "РЖД" на расчетный год n с учетом порожнего пробега приватных и арендованных вагонов, млрд, ткм;
- потенциальный максимальный грузооборот на сети железных дорог ОАО "РЖД" без учета пробега порожних вагонов иных собственников на расчетный год n, млрд, ткм;
- фактический грузооборот на сети железных дорог ОАО "РЖД" на расчетный год n с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии, млрд, ткм;
- фактический грузооборот на сети железных дорог ОАО "РЖД" на расчетный год n без учета пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии, млрд ткм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 18 декабря 2018 г. N 2717/р "Об утверждении методики расчета максимальной величины грузооборота на сети ОАО "РЖД"
Текст распоряжения опубликован в журнале "Экономика железных дорог", 2019 г., N 3