Представление Счетной палаты РФ от 24 мая 2016 г. N ПР 04-71/04-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Оценка результативности использования средств федерального бюджета на обеспечение надлежащего технического состояния объектов федерального недвижимого имущества за рубежом, используемых для обеспечения деятельности представительств Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству" (при необходимости с выездом по месту расположения объектов недвижимого имущества в соответствии с отдельными распоряжениями Председателя Счетной палаты Российской Федерации) в Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Россотрудничество, Агентство), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. B ходе контрольного мероприятия выявлены признаки расходования представительством Агентства в Болгарии средств федерального бюджета на цели, не соответствующие целям их предоставления, в размере 1 823,97 тыс. долларов США (расчетно 60 498.83 тыс. рублей),
Так, между Россотрудничеством в лице представителя Россотрудничества в Болгарии В.В. Баженова и АД "Болкан Кънстракшън" (Болгария) заключен госконтракт от 8 октября 2013 г. N 002 на выполнение работ по капитальному ремонту здания Российского культурно-информационного центра в Болгарии.
Вместе с тем, техническим заданием госконтракта от 8 октября 2013 г. N 002 предусмотрено осуществление нового строительства. Анализ актов общего осмотра здания от 27 сентября 2013 года и от 14 октября 2015 года показал, что по результатам проведения капитального ремонта здания увеличена общая площадь строения на 567,05 м2 (с 12 900 м2 до 13 467,05 м2).
Анализ экспликации помещений по этажам здания представительства в Болгарии показал, что осуществлена пристройка к зданию представительства Россотрудничества в Болгарии.
Кроме того, к проверке было представлено разрешение на строительство, выданное мэрией г. Софии от 6 ноября 2013 г. N 168, для проведения работ по переустройству, пристройке, надстройке ресторана при Российском культурно-информационном центре.
При этом, нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о строительстве либо реконструкции указанного объекта, как это предусмотрено частью 3 статьи 8 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", не принимался.
Проверкой установлено, что документы, на основании которых произведено планирование бюджетных ассигнований на проведение капитального ремонта здания представительства в Болгарии в Агентстве отсутствуют, сводный сметный расчет стоимости строительства в архиве не обнаружен.
Бюджетными сметами на 2013 и 2014 годы представительству Агентства в Болгарии предусмотрены бюджетные средства в размере 2 646,5 тыс. долларов США по виду расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", по которому, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина от 1 июля 2013 г. N 65н, отражается расходы государственных учреждений по капитальному ремонту, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
Вместе с тем, фактически произведены расходы на иные цели - реконструкция ресторана представительства в Болгарии, которые должны производиться по виду расходов 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности", по которому отражаются расходы федерального бюджета по государственным контрактам на строительство (реконструкцию), что свидетельствует о признаках нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 1 823,97 тыс. долларов США (расчета" 60 498,83 тыс, рублей).
Кроме того ООО "ПРОЕКТ" в отчете по осуществлению строительного контроля за январь 2014 года отмечает, что подрядчиком произведена замена материалов без согласования с заказчиком. Вместе с тем, работы были оплачены в соответствии с Актами сдачи-приемки выполненных работ.
Также в указанном отчете указано, что внесены изменения в дизайн интерьера и схему водоснабжения, не предусматривающие выполнение некоторых работ, указанных в локальной смете к госконтракту, при этом их оплата в размере 6,98 тыс. долларов США произведена.
Указанные факты свидетельствует о нарушении должностными лицами, в обязанности которых входила приемка и оплата выполненных работ, статей 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий госконтракта от 8 октября 2013 г. N 002 (пункты 1, 2, 2.4) и причинении ущерба экономическим интересам государства.
2. В ходе контрольного мероприятия Россотрудничество представило сканированные документы в отношении проведения капитального ремонта здания представительства в Болгарии, анализ которых показал следующее.
Было представлено два идентичных по своему содержанию приказа представительства Россотрудничества в Болгарии от 13 января 2014 г. N 64-16-пр и от 13 февраля 2014 г. N 64-16-пр, которыми образована приемочная комиссия по сдаче-приемке объекта в эксплуатацию и утвержден ее состав.
Несмотря на то, что в соответствии с актами о приемке выполненных работ, все работы выполнены полностью, приемочной комиссией был составлен первый акт осмотра объекта и выявления дефектов от 18 января 2014 года (подписан В.В. Баженовым, М.С. Черняком, С.А. Смитюшенко, А.В. Гришиным, Р.И. Аврамовым), где зафиксирован ряд невыполненных работ. Выявленные актом осмотра объекта и выявления дефектов от 18 января 2014 года дефекты должны быть устранены в срок до 19 января 2014 года.
Второй акт осмотра объекта и выявления дефектов был составлен 18 февраля 2014 года (также подписан В.В. Баженовым, М.С. Черняком, С.А. Смитюшенко, А.В. Гришиным, Р.И. Аврамовым), по перечню замечаний он полностью дублирует первый акт осмотра объекта и выявления дефектов от 18 января 2014 года. При этом срок устранения недостатков установлен уже до 28 февраля 2014 года.
Также в рамках проверки было представлено два акта сдачи-приемки объекта в эксплуатацию от 20 января 2014 года и от 20 марта 2014 года, которые по содержанию полностью идентичны.
3. Анализ ведомственных актов Россотрудничества в части проведения закупок за рубежом показал их несогласованность, а также необходимость приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.
3.1. В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения запроса котировок на территории иностранного государства представительствами Россотрудничества за рубежом, утвержденного приказом Россотрудничества от 14 марта 2014 г. N 0034-пр (далее - Порядок проведения запроса котировок за рубежом), для подготовки обоснования цены проводится запрос цен функционирующего рынка товаров, работ и услуг.
На основании данного положения представительствами Россотрудничества за рубежом использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), в том числе для обоснования начальной (максимальной) цены контракта на проведение работ по капитальному ремонту, что не соответствует положениям частей 6 и 9 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которым определение начальной (максимальной) цены контракта на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию зданий осуществляется на основании проектной документации.
Установлено, что представительства Россотрудничества в Финляндии, Венгрии, Непале при наличии разработанной и утвержденной проектной документации, проектно-сметный метод для обоснования цены контрактов не использовался, что привело к завышению начальной (максимальной) цены госконтракта расчетно на общую сумму 21 215,12 тыс. рублей и, как следствие, к увеличению стоимости госконтрактов расчетно на общую сумму 18 247,93 тыс. рублей.
Например, в нарушение частей 6 и 9 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ представительство в Финляндской Республике определило начальную (максимальную) цену контракта на осуществление капитального ремонта внутренних инженерных сетей и капитальною ремонта здания на основании коммерческих предложений 4 компаний в размере 6 110,25 тыс. долларов США. Вместе с тем, в соответствии со сводным сметным расчетом стоимости работ по капитальному ремонту внутренних инженерных сетей и капитального ремонта здания, стоимость работ определена в размере 4 585,83 тыс. долларов США (154 571,35 тыс. рублей).
Таким образом, завышение начальной максимальной цены контракта расчетно составило 1 524,42 тыс. долларов США (54 939,33 тыс. рублей), что привело к завышению стоимости госконтракта от 8 сентября 2014 г. N 1 расчетно на 84,17 тыс, долларов США (3 107,72 тыс. рублей).
3.2. В нарушение части 3 статьи 78 Федерального закона N 44-ФЗ, предусматривающей возможность подачи участниками запроса котировок заявок на участие в запросе котировок до вскрытия конвертов с такими заявками, пунктом 10 Порядка проведения запроса котировок за рубежом предусмотрено, что при вскрытии конвертов комиссия объявляет о возможности участников подать заявку, отозвать заявку, подать изменения к ранее поданной заявке.
4. В нарушение части 23 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ основная часть контрактных служащих Агентства не имели профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Так, из общего числа контрактных служащих только 9 сотрудников (7,7%) прошли обучение в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, из которых 7 сотрудников в последующем были уволены.
5. В соответствии с Положением о контрактной службе Россотрудничества она состоит из сотрудников Агентства и сотрудников загранаппарата (руководители представительств Россотрудничества). Вместе с тем, функционал руководителей представительств Россотрудничества не определен, что не соответствует пункту 10 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631, согласно которому руководитель контрактной службы в целях повышения эффективности работы работников контрактной службы при формировании организационной структуры определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяя определенные положением о контрактной службе функциональные обязанности между указанными работниками.
На момент проведения проверки в структуре Россотрудничества часть подразделений реорганизована, из 117 сотрудников контрактной службы уволены 50 человек (42,7%). При этом соответствующие изменения в состав контрактной службы не внесены. Должностные регламенты контрактных служащих не разработаны и не утверждены.
6. Планы-графики размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Россотрудничества на 2014 год и на 2015 год (далее - План-график на 2014 год, План-график на 2015 год соответственно) не содержали информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации.
Только через 6 месяцев в План-график на 2014 год включена информация о закупках за рубежом, при этом 68% закупок от запланированных были проведены, а по некоторым закупкам уже исполнены и оплачены контрактные обязательства.
7. В нарушение пункта 2 Порядка проведения запроса котировок за рубежом в представительствах Россотрудничества в Финляндской Республике и Венгерской Республике планы-графики проведения закупок на 2014 и 2015 годы не составлялись.
Представительство в Аргентине представило два плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на 2014 год, в которых предусмотрены проведение запроса котировок с разными ориентировочными начальными (максимальными) ценами - 508,75 тыс. долларов США и 480,0 тыс. долларов США соответственно.
Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что в Россотрудничестве отсутствуют в полном объеме сведения в отношении закупок, осуществленных представительствами Агентства за рубежом, а также заключенных контрактах за период 2014 - 2015 годов.
8. Проверкой установлено несоблюдение проектно-сметной документации при проведении в 2014 - 2015 годах капитального ремонта здания представительства в Непале. Так, представительством в Непале в техническое задание к извещению о проведении запроса котировок были добавлены позиции общей стоимостью 49,48 тыс. долларов США и исключен ряд позиций стоимостью более 56,73 тыс. долларов США, не предусмотренных сметным расчетом.
9, Представительства систематически нарушали требования к содержанию документации о закупке, предусмотренные Федеральным законом N 44-ФЗ.
9.1. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ в 2014 году все извещения о проведении запроса котировок на определение подрядчиков по выполнению функций технического заказчика для разработки проектно-сметной документации, проведения капитального ремонта зданий и на поставку оборудования, осуществление строительного контроля не содержали обоснование максимальной цены контракта, в 2015 году: представительство в Шри-Ланке - 1 извещение (на разработку проектно-сметной документации); представительство в Непале - 1 извещение (на проведение ремонта комплекса строений).
9.2. В нарушение пункта 3 части 1 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ извещение о проведении запроса котировок на выполнение работ по капитальному ремонту здания представительство Агентства в Люксембурге содержало недостоверные данные о дате проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.
Так, в указанном извещении дата проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок в двух разных местах установлена 8 марта 2015 года и 8 апреля 2015 года соответственно.
9.3. В нарушение части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок в ноябре 2015 года на выполнение работ по ремонту комплекса строений представительства в Непале (г. Катманду) отсутствует адрес электронной почты и номер контактного телефона ответственного должностного лица заказчика.
10. В нарушение части 3 статьи 78 Федерального закона N 44-ФЗ и пункта 7 Порядка проведения запроса котировок за рубежом в извещениях о проведении запроса котировок на выполнение капитального ремонта здания представительства в Люксембурге от 27 марта 2015 года, на выполнение текущего ремонта здания представительства в Республике Кипр от 11 декабря 2015 года и на оказание услуг технического заказчика для разработки проектно-сметной документации по капитальному ремонту здания РЦНК в Шри-Ланке от 18 декабря 2015 года содержалась информация о возможности подать заявку непосредственно в день проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.
11. В нарушение части 4 статьи 74 Федерального закона 44-ФЗ представительствами Россотрудничества в Непале и Индонезии направлялись запросы о предоставлении котировок на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания РЦНК в Непале (г. Катманду) и в Индонезии (г. Джакарта) в адрес организации (ООО "Процессинг Центр"), которая не занимается строительными (ремонтными) работами.
12. Установлены случаи, когда приглашения принять участие в запросе котировок (в том числе извещение и иные котировочные документы) направлялись иностранным компаниям на русском языке, что ограничивает доступ к информации о закупке, приводящей к необоснованному ограничению числа участников закупок (представительства в Индонезия, Непале, Республике Кипр). При этом статьей 8 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
13. При определении начальной (максимальной) цены контракта представительства Агентства в 2015 году использовали информацию, полученную от фирм, в предложениях которых отсутствуют реквизиты фирмы, подписи уполномоченного лица, оттиск печати. Вместе с тем пунктом 3.13.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для расчета начальной (максимальной) цены контракта (утверждены приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года N 567) не рекомендуется использовать информацию, полученную из анонимных источников.
14. В нарушение пункта 20 Порядка проведения запроса котировок за рубежом руководитель представительства в Республике Кипр Зайцев Ю.А. и руководитель представительства в Шри-Ланке Назаркин A.M. подписали государственные контракты на выполнение текущего ремонта здания РЦНК (на сумму 6,5 тыс. долларов США) и на разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта здания РЦНК (на сумму 124,0 тыс. долларов США) соответственно в день подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.
15. Установлены факты необоснованного включения в проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта здания представительства Россотрудничества в Венгрии некоторых видов работ при проведении капитального ремонта здания представительства Агентства в Венгрии на сумму 3 386,2 тыс. рублей.
Так, в проектно-сметную документацию, разработанную ООО "Техстрой" в рамках госконтракта от 23 декабря 2013 года, включен ремонт гаражного навеса общей стоимостью 48,22 тыс. долларов США1, при этом дефектным актом от 24 декабря 2013 года данные работы не предусмотрены. Кроме того, в акте общего осмотра гаражного навеса от 28 апреля 2014 г. зафиксировано, что гаражный навес не нуждается в капитальном ремонте, так как частичный ею ремонт проводился в рамках госконтракта от 27 августа 2013 года б/н подрядчиком "Referencia Epitoipari Kft". Капитальный ремонт навеса произведен и оплачен в полном объеме в рамках госконтракта от 27 июня 2014 г, N ГК-2014/1.
Также установлено, что в рамках госконтракта от 27 августа 2013 г. б/н, отремонтированы (шпаклевка и покраска) 25 окон и 20 дверей на 3 этаже, за что оплачены денежные средства в сумме 1 100,84 тыс. венгерских форинтов (эквивалентно 158,3 тыс. рублей). Вместе с тем, по истечении двух месяцев составлен акт общего осмотра здания представительства в Венгрии от 23 декабря 2013 года, в соответствии с которым были установлены признаки износа окон и дверей 3-го этажа здания, свидетельствующие о необходимости проведения капитального ремонта.
При этом гарантийные обязательства по ремонту окон и дверей в рамках госконтракта от 27 августа 2013 г. б/н составляли 2 года. Претензии со стороны госзаказчика к "Referencia Epitoipari Kft" не предъявлялись, аварийные акты не составлялись.
В рамках госконтракта от 27 июня 2014 г. N ГК-2014/1 были заменены все окна и двери, ремонт, грунтовка и окраска которых произведены ранее. Указанные факты свидетельствуют, о принятии должностными лицами представительства неэффективных управленческих решений в части планирования проведения ремонта окон и дверей, которые привели к дополнительным расходам федерального бюджета в 2014 году в сумме 158,3 тыс. рублей.
16. Установленные нарушения в сфере осуществления закупок свидетельствуют об отсутствии контроля со стороны Агентства за осуществлением функций государственных заказчиков своими представительствами, что не способствует принятию своевременных мер, направленных на пресечение нарушений при проведении закупок за пределами Российской Федерации.
17. В нарушение статьи 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должностные регламенты государственных гражданских служащих - сотрудников Управления обеспечения деятельности в Россотрудничестве не разработаны и не утверждены. Положение об Отделе управления имуществом Управления обеспечения деятельности по состоянию на 4 марта 2016 года не разработано и не утверждено.
18. Установлено, что за проверяемый период в Россотрудничестве отсутствуют документы и информация, на основании которых планировались и финансировались расходы на проведение капитального ремонта объектов недвижимости в полном объеме.
Указанное свидетельствует о не исполнении Управлением обеспечения деятельности Россотрудничества возложенных в соответствии с пунктом 2.1 Положения об Управлении, утвержденного приказом Агентства от 20 февраля 2016 г. N 0016-пр, полномочий в полном объеме - документооборот не обеспечивает передачу, сохранность и учет документов в порядке правопреемства.
19. Несмотря на неудовлетворительное состояние значительного числа объектов недвижимого имущества за рубежом, Россотрудничество при планировании расходов на проведение капитального ремонта не воспользовалось правом использовать остатки бюджетного финансирования прошлых лет и доходы от разрешенных видов деятельности на счетах представительств Агентства в качестве дополнительного источника финансового обеспечения сверх бюджетных ассигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Остатки денежных средств на счетах представительств Агентства за рубежом на 1 января 2014 года составляли 11 289,8 тыс. долларов США, на 1 января 2015 года - 11 642,52 тыс. долларов США (рост на 3,1%), а на 1 января 2016 года уже 14 692,6 тыс. долларов США (рост на 30% по сравнению с показателем на 1 января 2014 года).
20. Проверкой установлено, что в 2015 году были отвлечены бюджетные средства в размере 384,75 тыс. долларов США, что повлекло увеличение остатков денежных средств на счете представительства Агентства в Чили.
Так, Россотрудничество довело бюджетные ассигнования представительству в Чили в 2015 году 18 декабря 2015 года в размере 384,75 тыс. долларов США для оплаты услуг по проведению капитального ремонта здания (КБК 095 01 08 4130039 243), при этом их использование до особых указаний было запрещено. Котировочные процедуры по выбору подрядной организации с целью проведения капитального ремонта на 4 марта 2016 года еще не проведены.
21. В 2015 году в отсутствие документов, подтверждающих необходимость, увеличена сумма на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту здания РЦНК в Шри-Ланке на сумму 42,74 тыс. долларов США.
Так, 2 декабря 2015 года в соответствии с приказом Россотрудничества от 2 декабря 2015 г. N 0142-пр в план проведения капитальных ремонтов объектов недвижимости на 2015 год включены работы по разработке проектно-сметной документации на сумму 48,41 тыс. долларов США. Спустя семь дней утвержден уточненный план проведения капитальных ремонтов на 2015 год, в соответствии с которым стоимость указанных услуг уже составила 91,15 тыс. долларов США. Документы, подтверждающие необходимость увеличения расходов на разработку проектно-сметной документации на сумму 42,74 тыс. долларов США, в Агентстве отсутствуют. Госконтракт на разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта здания представительства в Шри-Ланке стоимостью 124,0 тыс. долларов США заключен Россотрудничеством только 30 декабря 2015 г. Денежные средства в 2015 году подрядной организации не перечислялись.
22. Проверка показала, что в Россотрудничестве отсутствует достоверная информация о проводимых капитальных ;а текущих ремонтах объектов недвижимого имущества, находящихся в его оперативном управлении. Данные, представленные Агентством и представительствами, разняться.
Отсутствие достоверных данных о проводимых ремонтах в зданиях Агентства за рубежом ведет не только к некачественному, неэффективному и непрозрачному планированию, но и не отражает реальной картины необходимости проведения капитального или текущего ремонтов.
Следствием чего явилось планирование выборочного капитального ремонта элементов зданий и сооружений, вместо комплексного, что не способствует поддержке объектов в надлежащем техническом состоянии, экономии бюджетных средств, а также увеличивает трудовые затраты на проведение котировочных процедур.
Так, капитальный ремонт элементов зданий и сооружений представительств в Болгарии, Венгрии, Финляндии проводился ежегодно, начиная с 2009 года. В результате на протяжении шести лет деятельность РЦНК была ограничена.
23. Установлено, что при наличии в оперативном управлении Россотрудничества объектов недвижимости, более нуждающихся в капитальном ремонте и используемых для непосредственного исполнения полномочий Россотрудничества, в 2013 - 2014 годах осуществлен капитальный ремонт ресторана в Болгарии (расположен в комплексе зданий представительства Агентства в Болгарии). При этом ресторан в течение последних двух лет сдается в аренду болгарской фирме для коммерческого использования.
24. Данные, содержащиеся в планах капитального ремонта, не анализировались Управлением делами Агентства.
Так, в планах капитального ремонта на 2014 и на 2015 годы содержится информация, что в Финляндии осуществляется капитальный ремонт ограждения здания и лифтового оборудования. Вместе с тем госконтракт на их ремонт не заключался, денежные средства не выделялись.
25. В нарушение пункта 5.4 ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", пункта 1.4 Положения о системе технического обслуживания и ремонта объектов недвижимости, арендуемых и находящихся в оперативном управлении Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству 2013 года Удалее - Положения о системе технического обслуживания и ремонта 2013 года) и пункта 1.3 Положения о системе технического обслуживания и ремонта объектов недвижимости, арендуемых и находящихся в оперативном управлении Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству 2014 года (далее - Положения о системе технического обслуживания и ремонта 2014 года) перспективные планы проведения капитального ремонта объектов недвижимого имущества, находящихся в оперативном управлении Агентства, в проверяемом периоде не составлялись и не утверждались.
26. Анализ имеющихся в наличии в Россотрудничестве актов осмотров показал, что зачастую они составлялись сотрудниками РЦНК формально.
Например, представительство Россотрудничества в Непале направило в Агентство два акта общего осмотра здания за один период, с разными заключениями комиссии: 1. Строение находится в удовлетворительном состоянии и нуждается только в текущем ремонте; 2. Строение требует капитального ремонта.
Кроме того, представительства Агентства систематически нарушали сроки предоставления актов осмотров зданий и сооружений в Россотрудничество, предусмотренные пунктом 3.5 (предоставляются в первую декаду марта и первую декаду октября) Положения о системе технического обслуживания и ремонта 2013 года и пунктом 3.7 Положения о системе технического обслуживания и ремонта 2014 года (предоставляются в марте и ноябре).
Так, представительства Россотрудничества в Болгарии, Венгрии, Индонезии, Люксембурге, Непале, Финляндии, Чили, Шри-Ланке, в Республике Кипр представляли в Агентство акты осмотров зданий и сооружений с нарушением срока от 4 до 173 дней.
27. Анализ Положения о системе технического обслуживания и ремонта объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении и арендуемых Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, утвержденного приказом Россотрудничества от 25 ноября 2014 г. N 0236-пр, регламентирующего процесс планирования и финансирования расходов в 2016 году, показал, что его применение затруднительно и требуется внесение изменений.
Так, указанным Положением предусмотрено, что представительства Агентства составляют "акт общего осмотра" пункт 3.7), при этом основанием для планирования работ по ремонтам зданий и сооружений является "акт технического осмотра" (пункт 3.11), а заявка на финансирование включает в себя акт обследования здания (помещения) и вооружений (пункт 9.1), при этом приложением N 1 к Положению предусмотрена только форма акта общего осмотра, порядок составления и формы других актов в Положении не закреплены; не определены даты предоставления представительствами документов для планирования расходов на проведение ремонтов в Россотрудничество.
В нарушение пунктов 1.2 и 1.3 Ведомственных строительных норм ВСН 42-85(р) "Правила приемки в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом жилых зданий"2 начиная с ноября 2014 года представительства Россотрудничества осуществляли приемку объектов капитального строительства в эксплуатацию без создания приемочной комиссии.
В настоящее время сложилась практика приемки объекта недвижимости в эксплуатацию без образования приемочной комиссии. Объекты принимаются руководителем представительства Россотрудничества, который не обладает профильным образованием и надлежащей квалификацией, позволяющей оценить качество выполненных работ. С учетом значительной стоимости госконтрактов на капитальный ремонт зданий представительств отсутствие комиссионной приемки работ влечет возникновение коррупционных рисков.
28. Установлено, что нарушались условия выполнения госконтрактов как со стороны представительств Россотрудничества за рубежом, представляющих интересы заказчика, так и со стороны подрядных организаций.
Так, представительства Россотрудничества систематически производили расчеты по выполненным работам с нарушением сроков, установленных госконтрактами, от 2 до 53 дней (представительства в Республике Кипр, Болгарии, Венгрии, Индонезии, Непале, Чили), что влечет возникновение риска предъявления подрядчиком претензий финансового характера и, как следствие, риск дополнительных расходов федерального бюджета Российской Федерации. В некоторых случаях размер взыскания неустойки может составлять более 30% стоимости госконтракта. Кроме того несвоевременные расчеты с подрядными организациями негативно отражаются на имидже Российской Федерации.
29. По фактам несвоевременного исполнения обязательств по государственным контрактам Россотрудничество не воспользовалось правом предъявить претензии к ООО "ПРОЕКТ" за несвоевременное исполнение обязательств (просрочка 42 дня) по госконтракту от 7 октября 2013 г. N 1 на выполнение работ по актуализации и согласованию технической и проектно-сметной документации для выполнения капитального ремонта здания РЦНК в Республике Кипр на сумму 2,1 тыс. долларов США (расчетно 68,85 тыс. рублей) и к АД "Болкан Кънстракшън" за несвоевременное исполнение обязательств (просрочка 70 дней) по госконтракту от 8 октября 2013 г. N 002 на выполнение работ по капитальному ремонту здания представительства в Болгарии на сумму 924,0 тыс. долларов США (расчетно 33 635,6 тыс. рублей). Расчет произведен по курсу Центрального Банка России на день проведения оплаты по госконтрактам).
30. Отсутствие в госконтрактах на проведение работ по капитальному ремонту зданий представительств в Финляндии и Непале пункта, на который идет ссылка при расчете неустойки и штрафов, повлекло невозможность предъявления претензий к подрядным организациям за нарушение сроков выполнения работ, установленные графиком.
Так, в госконтрактах от 8 сентября 2014 г. N 1 и от 30 мая 2014 г. N б/н отсутствует пункт 2.1 на который идет ссылка при расчете неустойки и штрафов. Соответствующие изменения в госконтракты не вносились.
31. Подрядные организации, осуществляющие капитальный ремонт зданий представительств в Венгрии, Непале, Республике Кипр, Финляндии, представляли Акты сдачи-приемки выполненных работ (КС-2) с нарушением установленного срока, что не позволяет проанализировать своевременность выполнения работ, установленных графиком работ.
32. Установлен случай наличия признаков личной заинтересованности государственным гражданским служащим - ведущим специалистом-экспертом Посольства Российской Федерации в Индонезии А.Г. Амосова в результатах осмотра здания и возможность влияния на определение объема подлежащих выполнению работ, что может свидетельствовать о конфликте интересов.
Так, А.Г. Амосов, являясь государственным гражданским служащим - ведущим специалистом-экспертом Посольства Российской Федерации в Индонезии, командированным МИДом России на период с 19 декабря 2012 года по 11 февраля 2015 года, являлся в соответствии с выданной ему доверенностью представителем иностранной компании Route One Consulting Pte. Ltd. (Сингапур), осуществляющей работы по капитальному ремонту здания представительства Россотрудничества в Индонезии.
При этом А.Г. Амосов подписывал от иностранной компании Route One Consalting Pte. Ltd. локальную смету и календарный план выполнения работ по капитальному ремонту, являющиеся приложением к госконтракту от 9 июня 2014 г. N б/н. Кроме того, А.Г. Амосов входил в состав комиссии, производящей общий осмотр здания РЦНК в Индонезии в 2013 и 2014 годах и в состав котировочной комиссии в 2013 году по выбору подрядной организации на выполнение капитального ремонта здания представительства в Индонезии.
33. При осуществлении контрольных действий в отношении проведения капитального ремонта здания представительства в Финляндии выявлено, что фактически не установлено 5 дверей общей стоимостью 620,2 долларов США (39,94 тыс. рублей), установленная на дверях фурнитура не соответствует оплаченной на общую сумму 97,75 долларов США (6,3 тыс. рублей). При этом работы были приняты и оплачены в полном объеме.
Вместо указанных дверей установлены перегородки с дверьми, имеющие явные дефекты и признаки повторного использования, профиль имеет повреждения, указывающие на его также повторное использование.
34. В ходе контрольного мероприятия выявлены признаки расходования представительством Агентства на Кипре средств федерального бюджета на цели, не соответствующие целям их предоставления, в размере 69,93 тыс, долларов США (4 973,5 тыс. рублей).
Бюджетной сметой на 2015 год представительству Агентства в Республике Кипр предусмотрены бюджетные средства на выполнение текущего ремонта здания представительства в размере 76,43 тыс. долларов США по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" по КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", по которому в соответствии е Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина от 1 июля 2013 г. N 65н, отражаются расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также расходы государственных учреждений, не отнесенные согласно настоящим Указаниям к другим видам расходов.
Вместе с тем, фактически произведены расходы на капитальный ремонт - установку системы отопления (капитальный ремонт), которые согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина от 1 июля 2013 г. N 65н, должны производиться по виду расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества", по которому отражаются расходы федерального бюджета по капитальному ремонту, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, что может свидетельствовать о факте нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 69,93 тыс. долларов США (расчетно 4 973,5 тыс. рублей).
Кроме того, для проведения системы отопления были разобраны, а затем собраны, фасадные панели, которые были установлены при проведении капитального ремонта в 2014 году на общую сумму 2,04 тыс. долларов (145,1 тыс. рублей), что свидетельствует о ненадлежащем выполнении должностными лицами представительства своих полномочий по планированию работ по содержанию имущества, повлекшим дополнительные расходы федерального бюджета на сумму 145,1 тыс, рублей.
35. Установлены признаки завышения стоимости некоторых видов работ при проведении капитального ремонта ограждения в Республике Кипр и проведении капитального ремонта здания представительства в Болгарии.
Так, стоимость фактически выполненных и оплаченных работ по укладке бетона, связанных с ремонтом ограждения территории здания представительства в Республике Кипр, значительно превышает стоимость аналогичных работ, согласно прейскуранту местных строительных фирм.
Стоимость укладки бетона в соответствии с госконтрактом от 23 мая 2014 г. N 5 составляла 580,0 долларов CШA за 1 м3, а по прейскуранту строительной фирмы работа по укладке бетона под фундамент (с указанием расходов на материалы, доставку, заливку и условий для правильного отвержения), в зависимости от категории материала, составляет от 70 до 85 евро за 1 м3 или от 95,7 до 116,2 доллара за 1 м3.
При проведении капитального ремонта здания представительства в Болгарии стоимость фактически оплаченных работ по укладке 1 м3 неармированного бетона класса С12/15 составляла 320,8 долларов США, монтажа электрического водонагревателя объемом 200 л. - 1 305,0 долларов США, а по прейскуранту болгарских фирм 40,0 долларов США и 200,0 долларов США соответственно.
36. Своевременное неиспользование Россотрудничеством проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта здания представительства в Республике Кипр и Болгарии привело не только к неэффективным расходам (нерациональным), но и к дополнительным расходам федерального бюджета, связанным с ее актуализацией.
Так, из-за несвоевременного включения в план капитального ремонта здания представительства в Республике Кипр возникла необходимость актуализации проектно-сметной документации, разработанной в 2011 году для проведения ремонта несущих конструкций и фундамента зданий РЦНК, а также электроснабжения, инженерных коммуникаций и системы пожарной сигнализации стоимостью 80,0 тыс. долларов США, что привело к дополнительным расходам федерального бюджета в 2013 году в размере 10,0 тыс. долларов США.
Разработанная ООО "СтройКомпас" и оплаченная представительством в Болгарии проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта зданий (которые не ремонтировались е 2013 - 2014 годах) в сумме 416,0 тыс. долларов США осталась не востребованной.
Планом проведения капитальных ремонтов в 2016 году ремонт здания представительства в Болгарии не запланирован.
37. Проверкой установлено, что ЗАО "Н.З. Стройинвест", осуществляющее строительный контроль за капитальным ремонтом здания представительства в Финляндии и Венгрии, осуществляло свою работу недобросовестно и предоставляло недостоверную информацию заказчику.
Например ЗАО "Н.З. Стройинвест" составило отчет представительству в Финляндии, что все работы подрядная организация осуществляет в соответствии с графиком.
Вместе с тем установлено, что работы по капитальному ремонту проводились с существенным отставанием от графика (до шести месяцев), что подтверждается актами о приемке выполненных работ (КС-2),
Аналогичная ситуация сложилась при осуществлении строительного контроля за выполнением капитального ремонта в представительстве в Венгрии.
38. В отношении соблюдения требований по ведению бюджетного учета установлено следующее.
38.1. В нарушение пункта 13 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция по бухгалтерскому учету), платежные документы, представленные Россотрудничеством для подтверждения оплаты выполненных работ представительствами в Республике Кипр, Венгрии, Болгарии, Индонезии, Непале, Чили, Шри-Ланка, Финляндии, Люксембурге, не имели построчного перевода на русский язык.
38.2. Представительство Агентства в Республике Кипр не обеспечило формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества.
Так, в нарушение пунктов 3, 11 Инструкции по бухгалтерскому учету, закупленное и смонтированное оборудование в рамках госконтракта от 19 декабря 2013 г. N 2 на осуществление капитального ремонта здания представительства в Республике Кипр на общую сумму 794,13 тыс. долларов США (25 911,03 тыс. рублей), в бюджетном учете представительства не отражено.
Отсутствие отражения в бюджетном учете указанного оборудования ведет к неполным и недостоверным данным о наличии государственного имущества и его использовании, что является нарушением пункта 4 Инструкции по бухгалтерскому учету.
38.3. В нарушение абзаца третьего пункта 27 Инструкции по бухгалтерскому учету представительство Агентства в Болгарии не внесло изменения в инвентарную карточку учета основных средств в части увеличения площади здания представительства.
38.4. В нарушение пункта 11 Инструкции по бухгалтерскому учету оборудование стоимостью 451,92 тыс. долларов США (16 450,9 тыс. рублей) поставлено на банане представительства в Болгарии с нарушением срока на 72 календарных дня.
38.5. В нарушение пункта 11 Инструкции по бухгалтерскому учету представительство Агентства в Венгрии поставило на учет систему кондиционирования стоимостью 65,1 тыс. долларов США (2 433,2 тыс. рублей) с нарушением срока более чем на 7 месяцев.
38.6. В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, а также Порядка распределения расходов по видам экономической классификации расходов на содержание загранпредставительств Россотрудничества на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, утвержденного приказом Агентства от 6 февраля 2013 г. N 013-пр, в бюджетной смете представительств Агентства в Республике Кипр и Болгарии на 2013 год расходы на покупку оборудования на общую сумму 794,13 тыс. долларов США и 451,92 тыс. долларов США соответственно отнесены на КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества (капитальный ремонт зданий и сооружений)", вместо КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств". Расходы на закупку оборудования указанные представительства также отразили по КОСГУ 225 вместо КОСГУ 310.
39. В части оценки эффективности внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля, осуществляемого Россотрудничеством.
39.1. В нарушение Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г, N 193 (далее - Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита), непрерывный внутренний финансовый контроль в Россотрудничестве не осуществлялся,
Так, в нарушение пункта 9 Правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита карты внутреннего финансового контроля руководителем каждого подразделения, ответственным за результаты выполнения внутренние бюджетных процедур, в Россотрудничестве не составлялись.
В нарушение пункта 22 Правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита регистры (журналы) внутреннего финансового контроля, где должны отражаться результаты внутреннего финансового контроля, не велись,
39.2. Анализ кадрового потенциала Отдела внутреннего финансового аудита (ранее контрольно-ревизионный отдел) показал, что фактическая численность его сотрудников по состоянию на 1 января 2015 года составляла 4 единицы, на 1 января 2016 года - 1 единица, что не позволяет проводить контрольные мероприятия финансово-хозяйственной деятельности зарубежных представительств Россотрудничества не реже одного раза в два года, как это предусмотрено пунктом 15 Положения.
39.3. В нарушение пункта 28 Правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита не обеспечена функциональная независимость указанного отдела, так как отдел подчиняется начальнику Финансово-экономического управления Россотрудничества.
39.4. В нарушение пункта 30 Правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита контрольные полномочия указанного отдела не распространяются на все структурные подразделения Россотрудничества, а только на загранпредставительства, представителей Россотрудничества и на отделы, входящие в структуру Финансово-экономического управления Россотрудничества.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Россотрудничеству необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
в срок до 1 сентября 2016 года:
1. Привести Порядок проведения запроса котировок за рубежом в соответствие со статьей 22 Федерального закона N 44-ФЗ в части определения и обоснования начальной (максимальной] цены контракта посредством применения установленных методов.
2. Привести Положение о контрактной службе Россотрудничества в соответствие со штатным расписанием Агентства.
3. Внести изменения в Положение о системе технического обслуживания и ремонта 2014 года в части: определения сроков предоставления в Россотрудничество ежегодных заявок на финансирование ремонтов (с приложениями); приведения к единообразию документов, составляемых при осмотре здания (помещения) и являющихся основанием для планирования работ по ремонтам зданий (при необходимости утвердить соответствующие формы документов); формирования комиссии по приемке объектов капитального ремонта в эксплуатацию.
4. Обеспечить функциональную независимость Отдела внутреннего финансового аудита Финансово-экономического управления, как это предусмотрено пунктом 28 Правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
5. Обеспечить принятие мер представительством в Финляндской Республике по определению стоимости, на основе которой осуществляется расчет неустойки и штрафов по госконтракту от 8 сентября 2014 г. N 1.
6. Обеспечить принятие мер представительством Агентства в Республике Кипр по постановке на бухгалтерский баланс оборудования, приобретенного в рамках госконтракта от 19 декабря 2013 г. N 1.
7. Обеспечить внесение изменений в Положение об Отделе внутреннего финансового аудита Финансово-экономического управления в части распространения контрольных полномочий на все структурные подразделения Агентства.
8. Определить полномочия контрактные служащих, входящих в состав контрактной службы в соответствии с пунктом 10 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631.
9. Обеспечить принятие представительством Агентства в Финляндской Республике мер по установке дверей и фурнитуры в соответствии с условиями госконтракта от 8 сентября 2014 г. N 1.
В срок до 1 ноября 2016 года;
10. При планировании объемов бюджетных ассигнований на проведение капитальных ремонтов зданий и сооружений за пределами Российской Федерации, принадлежащих Россотрудничеству на праве оперативного управления, на 2017 год учесть остатки бюджетного финансирования прошлых лет и доходы от разрешенных видов деятельности на счетах представительств Агентства.
11. Актуализировать и провести сверку информации о проведенных капитальных и текущих ремонтах зданий и вооружений за 2005 - 2015 годы с указанием: года проведенных ремонтных работ; вида ремонта; реквизитов, предмета и стоимости контракта (договора) и учесть при формировании перспективного плана проведения ремонтов.
12. Обеспечить составление и утверждение перспективного плана проведения капитальных ремонтов объектов недвижимого имущества, находящихся в оперативном управлении Россотрудничества за рубежом, на пятилетний период.
13. По фактам нарушений законодательства Российской Федерации, установленным Счетной палатой Российской Федерации, провести служебные проверки и принять меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам, допустившим указанные нарушения.
В срок до 1 января 2017 года:
14. Обеспечить повышение квалификации сотрудников контрактной службы по образовательным программам, связанным с применением Федерального закона N 44-ФЗ.
Представление Счетной палаты Российской Федерации направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 13 мая 2016 г. N 22К (1097).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Руководителю Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в установленные сроки.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
------------------------------
1 В соответствии с курсами валют Центрального банка России на 15 декабря 2015 года 1 доллар США равен 70,2244 рубля. Стоимость фактически оплаченных работ по ремонту навеса для автомобилей составила 3 386,2 тыс. рублей.
2 Утверждены приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР 7 мая 1985 г. N 135.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.