Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 03-89/03-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие по проверке исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральной налоговой службе и подведомственных ФНС России объектах: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3, ИФНС России N 5 по г. Москве и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Проверкой установлен факт нарушения требований подпункта 3 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в части предоставления отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в сумме 16 165,7 тыс. рублей ОАО "Бусиновский МПК".
ОАО "Бусиновский МПК" 19 ноября 2015 года обратилось в УФНС России по г. Москве за предоставлением отсрочки в сумме 16 165,7 тыс. рублей в связи с наличием угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога.
Заявленная сумма для предоставления отсрочки образована в связи с представлением налоговых деклараций по НДС за III квартал 2015 года - 21 октября 2015 года и за IV квартал 2015 года - 25 ноября 2015 года (в нарушение пункта 1 статьи 174 Налогового кодекса декларация представлена до истечения налогового периода (срок представления декларации за IV квартал 2015 года - 25 января 2016 года). Кроме того, суммы НДС, подлежащие к уплате по представленным декларациям за III и IV кварталы 2015 года, не подлежат единовременной уплате, а в соответствии с пунктом 1 статьи 174 НК РФ уплачиваются равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. В нарушение пункта 167 приказа Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" ряд УФНС России по субъектам Российской Федерации в представленной бюджетной отчетности за 2015 год в форме 0503169 по кодам бюджетной отчетности 120511000 по состоянию на начало года отразили показатели или по дебиторской, или по кредиторской задолженности. Кроме того, в УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике установлен факт отсутствия показателя дебиторской задолженности на конец отчетного периода (аналогично в бюджетной отчетности за 9 месяцев 2015 года) в форме 0503169 по коду счета бюджетного учета 182 1 03 0100001 0000 1 205 1 1 000 (расчеты по налоговым доходам (НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации).
В соответствии с уточненной бюджетной отчетностью УФНС России по субъектам Российской Федерации от 6 апреля 2016 года 12 субъектов изменили показатели формы 0503169 по дебиторской и кредиторской задолженности на конец года (в том числе УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике).
Таким образом, в нарушение статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в УФНС России по субъектам Российской Федерации перед составлением годовой бюджетной отчетности за 2015 год инвентаризация активов и обязательств проведена не должным образом, что повлекло отражение некорректных данных в бюджетной отчетности и представление уточненной бюджетной отчетности после срока направления сводной бюджетной отчетности ФНС России 21 марта 2016 года в Федеральное казначейство.
Вместе с тем в 6-ти УФНС России по субъектам Российской Федерации в уточненной бюджетной отчетности от 6 апреля 2016 года показатели формы 0503169 на конец года по ряду кодов (счетов) отражены или по дебиторской, или по кредиторской задолженности.
В УФНС России по Карачаево-Черкесской Республике, Республиках Алтай и Хакасия показатели формы 0503169 уточненной бюджетной отчетности от 6 апреля 2016 года по всем кодам счетов отражены показатели на конец года или по дебиторской, или по кредиторской задолженности.
В связи с чем, подтвердить достоверность показателей уточненной сводной бюджетной отчетности по форме 0503169 и 0503130 за 2015 год ФНС России в части дебиторской и кредиторской задолженности по доходам не представляется возможным.
3. В нарушение требований пункта 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", центральным аппаратом ФНС России, подведомственными территориальными налоговыми органами ФНС России, а также ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по 131 объекту недвижимого имущества (за исключением земельных участков), в том числе по 3 объектам центрального аппарата ФНС России, по 128 земельным участкам, в том числе по 1 земельному участку центрального аппарата ФНС России, не представлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) сведения для внесения в реестр федерального имущества.
ФНС России не обеспечено представление материалов для осуществления государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на недвижимое имущество в отношении 1 698 объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков) и 609 земельных участков, кроме того, на 420 объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков) не осуществлена государственная регистрация права оперативного управления и на 26 земельных участков отсутствует государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования, предусмотренная статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
4. В нарушение требований части 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации центральным аппаратом ФНС России и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 предоставлено в пользование коммерческим организациям имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления, без согласия собственника имущества.
В 2015 году центральным аппаратом ФНС России в отсутствие согласия собственника переданы помещения, находящиеся в оперативном управлении, общей площадью 1 155,64 кв. м., через заключение трехсторонних договоров с Профкомом и коммерческими организациями на оказание услуг общественного питания.
В соответствии с условиями договоров ФНС России приняты на себя обязательства по оборудованию помещений, предназначенных для оказания услуг общественного питания, соответствующим технологическим столовым оборудованием, мебелью, инвентарем, обеспечению места складирования и вывоза пищевых отходов, а также средствами пожаротушения.
Помимо переданных площадей в административных зданиях ФНС России, в отсутствие оформленного акта приема-передачи использовалось столовое оборудование, числящееся на балансе центрального аппарата ФНС России, общей стоимостью 65,7 млн. рублей, при этом компенсацию амортизации оборудования, коммунальных платежей коммерческие организации не производили.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 заключены договоры на оказание услуг по размещению и обслуживанию банкомата с ОАО "Сбербанк России" от 10 апреля 2008 г. N 48 и оказания услуг питания для сотрудников с коммерческой организацией от 12 января 2015 г. N 15/2015 в административном здании МИ ФНС России по КН N 3 без согласия собственника имущества.
5. В нарушение пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в следующие государственные контракты:
1) к государственному контракту от 24 сентября 2012 г. N ПД-2012-25/1 на общую сумму 1 283 145,3 тыс. рублей, заключенному ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" (Заказчик) с ООО "ЭнергоСервис" (Генподрядчик) на выполнение работ по строительству административного здания УФНС России по Приморскому краю (г. Владивосток), в день завершения исполнения обязательств по госконтракту (25 декабря 2015 г.) заключено дополнительное соглашение от 25 декабря 2015 г. N 10, предусматривающее изменение сроков исполнения обязательств по государственному контракту, который был продлен на 1 год - до 25 декабря 2016 года, кроме того уточнены объемы финансирования работ;
2) к государственному контракту от 21 августа 2012 г. N ПД-2012-66/1 на общую сумму 993 261,1 тыс. рублей, заключенному ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" (Заказчик) с ООО "ЭнергоСервис" (Генподрядчик) на выполнение работ по строительству административного здания налоговых служб в г. Екатеринбурге Свердловской области, ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" заключено дополнительное соглашение от 31 декабря 2015 г. N 9 об изменении сроков строительства, срок исполнения продлен до 25 мая 2016 года;
3) к государственному контракту от 16 января 2014 г. N ПД-2013-77/1 на общую сумму 512 708,4 тыс. рублей, заключенному ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" (Заказчик) с ЗАО "ЭНТ СМУ-333" (Генподрядчик) на выполнение работ по строительству административного здания ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России" (г. Москва), заключено дополнительное соглашение от 25 декабря 2015 г. N 10, срок исполнения обязательств продлен до 25 мая 2016 года.
6. В нарушение пункта 11 части 3 статьи 41.6 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на момент проведения контрольного мероприятия отсутствовало обеспечение исполнения контракта.
По результатам проведения открытого аукциона в электронной форме ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" заключен государственный контракт от 24 сентября 2012 г. N ПД-2012-25/1, на выполнение работ по строительству административного здания Управления ФНС России по Приморскому краю (г. Владивосток), цена контракта составляет 1 283 145,3 тыс. рублей.
Условиями пункта 6.1. указанного контракта предусмотрено требование по наличию обеспечения исполнения обязательств по контракту в сумме 384 943,6 тыс. рублей.
Пунктом 6.2. контракта установлено, что способом обеспечения исполнения обязательств Генподрядчика по Контракту является безотзывная банковская гарантия.
Пунктом 3.5. контракта авансовый платеж не предусмотрен, вместе с тем 4 октября 2012 года ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" (Заказчик) заключено с ООО "ЭнергоСервис" (Генподрядчик) дополнительное соглашение N 1, в соответствии с условиями которого ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" был перечислен Генподрядчику аванс на выполнение работ в пределах 30,0% от суммы контракта, что составляет 384 943,6 тыс. рублей.
В ходе контрольного мероприятия была представлена Банковская гарантия от 17 марта 2015 г. N 603, выданная Коммерческим банком "БФГ-Кредит" на сумму 245 647,0 тыс. рублей (30% от остатка неисполненных Генподрядчиком обязательств), срок действия банковской гарантии истек 25 января 2016 года.
Пунктом 4.2. контракта установлена дата окончания выполнения работ - до 25 декабря 2015 года.
Вместе с тем, Генподрядчиком до 25 декабря 2015 года работы по строительству административного здания Управления ФНС России по Приморскому краю (г. Владивосток) завершены не были.
ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" в день исполнения обязательств по государственному контракту от 24 сентября 2012 г. N ПД-2012-25/1, заключает с ООО "ЭнергоСервис" дополнительное соглашение от 25 декабря 2015 г. N 10, предусматривающее изменение сроков исполнения государственного контракта - продлен на 1 год (до 25 декабря 2016 года). При этом банковская гарантия отсутствовала.
7. ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" не воспользовалось правом применения штрафных санкций и направления претензии по объему выполненных работ и требования об уплате неустоек, штрафов, пеней (в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом) в соответствии с пунктом 11 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с государственным контрактом от 24 сентября 2012 г. N ПД-2012-25/1 на общую сумму 1283 145,3 тыс. рублей, заключенным ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" с ООО "ЭнергоСервис" на выполнение работ по строительству административного здания Управления ФНС России по Приморскому краю (г, Владивосток) срок исполнения обязательств по госконтракту установлен до 25 декабря 2015 года. Генподрядчиком работы своевременно не завершены. При этом в соответствии с пунктом 15.2. контракта при нарушении Генподрядчиком обязательств Заказчик вправе взыскать с Генподрядчика за нарушение сроков выполнения работ, в том числе сроков по отдельным этапам, установленных Календарным планом выполнения работ по вине Генподрядчика неустойку в виде пени, в размере - 0,1% от стоимости невыполненных работ по Контракту, за каждый день нарушений условий Контракта.
8. В нарушение статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) объем закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 год в центральном аппарате ФНС России составил 4,96% от совокупного годового объема закупок. Аналогичное нарушение выявлено в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России - 1,10%.
9. В нарушение статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в государственном контракте от 17 декабря 2015 г. N 0173100001715000020-0018540-01, заключенном МИ ФНС России по КН N 3 на поставку многофункционального устройства, указана стоимость в сумме 125,5 тыс. рублей, что выше начальной максимальной цены контракта, указанной в документации об аукционе (125,1 тыс. рублей).
10. В нарушение статей 18 и 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г при заключении государственного контракта от 10 марта 2015 года N 0173100001715000010-0018540-01 площадь административного здания, являющегося объектом оказания услуг, указана не в соответствии с правоустанавливающими документами (6 627 кв. м.), т.е. завышена на 2 111 кв. м. В площадь здания дважды включена площадь кровли, что повлияло на определение начальной максимальной цены контракта.
Кроме того, в указанном государственном контракте на комплексное обслуживание здания завышены объемы оказываемых услуг в части уборки помещений, занимаемых коммерческой организацией для оказания услуг питания (204,48 кв. м.).
11. В нарушение статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ФНС России при наличии достаточных гаражных помещений для размещения собственных автомобилей в документации о проведении электронного аукциона на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию установлено конкретное требование к участникам закупки о наличии у них гаражных помещений для оказания услуг. По результатам проведения электронного аукциона был заключен государственный контракт от 19 мая 2015 г. N 0173100007815000027-0003930-02 с ООО "Мосавтологистик".
12. В нарушение части 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации ФНС России в день заключения государственного контракта от 14 декабря 2015 г. N 0173100007815000087-0003930-01 на выполнение работ по текущему ремонту помещений административного здания с ООО "Стройпроектинвест" подписан Протокол совещания, в соответствии с которым принято решение о внесении изменений в перечень работ по госконтракту. Стоимость работ по государственному контракту не изменена.
13. В нарушение пункта 30 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2015 - 2017 годы ФНС России заключены государственные контракты на реализацию мероприятий, предусмотренных планом информатизации, в соответствии с которыми осуществлены кассовые расходы по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий". По состоянию на 1 июля 2015 года объем кассовых расходов осуществлен на общую сумму 2 510 376,4 тыс. рублей, что составляет 29,6% от показателей плана информатизации. План информатизации утвержден распоряжением ФНС России от 4 августа 2015 г. N 134@.
14. В нарушение раздела 3 "Применение и формирование регистров бухгалтерского учета" Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" ФНС России в части объекта основных средств недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Неглинная, д. 16/2, стр.2 (инв. номер 10000005), в инвентарной карточке объекта не отразила информацию об основных изменениях его характеристик (в том числе о проведенном капитальном ремонте), не учитывалась краткая индивидуальная характеристика объекта, перечень составляющих его предметов и его основные качественные и количественные показатели. Отсутствуют сведения о наличии инженерных систем (фактически в здании присутствуют системы отопления, системы водоснабжения, системы канализации, системы вентиляции, кондиционирование, дымоудаление, лифтовое оборудование, слаботочные системы, системы вентиляции и кондиционирования, система газового пожаротушения).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" ФНС России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также их предупреждению, в том числе предлагается:
1. Обеспечить соблюдение норм действующего законодательства о налогах и сборах в части предоставления отсрочек по уплате налогов и сборов в связи с наличием угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога. Провести служебную проверку и привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах при предоставлении отсрочки ОАО "Бусиновский МПК".
2. Обеспечить взаимодействие структурных подразделений центрального аппарата ФНС России и подведомственных налоговых органов с целью осуществления контроля за представлением достоверной бюджетной отчетности подведомственными налоговыми органами ФНС России.
3. Принять меры по обеспечению внесения в реестр федерального имущества сведений по 131 объекту недвижимости и 128 земельным участкам, находящимся в федеральной собственности и закрепленным за ФНС России и подведомственными налоговыми органами и направлению необходимых материалов для осуществления Росимуществом процедуры государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество по 1 698 объектам недвижимого имущества и 609 земельным участкам, а также обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления по 420 объектам недвижимого имущества и права постоянного (бессрочного) пользования по 26 земельным участкам.
4. Провести служебную проверку и привлечь к ответственности должностных лиц по факту нарушения части 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации в части предоставления в пользование коммерческим организациям имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, без согласия собственника имущества.
Обеспечить оформление договоров о передаче имущества коммерческим организациям, предоставляющим услуги общественного питания центральному аппарату ФНС России и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3, по размещению банкомата в здании МИ ФНС России по КН N 3 в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
5. Провести служебную проверку и привлечь к ответственности должностных лиц по факту заключения дополнительных соглашений к государственным контрактам, в результате которых внесены изменения в сроки исполнения обязательств.
6. Представить информацию о продлении банковской гарантии по государственному контракту от 24 сентября 2012 г. N ПД-2012-25/1, заключенному ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" (Заказчик) с ООО "ЭнергоСервис" (Генподрядчик) на выполнение работ по строительству административного здания Управления ФНС России по Приморскому краю (г. Владивосток).
7. Обеспечить принятие ФКУ "ОДЕЗ ФНС России" мер по применению штрафных санкций при ненадлежащем исполнении подрядчиками обязательств, предусмотренных государственными контрактами.
8. Провести служебную проверку и привлечь к ответственности должностных лиц центрального аппарата ФНС России и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по факту нарушения статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в части объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 год, менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок.
9. Провести служебную проверку и привлечь к ответственности должностных лиц по факту нарушения статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в отношении заключения государственного контракта от 17 декабря 2015 г. N 0173100001715000020-0018540-01 МИ ФНС России по КН N 3 стоимостью выше начальной максимальной цены контракта, указанной в документации об аукционе.
10. Провести служебную проверку и привлечь к ответственности должностных лиц МИ ФНС России по КН N 3 по факту нарушения статей 18 и 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ допустивших завышение площади здания при определении начальной максимальной цены контракта на комплексное обслуживание здания и объемов оказываемых услуг в части уборки помещений, занимаемых коммерческой организацией для оказания услуг питания.
11. Провести служебную проверку и привлечь к ответственности должностных лиц ФНС России по факту нарушения статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при заключении государственного контракта от 19 мая 2015 г. N 0173100007815000027-0003930-02 с ООО "Мосавтологистик".
12. Провести служебную проверку и привлечь к ответственности должностных лиц ФНС России по факту нарушения части 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении изменения перечня работ по государственному контракту от 14 декабря 2015 г. N 0173100007815000087-0003930-01.
13. Провести служебную проверку и привлечь к ответственности должностных лиц, осуществивших планирование расходов на закупку товаров (работ, услуг), необходимых для реализации мероприятий по информатизации, а также должностных лиц, осуществивших кассовые расходы по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" в сумме 2 510 376,4 тыс. рублей по состоянию на 1 июля 2015 года в отсутствие утвержденного Плана информатизации ФНС России на 2015 год.
14. Привести в соответствие инвентарную карточку с существующими характеристиками объекта основных средств недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Неглинная, д. 16/2, стр. 2.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 мая 2016 г. N 25К(1100).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в срок до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 03-89/03-02
Текст представления опубликован не был