Приказ Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2019 г. N 412/19
"Об отмене приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Белгородской области на 2019 год"
29 апреля 2019 г.
Федеральная антимонопольная служба провела анализ приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия Белгородской области) от 27.12.2018 года N 38/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Белгородской области, на 2019 год".
Согласно пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Комиссия Белгородской области приказом от 27.12.2018 года N 38/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Белгородской области, на 2019 год" утвердила единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
При этом во 2 полугодии 2019 года ставка (тариф) на содержание электрических сетей на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей по всем уровням напряжения установлена на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18, на 3,38%, а одноставочный тариф установлен на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, на 3,35-3,38%.
В соответствии с пунктом 14 Методических указаний по регулированию тарифов, устанавливаемых с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания N 228-э), пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), уровень операционных, подконтрольных расходов на первый (базовый) год нового долгосрочного периода регулирования (далее - ДПР) устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов и при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения указанных требований законодательства.
Пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования) установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Комиссией Белгородской области, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), представлены экспертные заключения не соответствующие пункту 23 Правил государственного регулирования по следующим основаниям:
При определении базового уровня подконтрольных расходов на новый долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. для ПАО "МРСК Центра" - филиала "Белгородэнерго" в нарушение пункта 7 Основ ценообразования Комиссией Белгородской области не отражены результаты анализа по выявлению экономически необоснованных подконтрольных расходов за первый ДПР и соответствующим образом не учтены эти результаты при формировании НВВ на 2019 год. ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения требований законодательства.
Пунктом 29 Основ ценообразования установлены требования при определении цен на продукцию, товары и услуги, расходы на которые, включаются в тарифы. При утверждении НВВ на очередной период регулирования Комиссией Белгородской области не отражено надлежащее исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования, не указаны документы, на основании которых, определена величина расходов (прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации).
При установлении тарифов на 2019 год, а также при определении экономически обоснованных фактических расходов 2017 года, в представленных Комиссией Белгородской области, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), экспертных заключениях не указаны договоры и прочие документы, подтверждающие величину расходов по статьям затрат, сформированные в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающие исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В экспертных заключениях, представленных посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), не в полном объеме приведен анализ основных технико-экономических показателей территориальных сетевых организаций за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования. Экспертные заключения не содержат документов, обосновывающих отклонения от фактических показателей 2017 года. Данный факт является нарушением пункта 23 Правил государственного регулирования.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 20 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривают проекты инвестиционных программ, утверждаемых Минэнерго России, в части оценки предложений субъектов электроэнергетики по включению инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционной программы, в цены (тарифы), регулируемые органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и оценки соответствия проектов инвестиционных программ сетевых организаций целевым значениям показателей надежности и качества услуг, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционных программ таких сетевых организаций.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность Комиссии Белгородской области по участию в процессе утверждения инвестиционной программы ПАО "МРСК Центра" - филиала "Белгородэнерго" и недопущению формирования экономически необоснованных источников финансирования инвестиционных программ.
ФАС России проанализированы информация, представленная в шаблоне NET.INV по выполнению мероприятий утвержденных инвестиционных программ за 2016-2020 гг., и осуществление корректировки затрат НВВ за первый ДПР и на 2019 год.
ФАС России выявлены мероприятия, фактические затраты по которым, значительно превышают планируемые затраты, предусмотренные утвержденной инвестиционной программой на 2016-2020 гг. по ПАО "МРСК Центра" - филиала "Белгородэнерго":
"Модернизация РП/ТП 6-10/0,4 кВ с установкой реклоузеров, разъединителей для э/снабжения объектов ИЖС (16 шт.) (Белгородский, Старооскольский, Губкинский, Алексеевский, Красногвардейский, Прохоровский, Ракитянский, Чернявский районы)" - планируемые затраты - 1 034,32 тыс. руб., фактические затраты - 1 410,85 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 0,4 кВ КТП N 5-08-10 ПС 35/10 кВ Кретово по техсостоянию (объекты 0,4 кВ, Белгородская область, Губкинский район, с. Кретово, протяженность 144,43 км)" - планируемые затраты - 54,13 тыс. руб., фактические затраты - 187,84 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 0,4 кВ N 2 КТП N 2-37 ПС 110/10 кВ Коньшино по техсостоянию Губкинский район с. Коньшино (протяженность 0,475 км)" - планируемые затраты - 688,80 тыс, руб., фактические затраты - 1 037,03 тыс. руб.
"Реконструкция КЛ 10 кВ (проколы и бурение) ф. 1 ПС 35/10 кВ Белянка по техсостоянию Шебекинский район с. Белянка (протяженность 0,203 км)" - планируемые затраты - 992,82 тыс. руб., фактические затраты - 1 254,64 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 0,4 кВ ТП 15 ф. 1 ПС 35/6 кВ Привокзальная (Вынос коммуникаций из зоны строительства объектов Северо-Восточной зоны Белгородской области, г. Старый Оскол; протяженность 0,044 км)" - планируемые затраты - 29,26 тыс. руб., фактические затраты - 4 968,00 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 6 кВ N 5 ЗТП 29 ПС 35/6 Привокзальная (Вынос сетей из зоны строительства Северо-Восточной зоны Белгородской области, г. Старый Оскол, протяженность 1,375 км)" - планируемые затраты - 2 701,60 тыс. руб., фактические затраты - 30 413,97 тыс. руб.
"Реконструкция КЛ 6 кВ от РП-8 ПС 110/35/6 кВ Старый Оскол-1 до ТП-804 ф. 8 ПС 110/35/6 кВ Старый Оскол-1 (Вынос коммуникаций из зоны строительства объектов Северо-Восточной зоны Белгородской области, г. Старый Оскол; протяженность 0,315 км)" - планируемые затраты - 636,60 тыс. руб., фактические затраты - 6 205,66 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 0,4 кВ N 4 ф. 4 ЗТП 115 РП 10 кВ Альпика (Вынос коммуникаций из зоны строительства объектов Юго-Западной зоны Белгородской области, Белгородский район, п. Дубовое; протяженность 0,388 км)" - планируемые затраты - 558,34 тыс. руб., фактические затраты - 1 049,94 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 10 кВ N 3 ф. 3 КТП 310 ПС 35/10 кВ Таврово (Вынос коммуникаций из зоны строительства объектов Юго-Западной зоны Белгородской области, Белгородский район, п. Таврово) (протяженность 0,653 км)" - планируемые затраты - 899,07 тыс. руб., фактические затраты - 1 244,57 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 0,4 кВ N 1 КТП-33-13 ПС 110/10 кВ Центральная по техсостоянию Старооскольский р-н с. Ново-Кладовое (протяженность 1.623 км)" - планируемые затраты - 2 318,00 тыс. руб., фактические затраты - 3 792,75 тыс. руб.
"Строительство КЛ 35 кВ Муром - Новая Таволжанка (протяженность 17,470 км)" - планируемые затраты - 919,73 тыс. руб., фактические затраты - 1 536,92 тыс. руб.
"Строительство ВЛ 0,4 кВ для э/снабжения мкр. ИЖС Северный 35, Белгородский район (протяженность 0,434 км)" - планируемые затраты - 550,00 тыс. руб., фактические затраты - 3 862,94 тыс. руб.
Комиссией Белгородской области не проведен надлежащий анализ и не обеспечено исполнение требований пункта 7 Основ ценообразования, пункта 11 Методических указаний N 98-э по корректировке НВВ на очередной год ДПР, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.
В соответствии с пунктом 20 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение о государственном контроле (надзоре)) систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, проводятся при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения в рамках процедуры рассмотрения дел об установлении цен (тарифов), что не требует издания дополнительного распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 22 Положения о государственном контроле (надзоре) отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) до принятия решения об установлении цен (тарифов) и прилагается к делу об установлении цен (тарифов).
В экспертном заключении не отражена информация о проводимом Комиссией Белгородской области наблюдении и анализе за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики
Комиссией Белгородской области, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - FORM15.2019.UN.FACT), представлена информация о дифференциации фактических и плановых суммарных балансовых показателей субъекта Российской Федерации по полугодиям и уровням напряжения за 2019 год, где плановые и фактические показатели 2018 года полностью совпадают. Данный факт свидетельствует о том, что Комиссия Белгородской области представила информацию, носящую признаки недостоверной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
Пункт 1 изменен. - Приказ ФАС России от 29 апреля 2019 г. N 536/19
1. Отменить приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 27.12.2018 года N 38/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Белгородской области, на 2019 год" с 1 июня 2019 года.
Пункт 2 изменен. - Приказ ФАС России от 29 апреля 2019 г. N 536/19
2. Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии поставляемой прочим потребителям, населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
3. Об исполнении настоящего приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в десятидневный срок с момента исполнения проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Белгородской области, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Белгородской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Белгородской области, в том числе экспертных заключений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по всем территориальным сетевым организациям.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 4 апреля 2019 г. N 412/19 "Об отмене приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Белгородской области на 2019 год"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 29 апреля 2019 г. N 536/19
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2019 г.