Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 сентября 2018 г. N 03-15-05/67673
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части предложений по формированию источника пенсионного и медицинского обеспечения работников за счет отчислений самих работников в размере соответственно 10% и 2% с их доходов, а также по снижению ставки налога на доходы физических лиц до 8% сообщает следующее.
1. О формировании источника пенсионного и медицинского обеспечения работников самими работниками.
Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В настоящее время, исходя из положений статьи 419 Кодекса, основными плательщиками страховых взносов в отношении выплат физическим лицам, в частности, по трудовым договорам, т.е. с сумм заработной платы работников, признаются организации-работодатели, т.е. нагрузка по формированию доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов в основном лежит на работодателях.
Право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение пенсии обеспечивается уплатой работодателями (страхователями) с выплат в их пользу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Такие платежи, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.
Такой подход в целом соответствует принципам формирования средств обязательного социального страхования и в международной правовой практике.
Физические лица могут участвовать в формировании средств обязательного социального страхования наряду с работодателями, однако немаловажным фактором для введения подобной меры является достаточно высокий уровень доходов физических лиц.
Так как в настоящее время заработная плата для большинства работников в Российской Федерации является невысокой, предлагаемое установление отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование с доходов работников считаем преждевременным.
2. О снижении ставки налога на доходу физических лиц.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в отношении большинства видов доходов физических лиц установлена единая налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13 процентов.
Кроме того, действующая система налогообложения по налогу на доходы физических лиц ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, каждый из которых направлен на поддержку определенной категории граждан.
Суммы налога на доходы физических лиц в полном объеме поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, являясь одним из основных источников формирования доходной части указанных бюджетов. Поэтому снижение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц до 8% приведет к значительному сокращению доходов региональных и местных бюджетов, большинство которых является дотационными.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов снижение ставки налога на доходы физических лиц не предусмотрено.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.