ФАС России рассмотрела коллективное обращение о даче разъяснений по вопросу применения законодательства в сфере электроэнергетики о моносетевых организациях применительно к сложившимся отношениям и сообщает.
1. По вопросу возможности рассмотрения монопотребителя и (или) прочих потребителей, имеющих технологическое присоединение к сетям моносетевых организаций, в качестве потребителей электрической энергии, как лиц, имеющих опосредованное присоединение к электрическим сетям иных территориальных сетевых организаций, ФАС России отмечает следующее. В описанной ситуации, т.е. при отсутствии фактического присоединения электрических сетей моносетевой организации к иным территориальным сетевым организациям, следует заключить, что у монопотебителя и (или) прочих потребителей опосредованное присоединение к сетям иных территориальных сетевых организаций отсутствует.
2. По вопросу возможности заключения монопотребителем, а также прочими потребителями электрической энергии, имеющими технологическое присоединение к сетям моносетевой организации, договора оказания услуг по передаче электрической энергии только с моносетевой организацией и оплаты оказываемых ею услуг по передаче электрической энергии по тарифу, установленному для обслуживания монопотребителя, необходимо отметить следующее. В соответствии с пунктом 15 (4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), в случае если сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, соответствует установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии указанной сетевой организации по установленному для нее тарифу и услуги по передаче электрической энергии прочим сетевым организациям, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю. В случае если прочими сетевыми организациями, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю, являются в том числе территориальные сетевые организации, оплата оказываемых ими услуг осуществляется по установленному на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единому котловому тарифу на услуги по передаче электрической энергии.
В пункте 42 Правил при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются затраты сетевой организации пропорционально объему электроэнергии, передаваемой указанной организацией потребителям, не относящимся к потребителям, которым преимущественно оказывает услуги по передаче электрической энергии сетевая организация, соответствующая установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя.
Учитывая, что расходы моносетевой организации на обслуживание прочих потребителей учтены в единых котловых тарифах, такие потребители не уплачивают тариф, установленный на обслуживание монопотребителя.
Таким образом, заключение моносетевой организацией договора на оказание услуг по передаче электрической энергии возможно как с монопотребителем, так и с иными потребителями. Расчеты по установленным для моносетевой организации тарифам возможны только с монопотребителями.
3. По вопросу возможности ограничения применения тарифа, установленного на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя только в отношении монопотребителя сообщаем. Как ранее отмечалось, тариф для моносетевой организации устанавливается исключительно для расчетов с монопотебителями. Расходы на обслуживание иных потребителей, присоединенных к сетям моносетевой организации, покрываются путем учета этих расходов в едином котловом тарифе и при установлении индивидуальных расчетов для взаимоотношений между смежными сетевыми организациями.
4. Необходимо отметить, что моносетевая организация не вправе использовать при расчетах с монопотребителем и (или) прочими потребителями электрической энергии единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии, установленный в отношении иной территориальной сетевой организации. Применять установленный тариф и взимать плату за соответствующие услуги вправе только то лицо, в отношении которого был установлен соответствующий тариф. Прочие территориальные сетевые организации вправе применять только установленные для них индивидуальные тарифы для расчетов с "котлодержателем". В рассматриваемой ситуации, когда сети территориальных сетевых организаций не используются для осуществления передачи электрической энергии монопотребителям, применение единого (котлового) тарифа любым лицом свидетельствовало бы о прямом нарушении положений пункта 15 (4) Правил.
5. По вопросу определения порядка определения объема оказанных моносетевой организацией услуг, а также порядка определения потерь, необходимо отметить, что пунктом 15 (1) Правил регламентирован порядок определения объема услуг по передаче электрической энергии; порядок определения потерь установлен в пункте 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Объем оказанных услуг по передаче электрической энергии (а равно объем фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства) определяется ежемесячно на основании данных приборов учета, свидетельствующих о наличии перетока электрической энергии в точки поставки монопотребителя (и прочих потребителей). Если расчетный период (календарный месяц) суммарная выработка электрической энергии объектом по производству электрической энергии превышает суммарное потребление электрической энергии монопотребителями, энергоустановки которых присоединены к электрическим сетям моносетевой организации, то, как и в рассматриваемом случае, основания для расчетов с иными территориальными сетевыми организациями отсутствуют, поскольку их объекты сетевого хозяйства не используются в целях оказания услуг по передаче электрической энергии.
6. В случае отсутствия сальдо-перетока электрической энергии из сетей иных сетевых организаций в электрические сети моносетевой организации, обязанность монопотребителя по заключению договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с иными территориальными сетевыми организациями и по оплате услуг по такому договору на основании единых (котловых) тарифов отсутствует.
7. Если сети иных территориальных сетевых организаций не используются для передачи электрической энергии монопотребителю, и в расчетном периоде отсутствует сальдо-переток из сетей иных территориальных сетевых организаций в электрические сети моносетевой организации, регулирующий орган не вправе учитывать поставленные объемы электрической энергии в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
8. Специальный порядок взаиморасчетов между моносетевой организацией и иными территориальными сетевыми организациями, которые участвуют в обеспечении передачи электрической энергии, при наличии перетока электрической энергии из сетей иных сетевых организаций на энергопринимающие устройства производителей электрической энергии ("отрицательный сальдо-переток производителя"), в настоящее время законодательством не определен.
До определения в установленном законом порядке указанной специальной процедуры, надлежащим следует считать порядок взаиморасчетов, при котором оказываемые в рассматриваемом случае услуги оплачиваются моносетевой организацией на основании единых (котловых) тарифов в объеме, который определяется ежемесячно на основании данных приборов учета, свидетельствующих о наличии сальдо-перетока электрической энергии в точках поставки на границе балансовой принадлежности моносетевой организации. Обязанности заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии с иной территориальной сетевой организацией в указанной ситуации у монопотребителя не возникает.
9. В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке.
Согласно пункту 51 Правил сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
В соответствии с пунктом 50 Правил размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в сети других сетевых организаций.
Исходя из содержания пунктов 28, 128 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), гарантирующие поставщики в целях исполнения обязательств по договорам энергоснабжения заключают с сетевыми организациями договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии, а сетевые организации заключают с гарантирующими поставщиками договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь.
Таким образом, гарантирующий поставщик определяет стоимость электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь.
Согласно пункту 102 Основных положений в случае если в качестве покупателя по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) выступает сетевая организация, приобретающая электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь, определение ценовой категории осуществляется в соответствии с условиями раздела V Основных положений, установленными для потребителей менее 670 кВт. Определение и применение предельных уровней нерегулируемых цен осуществляется в порядке, изложенном в разделе V Основных положений, с учетом особенностей пункта 96 Основных положений.
В соответствии с пунктом 96 Основных положений предельные уровни нерегулируемых цен определяются без учета тарифа на услуги по передаче электрической энергии и используются гарантирующим поставщиком в отношении объемов покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь в сетях сетевой организации.
Таким образом, моносетевая организация в целях компенсации потерь в своих сетях приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика и не вступает по этому поводу в правоотношения с иными сетевыми организациями.
10. Статьей 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из представленных документов не возможно сделать однозначный вывод о наличии в действиях органов тарифного регулирования при установлении тарифов признаков нарушения антимонопольного законодательства. В случае, если действия тарифных органов при установлении тарифов на передачу электрической энергии ограничивают конкуренцию, Вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в антимонопольный орган.
11. В ситуации, когда сети территориальных сетевых организаций не используются для осуществления и передачи электрической энергии монопотребителям, указание регулирующего органа в решении по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя, об обязательном применении для расчетов с монопотребителем тарифа, установленного для расчетов с иной территориальной сетевой организацией (единого котлового тарифа), противоречит положениям пункта 15 (4) Правил.
Более подробную информацию о деятельности ФАС России можно получить на официальном сайте ФАС России в сети "Интернет": http://fas.gov.ru/.
|
А.Н. Голомолзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 4 марта 2015 г. N АГ/10070/15 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был