Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 10.04.2019 N 206
Основные методологические и организационные положения Выборочного наблюдения труда мигрантов в 2019 году
I. Цели и задачи наблюдения
Настоящие Основные методологические и организационные положения Выборочного наблюдения труда мигрантов (далее - основные методологические и организационные положения) подготовлены в целях установления единых подходов к подготовке наблюдения, сбору первичных статистических данных, контролю и автоматизированной обработке полученной информации, подведению итогов и формированию официальной статистической информации.
Основные методологические и организационные положения распространяются только на Росстат и его территориальные органы и не затрагивают права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Выборочное наблюдение труда мигрантов проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946).
Выборочное наблюдение труда мигрантов (далее - наблюдение) организуется в целях получения официальной статистической информации, характеризующей:
распространенность привлечения на работу трудовых мигрантов (как иностранных, так и российских) домохозяйствами и предпринимателями;
сравнение масштабов привлечения на работу в домохозяйства иностранных мигрантов, временно пребывающих в России, и российских граждан;
сравнение положения на рынке труда населения в возрасте 15 лет и старше в зависимости от миграционного статуса;
выезд российских граждан на работу за границей.
Задачей проведения наблюдения является получение официальной статистической информации по показателям, характеризующим:
численность и состав иностранных и российских граждан, привлекаемых на работу домохозяйствами и предпринимателями;
численность населения России в возрасте 15 лет и старше, относящегося к категории трудовых мигрантов, постоянно проживающих на территории страны, его распределение по статусу участия в составе рабочей силы, а также уровень участия в составе рабочей силы, уровень занятости и безработицы по этой категории граждан;
численность и состав лиц, выехавших на работу за границей.
Уровень представительности результатов - в целом по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, по отдельным социально-демографическим группам населения, согласно статусу участия в составе рабочей силы, по категориям работодателей, видам экономической деятельности и видам выполняемых работ.
II. Основные методологические положения проведения наблюдения
2.1. Общие положения
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, наблюдение основано на выборочном опросе представителей различных групп и слоев населения, проживающих во всех субъектах Российской Федерации, с охватом 100 тысяч домашних хозяйств и проводится с периодичностью один раз в пять лет.
Выборочное наблюдение труда мигрантов проводится в 2019 году одновременно с выборочным обследованием рабочей силы путем опроса населения во всех субъектах Российской Федерации и по тем же адресам домашних хозяйств и в те же сроки опроса, что и выборочное обследование рабочей силы.
Для опроса домохозяйств и проживающего в них населения в возрасте 15 лет и старше, приказом Росстата от 4 февраля 2019 г. N 50 утверждена форма N 1-ТМ "Анкета выборочного наблюдения труда мигрантов" (далее - форма N 1-ТМ) с перечнем вопросов и указаниями по ее заполнению.
Опрос домохозяйств и проживающего в них населения в возрасте 15 лет и старше проводится интервьюерами, привлекаемыми на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации к выполнению работ, связанных с проведением выборочного обследования рабочей силы и выборочного наблюдения труда мигрантов.
Опрос в домохозяйствах по форме N 1-ТМ проводится интервьюером после опроса по анкете выборочного обследования рабочей силы, утвержденной приказом Росстата от 6 августа 2018 года N 485 (далее - форма N 1-З).
В 2019 году наблюдение проводится в апреле, мае, августе, сентябре. Опрос населения интервьюерами выполняется с 15 по 22 апреля, с 13 по 20 мая, с 12 по 19 августа, с 16 по 23 сентября.
2.2. Единицы наблюдения
Единицами отбора являются частные домашние хозяйства*(1) (далее - домохозяйства); единицами наблюдения - лица, в возрасте от 15 лет и старше, являющиеся членами этих домохозяйств.
Частное домохозяйство - это группа лиц, проживающих в жилом доме или квартире, комнате либо части жилого дома или квартиры, совместно обеспечивающих себя необходимыми средствами к существованию и объединяющих полностью или частично свои доходы, либо лицо, проживающее в жилом доме, квартире, комнате либо их частях и самостоятельно обеспечивающее себя необходимыми средствами к существованию.
Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
Членами домохозяйства являются лица, указанные в его составе согласно данному выше определению со слов наиболее осведомленного члена домохозяйства. Состав домохозяйства устанавливается на момент проведения опроса.
При проведении наблюдения в каждом домашнем хозяйстве учитываются лица, постоянно (обычно) проживающие по данному адресу.
Местом постоянного (обычного) жительства лица является то место, в котором человек проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан).
Если лицо имеет более одного адреса проживания, его следует учитывать по тому адресу, который оно рассматривает как свой основной адрес.
Учитываются по месту обычного жительства в Российской Федерации следующие категории лиц:
лица, постоянно проживающие в данном помещении и временно выехавшие за рубеж в командировку, на работу по контрактам с российскими или иностранными фирмами или на учебу на срок до одного года;
лица, постоянно проживающие в данном помещении и временно выехавшие за рубеж на лечение, отдых, в гости к родственникам и знакомым, независимо от срока;
российские и иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию из-за рубежа (включая государства - участники Содружества Независимых Государств) на постоянное жительство или ищущие убежище, включая и тех, кто не успел оформить регистрационные документы;
иностранные граждане (т.е. лица, имеющие гражданство только иностранного государства) и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации;
российские и иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из-за рубежа на учебу или работу на срок один год и более (независимо от того, сколько времени они пробыли в стране и сколько им осталось находиться в России);
постоянно проживающие в России моряки российских рыболовных и торговых судов, находящиеся на период проведения опроса в плавании;
лица, постоянно проживающие в России и временно выехавшие на заработки в другие населенные пункты на территории Российской Федерации;
лица, проходящие военную службу по призыву или призванные на военно-учебный сбор;
лица, проходящие заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу;
лица, проходящие военную службу по контракту и проживающие на открытой территории;
лица, находящиеся в местах предварительного заключения, арестованные в административном порядке, задержанные по подозрению в совершении преступления, находящиеся под следствием, а также лица, в отношении которых приговор не вступил в силу.
Взрослых детей в семье, в возрасте от 16 лет и старше, которые в связи с работой или учебой проживают вне дома и прибывают домой во время каникул или отпуска, не следует учитывать по адресу родителей.
Дети, проживающие в школах-интернатах, а также дети моложе 16 лет, проживающие вне дома в связи с временной учебой, учитываются по адресу родителей. Также по адресу родителей следует учитывать детей, проживающих по другому адресу у бабушек и дедушек (кроме тех случаев, когда бабушка или дедушка являются их опекунами).
При проведении наблюдения не учитываются:
российские граждане, выехавшие за рубеж на работу по контрактам с российскими или иностранными фирмами или учебу на срок один год и более (независимо от того, когда они выехали и сколько им осталось находиться за рубежом);
российские граждане, находящиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой или выполнением служебных обязанностей по линии органов государственной власти Российской Федерации со сроком один год и более (включая находящихся вместе с ними членов их семей);
лица, временно (до одного года) находящиеся на территории Российской Федерации, место постоянного жительства которых находится за рубежом.
Не включаются в число лиц, постоянно (обычно) проживающих по данному адресу, лица, находящиеся в местах предварительного заключения, в отношении которых приговор вступил в силу, а также лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
При подведении итогов по субъектам Российской Федерации население учитывается по месту проживания.
2.3. Применение выборочного метода
Наблюдение проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации.
План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации разрабатывается в установленном порядке в соответствии с количеством обследуемых респондентов (домохозяйств), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, для каждого года проведения наблюдения с учетом необходимости обеспечения представительности итогов наблюдения по Российской Федерации, по городской и сельской местности, по субъектам Российской Федерации и по основным демографическим и социально-экономическим группам населения (исходя из приемлемого уровня ошибки выборки).
Генеральной совокупностью для построения выборочной совокупности при проведении наблюдения в соответствующих субъектах Российской Федерации является совокупность всех частных домохозяйств, находящихся на территории Российской Федерации.
Основой для формирования выборки в ходе подготовки наблюдения служит территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года (далее ВПН-2010).
Построение выборочной сети домашних хозяйств для проведения наблюдения осуществляется в соответствии с принятой моделью многофазной выборки*(2), в рамках которой на последней фазе реализуется двухступенчатый отбор.
На первой ступени формируется выборочный массив первичных выборочных единиц. В качестве первичной выборочной единицы принят счетный участок.
При формировании выборочного массива первичных выборочных единиц реализована процедура стратификации совокупности административно-территориальных единиц с учетом их географического расположения. Для установления географической близости административно-территориальных единиц в рамках субъектов Российской Федерации применялся принцип серпантинного расположения территориальных единиц с севера на юг в направлении запад-восток.
Основное назначение данной процедуры - это выделение территориальных сегментов, объединяющих ряд смежных административных районов с целью получения в выборке адекватного территориального представительства субъекта Российской Федерации и обеспечения сопоставимости результатов наблюдения в разные периоды обследования.
Отбор счетных участков ВПН-2010 для обследования осуществляется в рамках образованных на территории субъектов Российской Федерации территориальных сегментов, отдельно по городскому и сельскому населению.
На второй ступени в отобранных на первой ступени счетных участках отбираются домашние хозяйства, где сбор информации проводится по лицам в обследуемом возрасте. Для формирования выборки домашних хозяйств применяется стандартная процедура систематического случайного отбора. Систематический отбор домохозяйств проводится из упорядоченного списка домохозяйств по признаку - размер домохозяйства.
Домашние хозяйства, отобранные на второй ступени процедуры выборки, подлежат опросу и включаются в список, выдаваемый интервьюеру. Список содержит основные и резервные адреса домашних хозяйств. В целях сохранения представительности выборки эти домашние хозяйства не могут быть произвольно заменены другими.
Дополнительный массив единиц, включенных в выборку, составляют лица, вселившиеся в течение года в новые жилые помещения. Формирование его осуществляется на основе ежегодной актуализации основы выборки.
При формировании итогов наблюдения его результаты распространяются на все частные домашние хозяйства и на все население, проживающее в них, согласно специально разрабатываемой методологии.
2.4. Программа наблюдения
Программа наблюдения представляет собой перечень общих и специальных признаков единиц наблюдения (домохозяйств и лиц, входящих в состав домохозяйств - членов домохозяйств), подлежащих регистрации в процессе проведения опросов населения, в соответствии с его целями и задачами, объединенных в бланк наблюдения - форму N 1-ТМ.
Анкета выборочного наблюдения труда мигрантов состоит из четырех разделов:
раздел 1 "Миграционный статус";
раздел 2 "Наемные работники в домохозяйстве";
раздел 3 "Наемные работники у предпринимателей";
раздел 4 "Постоянные эмигранты и временно находящиеся за границей".
Вопросы первого раздела заполняются по каждому респонденту в возрасте 15 лет и старше, попавшему в выборку.
Вопросы раздела 2 формы N 1-ТМ заполняются на каждое домохозяйство, попавшее в выборку. Отвечает на них один из членов семьи (наиболее информированный). Во втором разделе опрашиваемым задаются вопросы о привлечении других лиц для выполнения работы в домохозяйстве (квартира, дом, дача, приусадебный участок и др.) за плату (вознаграждение в денежной или натуральной форме). Данные о лицах, выполнявших работу бесплатно, не отражаются.
Раздел 3 формы N 1-ТМ предназначен для получения данных о численности иностранных трудовых мигрантов, работавших за оплату (вознаграждение в денежной или натуральной форме) у члена домохозяйства, являющегося предпринимателем.
Круг предпринимателей, подлежащих наблюдению труда мигрантов, определяется по респондентам, которые при заполнении анкеты обследования рабочей силы, на вопросы об основной работе дали один из следующих ответов:
работал(а) в качестве владельца (совладельца) собственного предприятия или собственного дела;
работал(а) в качестве индивидуального предпринимателя по договору гражданско-правового характера с организацией - юридическим лицом (или с обособленным подразделением организации);
основная работа была на индивидуальной основе.
В разделе 4 формы N 1-ТМ отражаются данные о лицах в возрасте 15 лет и старше, уехавших за границу на протяжении последних пяти лет на постоянное или временное место жительства.
На вопросы первого, второго и четвертого разделов может ответить любой информированный член семьи. На вопросы третьего раздела отвечает лично предприниматель.
2.5. Определения и разрабатываемые показатели
1. Сбор первичных статистических данных, их обработка и формирование официальной статистической информации по результатам наблюдения, осуществляется на основании официальной статистической методологии.
2. Для целей данного наблюдения используются следующие определения.
Международные мигранты - это все жители страны (постоянное население), которые когда-либо меняли страну обычного проживания*(3).
Применительно к задачам настоящего наблюдения:
лица, родившиеся в СССР (независимо от того, в какой республике родились) и на начало 1992 года проживавшие на территории России, относятся к лицам, которые не меняли страну обычного проживания (т.е. не являются международными мигрантами);
лица, родившиеся в СССР, на начало 1992 года проживавшие не в России и приехавшие в нее на постоянное место жительства в 1992 году и позже, являются лицами, изменившими страну обычного проживания, и включаются в число международных мигрантов.
Международные трудящиеся-мигранты, обычно проживающие в России - лица в возрасте 15 лет и старше, постоянно проживающие в России, которые изменили свою страну обычного проживания и (или) чье место рождения находится в другой стране (родившиеся за границей), которые в течение учетного периода состояли в рабочей силе страны либо в качестве занятых, либо безработных (далее - международные трудящиеся-мигранты).
При этом, к лицам, родившимся в СССР, применяются такие же методологические подходы, как и к категории международных мигрантов, которые изложены в п. 2.5.1.
Рабочая сила*(4) - лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными.
Занятые - лица в возрасте 15 лет и старше, которые в обследуемую неделю выполняли любую деятельность (хотя бы один час в неделю), связанную с производством товаров или оказанием услуг за оплату или прибыль. В численность занятых включаются также лица, временно отсутствовавшие на рабочем месте в течение короткого промежутка времени и сохранившие связь с рабочим местом во время отсутствия.
Безработные в соответствии с определениями МОТ - лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям: не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы в течение последних четырех недель, используя при этом любые способы; были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.
К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение двух недель после обследуемой недели) и не продолжали дальнейшего ее поиска; не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.
Уровень участия в рабочей силе международных мигрантов - отношение численности международных трудящихся-мигрантов (занятых и безработных) определенной возрастной группы к общей численности международных мигрантов соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.
Уровень занятости международных мигрантов - отношение численности занятых международных трудящихся-мигрантов определенной возрастной группы к общей численности международных мигрантов соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.
Уровень безработицы международных трудящихся-мигрантов - отношение численности безработных международных трудящихся-мигрантов определенной возрастной группы к численности международных трудящихся-мигрантов соответствующей возрастной группы, входящих в состав рабочей силы (занятых и безработных), рассчитанное в процентах.
Информация об иностранных трудящихся - нерезидентах (временно находящихся на территории России) разрабатывается на основании ответов домохозяйств и (или) членов домохозяйств, относящихся к категории предпринимателей.
Иностранные трудовые мигранты (иностранные трудящиеся - нерезиденты) - лица, являющиеся гражданами других государств (иностранными гражданами), независимо от возраста, которые в течение определенного отчетного периода не были обычно проживающими жителями в стране, нанимаемые домохозяйствами или предпринимателями, и выполнявшие оплачиваемую работу в Российской Федерации.
Внутрироссийские трудовые мигранты - российские граждане, независимо от возраста, нанимаемые домохозяйствами и выполнявшие оплачиваемую работу, постоянное место проживания которых отличается от региона выполнения работы.
Работа по найму - это работа, при которой лицо заключает явный (письменный или устный) или подразумеваемый трудовой договор, гарантирующий ему базовое вознаграждение (деньгами или натурой), которое прямо не зависит от дохода единицы, где лицо работает.
Постоянные эмигранты и временно находящиеся за границей - лица в возрасте 15 лет и старше, уехавшие за границу и не проживающие в домохозяйстве постоянно. Для определения наличия этой категории граждан в домохозяйстве задаются вопросы главе домохозяйства или наиболее осведомленному члену домохозяйства о членах домохозяйства, уехавших за границу на протяжении последних пяти лет.
3. Разработка сводных итогов по форме N 1-ТМ осуществляется по следующим основным показателям:
1 раздел
численность международных мигрантов, обычно проживающих на территории страны;
численность международных трудящихся-мигрантов (рабочая сила);
численность занятых международных трудящихся-мигрантов;
численность безработных международных трудящихся-мигрантов;
уровень участия в рабочей силе международных мигрантов;
уровень занятости международных мигрантов;
уровень безработицы международных трудящихся-мигрантов.
2 раздел
число домохозяйств, привлекавших на оплачиваемую работу наемных работников;
численность наемных работников, выполнявших оплачиваемую работу в домохозяйствах, и их структура по видам выполненных работ;
численность иностранных трудовых мигрантов, выполнявших оплачиваемую работу в домохозяйствах, и их структура по видам выполненных работ, по странам;
численность российских трудовых мигрантов, выполнявших работу в домохозяйствах, и их структура по видам выполненных работ.
3 раздел
число предпринимателей - членов домохозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность, привлекавших на оплачиваемую работу иностранных трудовых мигрантов;
численность и структура иностранных трудовых мигрантов, выполнявших работу у предпринимателей, по видам экономической деятельности;
численность и структура иностранных трудовых мигрантов, выполнявших работу у предпринимателей, по видам экономической деятельности, по странам, гражданами которых они являются;
численность и структура иностранных трудовых мигрантов, выполнявших работу у предпринимателей, по занятиям.
4 раздел
численность лиц, уехавших в течение последних пяти лет на работу за границей (далее - трудящиеся-эмигранты), по полу, возрастным группам, стране проживания.
4. Для распределения численности международных трудящихся-мигрантов, иностранных трудовых мигрантов, трудящихся-эмигрантов по странам используется перечень стран с кодами по Общероссийскому классификатору стран мира.
Классификация занятых и безработных по последнему месту работы осуществляется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД2) и с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) ОК 010-2014.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД2) на уровне групп ОКВЭД2 сопоставим со Статистической классификацией видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (редакция 2) - NACE Rev. 2.
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 сопоставим с Международной Стандартной Классификацией Занятий 2008 (МСКЗ-08).
2.6. Метод сбора сведений при проведении наблюдения
Наблюдение осуществляется на основе личного опроса членов домохозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.
Сбор сведений и опросы респондентов проводятся специально обученными интервьюерами на условиях добровольного согласия респондентов принять участие в наблюдении.
Опросы респондентов проводятся по форме N 1-ТМ (на бумажном носителе), содержащей конкретные формулировки вопросов и возможные варианты ответов на них, и указания по ее заполнению.
Опросы респондентов и заполнение формы N 1-ТМ производятся интервьюерами со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
Сведения, полученные от респондентов и записанные интервьюером в форму N 1-ТМ, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
Разработка и утверждение формы N 1-ТМ и указаний по ее заполнению производятся Росстатом в установленном порядке (в соответствии с пунктом 3.1.2 приказа Росстата от 14 марта 2014 г. N 188 "О вопросах организации сбора первичных статистических данных, их обработки и формирования официальной статистической информации федеральных статистических наблюдений, проводимых путем опроса респондентов" (зарегистрирован Минюстом России 21 апреля 2014 г. N 32045) (далее - приказ Росстата от 14 марта 2014 г. N 188).
2.7. Период проведения наблюдения
Периодом проведения наблюдения считается период времени, в течение которого осуществляется сбор сведений от населения, включая обход жилых помещений для установления контактов с респондентами (рекрутирование) и посещение домохозяйств для опросов респондентов.
Проведение наблюдения осуществляется в сроки, предусмотренные Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов выборочного наблюдения труда мигрантов в 2019 году, утвержденным приказом Росстата от 20 февраля 2019 г. N 84.
III. Основные организационные положения подготовки и проведения наблюдения
3.1. Распределение функций по уровням управления и организации работ
1. Пунктом 2 приказа Росстата от 14 марта 2014 г. N 188 определены следующие уровни организации наблюдения: федеральный, территориальный и полевой.
2. На федеральном уровне выполняются следующие функции:
2.1. Разработка официальной статистической методологии и руководство работами по подготовке, проведению, обработке полученной информации, подведению итогов и их официальному опубликованию, хранению материалов наблюдения:
разработка методологических и организационных положений по подготовке и проведению наблюдения;
организация работы с экспертами по вопросам программы наблюдения;
разработка статистического инструментария наблюдения;
разработка Плана размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации;
разработка Плана административно-территориального размещения выборки домохозяйств по субъектам Российской Федерации.
2.2. Координация, планирование работ по проведению наблюдения и контроль подготовки, проведения и подведения итогов наблюдения:
разработка Календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;
определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах на подготовку и проведение наблюдения на территориальном и полевом уровнях;
оказание консультативной помощи специалистам территориальных органов Федеральной службы государственной статистики межрегионального уровня и территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы Росстата);
участие в контрольных мероприятиях, выполняемых на территориальном и полевом уровнях.
2.3. Разработка технологии и организация автоматизированной обработки полученной информации наблюдения и подведения его итогов:
организация разработки специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата для автоматизированной обработки первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения;
разработка инструктивных документов по подготовке, проведению и автоматизированной обработке итогов наблюдения;
организация и проведение автоматизированной обработки итогов наблюдения.
2.4. Формирование официальной статистической информации по результатам наблюдения, ее опубликование, хранение материалов:
официальное опубликование результатов наблюдения (агрегированных итогов и баз микроданных) в электронном виде в системе открытого доступа на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - интернет-сайт Росстата);
хранение официальной статистической информации - статистических таблиц (основных) по итогам наблюдения по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации в электронном виде.
2.5. Тематическое и организационное обеспечение проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам наблюдения.
2.6. Организация обучения специалистов Федеральной службы государственной статистики, руководителей и специалистов территориальных органов Росстата:
участие в проведении обучающих семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения, его материально-технического обеспечения, обработки итогов.
2.7. Обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, в том числе по вопросам безопасности проведения наблюдения.
2.8. Организация финансового и материально-технического обеспечения наблюдения:
обеспечение деятельности лиц, привлекаемых к выполнению работ на договорной основе на федеральном уровне;
централизованное тиражирование и доведение до территориального уровня инструментария наблюдения;
централизованное изготовление и доведение до территориального уровня удостоверений для обеспечения ими привлекаемых лиц полевого уровня;
централизованная закупка и доведение до территориального уровня принадлежностей для фиксации данных.
2.9. Мониторинг хода выполнения работ по проведению наблюдения.
В центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики ответственность за выполнение работ и функций возложена на Управление статистики труда.
Предусмотрено привлечение физических лиц на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации (аналитик, эксперт, специалист)*(5) к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением наблюдения, с обработкой полученной информации, подведением итогов и их официальным опубликованием, примерный перечень которых указан в Приложении N 1 к настоящим основным методологическим и организационным положениям.
3. На территориальном уровне территориальными органами Росстата выполняются следующие функции:
3.1. Подготовка и проведение в субъекте Российской Федерации наблюдения в соответствии с утвержденной официальной статистической методологией:
разработка и утверждение Организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения на территории соответствующего субъекта (соответствующих субъектов) Российской Федерации;
организация информирования респондентов о проведении выборочного наблюдения.
3.2. Координация и организация работ по подготовке и проведению наблюдения в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, контроль подготовки и проведения наблюдения:
подбор кандидатур и заключение контрактов с физическими лицами, привлекаемыми к выполнению работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения (далее - привлекаемые лица)*(6) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на территориальном и полевом уровнях (инструкторы территориального уровня, операторы формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации, интервьюеры)*(7);
комплектование инструментария наблюдения, канцелярских товаров, принадлежностей для фиксации данных, средств материально-хозяйственного и технического назначения и обеспечение ими лиц, привлекаемых для выполнения работ на территориальном и полевом уровнях;
обеспечение деятельности лиц, привлекаемых для выполнения работ на территориальном и полевом уровнях;
разработка и утверждение графика сдачи-приемки материалов наблюдения от интервьюеров;
сбор и обобщение информации о проведении наблюдения, приемка материалов наблюдения от интервьюеров;
приемка результатов и выплата вознаграждения лицам, привлекаемым для выполнения работ на территориальном и полевом уровнях;
подготовка и представление на федеральный уровень информации из отчета интервьюера о выполненной работе, информации об участии домохозяйств в наблюдении, отчета о привлекаемых лицах;
подготовка итогового отчета о подготовке и проведении наблюдения на территории соответствующего субъекта (соответствующих субъектов) Российской Федерации и предложений по совершенствованию организационных положений наблюдения.
3.3. Организация на полевом уровне участков проведения наблюдения, подбор привлекаемых лиц, контроль их работы:
организация работ по натурному обходу отобранных для проведения наблюдения счетных участков;
формирование форм федерального статистического наблюдения N 1-ТМ на основе программного комплекса по составлению списков адресов домохозяйств;
оказание содействия лицам, привлекаемым на полевом уровне по укомплектованию респондентской сети для проведения опросов;
организация работ по проведению опросов респондентов;
разработка и утверждение графика проведения контрольных мероприятий и осуществление контрольных мероприятий, в том числе с непосредственным выездом на отобранные счетные участки, закрепленные за интервьюерами (участки наблюдения).
3.4. Взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и проведения наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения (по мере необходимости).
3.5. Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и с органами местного самоуправления в части привлечения граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору первичных статистических данных (по мере необходимости).
3.6. Обучение специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц:
организация, проведение и участие в работе кустовых семинаров по вопросам подготовки и проведения наблюдения;
проведение обучения привлекаемых лиц.
3.7. Подготовка первичных статистических данных к автоматизированной обработке, подготовка контрольного примера, тестирование программного обеспечения по вводу первичных статистических данных.
3.8. Автоматизированная обработка полученной информации наблюдения (ввод на сервер центра обработки данных федерального уровня (далее - ЦОД ФУ) первичных данных с бумажных носителей; проведение формально-логического контроля и получение протоколов контроля); проверка и уточнение данных по запросам федерального уровня.
3.9. Опубликование итогов наблюдения, хранение его материалов, обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных данных и их защиту от несанкционированного доступа.
На территориальном уровне ответственными за подготовку, проведение и обработку материалов наблюдения являются территориальные органы Росстата. Выполнение работ и функций возлагается на структурные подразделения, определяемые руководителем территориального органа Росстата (или лицом его замещающим).
Межрегиональное взаимодействие в части сбора и обработки информации осуществляется в соответствии с Типовой схемой сбора и обработки информации на межрегиональном уровне по направлению "Обследования домашних хозяйств и населения", утвержденной руководителем Федеральной службы государственной статистики от 23 января 2017 г. N 6-у.
Привлекаемые лица (инструкторы территориального уровня, операторы формального и логического контроля, операторы ввода статистической информации, интервьюеры) выполняют работы, связанные со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения, перечень которых указан в Приложении N 2 к настоящим основным методологическим и организационным положениям.
4. На полевом уровне выполняются следующие функции:
4.1. Подготовка и проведение наблюдения в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации:
прохождение привлекаемыми лицами обучения;
формирование участка наблюдения и графика посещений отобранных домохозяйств для проведения опросов.
4.2. Организация работ по сбору первичных статистических данных наблюдения путем опроса респондентов, контроль полученной информации при проведении контрольных мероприятий:
сбор первичных статистических данных путем проведения личного опроса респондентов и заполнение формы N 1-ТМ;
оказание содействия инструкторам территориального уровня при проведении контрольных мероприятий.
4.3. Сдача-приемка заполненных форм наблюдения, контроль заполнения форм наблюдения:
первичный контроль заполненных форм N 1-ТМ;
кодирование разделов форм N 1-ТМ;
сдача форм N 1-ТМ на территориальный уровень в установленном порядке.
4.4. Подведение итогов наблюдения, формируемых на полевом уровне:
подготовка отчета о рекрутировании домохозяйств, отчета интервьюера о выполненной работе и передача их на территориальный уровень.
На полевом уровне работа по подготовке и проведению наблюдения выполняется интервьюерами.
3.2. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения
1. Подготовительный этап, который включает выполнение следующих работ:
1.1. Разработка:
1.1.1. Планов организации и проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ:
календарного плана подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;
плана размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения;
плана административно-территориального размещения выборки домохозяйств для проведения наблюдения;
организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения, утверждаемого приказом территориального органа Росстата.
Организационный план-график по подготовке и проведению наблюдения на территориальном и полевом уровнях разрабатывается и утверждается территориальными органами Росстата в соответствии с перечнем работ, выполняемых на территориальном и полевом уровнях, сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми и утверждаемыми в составе организационных документов по подготовке и проведению наблюдения.
1.1.2. Официальной статистической методологии, форм федерального статистического наблюдения и статистического инструментария:
разработка Положений по организации и проведению наблюдения;
разработка проекта формы и указаний по ее заполнению;
утверждение инструментария наблюдения для последующего тиражирования и проведения опросов.
Инструментарий наблюдения состоит из формы N 1-ТМ с указаниями по ее заполнению.
1.1.3. Программ обучения специалистов Федеральной службы государственной статистики, территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального и полевого уровней, тестирования полученных знаний.
1.1.4. Технологии автоматизированной обработки первичных статистических данных наблюдения и подведения итогов с учетом концепции развития информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной статистики на соответствующий период.
1.1.5. Программного обеспечения по формированию выборочной совокупности, автоматизированной обработке первичных статистических данных, формированию официальной статистической информации наблюдения.
1.1.6. Средней нормы нагрузки объектов изучаемой совокупности на одно привлекаемое лицо территориального и полевого уровней за весь период работы и сроков их привлечения (Приложение N 3), нормативов для закупки средств материально-технического обеспечения.
1.2. Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней.
1.2.1. Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении территориального и полевого уровней основывается на Плане размещения выборочной совокупности домохозяйств для проведения наблюдения на основе отбора населенных пунктов городской и сельской местности и определения числа обследуемых домохозяйств в каждом из них.
Количество привлекаемых лиц территориального и полевого уровней по категориям и их распределение по субъектам Российской Федерации устанавливается в зависимости от объема выборочной совокупности домохозяйств по каждому субъекту Российской Федерации и средней нормы нагрузки*(8) соответствующей категории привлекаемых лиц.
В случае превышения нормы нагрузки, обусловленного объективными причинами (отсутствие требуемого числа привлекаемых лиц, размер отобранных счетных участков), территориальные органы Росстата привлекают меньшее число лиц, чем их расчетное число, которое утверждается приказом Росстата).
1.2.2. Подбор, сроки привлечения и оформление договорных отношений с привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней.
Подбор привлекаемых лиц на территориальном и полевом уровнях и оформление договорных отношений с ними осуществляется территориальными органами Росстата. Перечень работ, выполняемый привлекаемыми лицами территориального и полевого уровней, определен в Приложении N 2 к настоящим основным методологическим и организационным положениям.
Продолжительность привлечения лиц для выполнения работ, связанных со сбором первичных статистических данных и их обработкой на территориальном и полевом уровнях, определена в Приложении N 3 к настоящим основным методологическим и организационным положениям.
Условия выплаты вознаграждения и количество привлекаемых лиц по субъектам Российской Федерации определяются приказами Росстата.
1.3. Составление списков изучаемых объектов наблюдения, переписное районирование.
1.4. Организацию проведения наблюдения на федеральном, территориальном и полевом уровнях и контроль выполнения работ.
1.5. Организацию автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения.
1.6. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами по вопросам наблюдения, в том числе по безопасности проведения наблюдения.
В целях обеспечения выполнения работ по проведению наблюдения территориальные органы Росстата, на основании пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946, взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по следующим направлениям:
информирование населения о проведении выборочного наблюдения;
подготовка информационных статей в местных средствах массовой информации;
размещение информационных материалов о проведении наблюдения, его целях и задачах на сайте территориального органа Росстата;
подготовка информационных писем и листовок главам местных администраций, руководителям управляющих компаний УЖКХ и ТСЖ, председателям уличных комитетов, на территории которых осуществляется наблюдение, с информацией о целях и задачах наблюдения;
обеспечение безопасности интервьюеров при рекрутировании и проведении опросов респондентов.
Территориальные органы Росстата доводят до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информацию, необходимую для оказания содействия в организации и проведении наблюдения, в том числе для подготовки ответов при обращениях граждан по возникающим вопросам в связи с проведением наблюдения.
1.7. Финансовое и материально-техническое обеспечение наблюдения.
1.7.1. Финансирование наблюдения осуществляется в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти работы. Лимиты бюджетных обязательств доводятся в территориальные органы Росстата в установленном порядке.
Материально-техническое обеспечение наблюдения осуществляется в период его подготовки и проведения на основе нормативов ресурсного обеспечения на одно лицо расчетной численности, привлекаемое к подготовке и проведению наблюдения, обработке его итогов, утверждаемых приказами Росстата.
1.7.2. Лицам, привлекаемым на полевом уровне (интервьюерам) выдается удостоверение, изготовленное в централизованном порядке Росстатом.
Лица, привлекаемые на территориальном (инструкторы территориального уровня) и полевом (интервьюеры) уровнях, централизованно обеспечиваются необходимыми канцелярскими принадлежностями.
Обеспечение канцелярскими принадлежностями, тиражом инструментария наблюдения, принадлежностями для фиксации данных производится в объемах по нормативам, установленным приказом Росстата.
1.7.3. Территориальными органами Росстата при проведении обучения и в период проведения наблюдения (опросов домохозяйств, контрольных мероприятий, сдачи-приемки материалов наблюдения) проводится возмещение (компенсация) следующих расходов привлекаемым лицам:
1.7.3.1. Инструкторам территориального уровня:
проезд до места обучения и обратно;
проезд до места проведения контрольных мероприятий и обратно;
проживание по месту проведения контрольных мероприятий (не более двух дней);
В случае привлечения инструктора территориального уровня за пределами административного центра субъекта Российской Федерации:
проживание по месту сдачи материалов наблюдения (заполненных форм N 1-ТМ, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверения) и проезд до него и обратно;
почтовые расходы для отправки материалов наблюдения в районные отделы или территориальные органы Росстата.
1.7.3.2. Интервьюерам:
проживание по месту обучения, проезд до него и обратно;
проезд до места нахождения обследуемых домохозяйств и обратно за весь период проведения опросов;
проживание по месту сдачи материалов наблюдения (заполненных форм N 1-ТМ, отчета о выполненной работе, отчета интервьюера о проведении опроса, удостоверения), проезд до него и обратно;
почтовые расходы для отправки материалов наблюдения в районные отделы или территориальные органы Росстата.
Общий объем затрат, связанных с обеспечением вышеуказанных мероприятий, не может превышать объем доведенных территориальным органам Росстата лимитов бюджетных обязательств на эти цели.
1.7.4. Расчет вознаграждения привлекаемых лиц территориального и полевого уровней проводится согласно Приложению N 4 к настоящим основным методологическим и организационным положениям.
1.8. Организация обучения специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц.
Обучение специалистов территориальных органов Росстата и привлекаемых лиц территориального (инструкторы территориального уровня) и полевого (интервьюеры) уровней проводится в три этапа.
На первом этапе проводится обучение специалистов территориальных органов Росстата. Обучение проводится специалистами Росстата из числа представителей управлений центрального аппарата, отвечающих за подготовку и проведение наблюдения на федеральном уровне.
Обучение организуется централизованно с участием представителей от территориальных органов Росстата. Порядок и сроки организации обучающих семинаров, направление для участия в них специалистов Росстата и представителей территориальных органов Росстата определяются в установленном порядке. Обучение проводится в течение трех календарных дней.
На втором этапе проводится обучение инструкторов территориального уровня и на третьем этапе - интервьюеров. Обучение организуется каждым территориальным органом Росстата и проводится по очной форме (для привлекаемых лиц, по уважительным причинам, не принявшим участие в очном обучающем семинаре, возможно прохождение обучения по дистанционной форме). Возможно совмещение второго и третьего этапов обучения.
Обучение проводится в течение первого календарного дня в форме семинаров или индивидуально.
Обучение возлагается на специалистов структурного подразделения территориального органа Росстата, ответственных за подготовку и проведение наблюдения на территориальном уровне, прошедших соответствующую подготовку на обучающих семинарах. В обучении интервьюеров могут принимать участие инструкторы территориального уровня согласно программе обучения.
Обучение завершается обязательной проверкой правильности усвоения изученного материала и степени готовности обучающегося к работе.
2. Этап проведения наблюдения, осуществления контрольных мероприятий и сдачи-приемки материалов включает выполнение следующих работ:
2.1. Сбор первичных статистических данных наблюдения, проводимый путем опроса респондентов, заполнение интервьюерами формы федерального статистического наблюдения N 1-ТМ.
В ходе подготовки к проведению наблюдения интервьюер посещает домохозяйства по адресам, указанным в доведенном до него Списке адресов, и договаривается о дате проведения опроса, вручает домохозяйствам письмо-обращение руководителя Федеральной службы государственной статистики к участникам обследования, в котором указаны наименование и контактный телефон территориального органа Росстата в данном субъекте Российской Федерации.
При отсутствии договоренности (отказе) или недостижимости домохозяйств по иным причинам интервьюер самостоятельно производит замену данного домохозяйства на другое из резервного списка домохозяйств.
Домохозяйствам, согласившимся принять участие в наблюдении, интервьюер предоставляет принадлежности для фиксации данных с логотипом Федеральной службы государственной статистики.
Порядок проведения опросов на полевом уровне регламентируется Указаниями по подготовке и проведению наблюдения.
2.2. Проведение контрольных мероприятий для обеспечения полноты и правильности учета объектов наблюдения и правильности заполнения формы N 1-ТМ.
На территориальном уровне проводятся мероприятия по оказанию консультативной и методологической помощи дистанционно и с непосредственным выездом в территориальные органы Росстата по следующим направлениям:
по порядку и срокам выполнения работ в соответствии с утвержденным Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения;
по выполнению программы наблюдения, полноты и правильности заполнения и кодирования информации, содержащейся в форме N 1-ТМ;
по вопросам выполнения графиков проведения контрольных проверок интервьюеров и полноты их выполнения;
по порядку и срокам составления отчетов, предусмотренных Календарным планом подготовки, проведения и обработки итогов наблюдения.
На полевом уровне для обеспечения полноты и правильности получаемых от респондентов первичных статистических данных проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения и кодирования формы N 1-ТМ.
Контрольные мероприятия осуществляются как специалистами территориальных органов Росстата, так и привлекаемыми лицами (инструкторами территориального уровня) в период (или после) проведения опросов интервьюерами. Проведение контрольных мероприятий осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения с компенсацией расходов привлекаемым лицам в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти цели.
В ходе контрольных мероприятий производится:
сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, направленных интервьюеру в качестве основного и резервного списков домохозяйств;
наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос);
проведение контрольных опросов (выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых совершен опрос) по ограниченному кругу информации;
выяснение факта участия в наблюдении (выборочно, в 8-10 домохозяйствах, в которых завершен опрос) по телефону.
Контрольные мероприятия проводятся в отношении каждого интервьюера.
По итогам контрольных мероприятий составляется "Акт по результатам проверки работы интервьюера".
2.3. Сдачу-приемку заполненных форм N 1-ТМ, контроль их заполнения.
Сдача-приемка результатов работ, выполненных на полевом уровне, производится после окончания контрольных мероприятий в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, утверждаемым территориальным органом Росстата.
Сдача результатов работ проводится интервьюерами с выездом в территориальный орган Росстата или по почте через районные отделы статистики.
При сдаче-приемке заполненных форм N 1-ТМ на территориальном уровне проводится сплошная проверка полноты и правильности их заполнения и кодирования на основе предварительного логического контроля.
По завершении сдачи-приемки на территориальном уровне формы N 1-ТМ комплектуются и подготавливаются к автоматизированной обработке (визуальный контроль заполнения и кодирования информации в формах N 1-ТМ на бумажных носителях со 100% охватом).
3. Этап обработки полученных первичных статистических данных, подведения итогов, их официального опубликования, хранения материалов включает выполнение следующих работ:
автоматизированную обработку полученных первичных статистических данных и подведение итогов наблюдения с использованием программного обеспечения, разработанного в соответствии с экономическим описанием;
защиту первичных статистических данных и иной информации ограниченного доступа;
формирование официальной статистической информации на основе итогов наблюдения и их распространение.
Для автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных и подведения итогов наблюдения используется предусмотренное подпунктом 3 пункта 3.1.1. настоящих основных методологических и организационных положений специализированное программное обеспечение информационно-вычислительной системы Росстата.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт 2.3 пункта 3.1"
Автоматизированная обработка полученных первичных статистических данных проводится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках разработки (доработки) специализированного программного обеспечения информационно-вычислительной системы Росстата на выполнение работ по автоматизированной обработке первичных статистических данных и получению итогов наблюдения.
Функции автоматизированной обработки полученных первичных статистических данных наблюдения осуществляются на территориальном и федеральном уровнях.
На территориальном уровне осуществляется ввод на сервер ЦОД ФУ первичных статистических данных с бумажных носителей, формальный и логический контроль первичных статистических данных, мониторинг ввода первичных статистических данных с использованием предоставленного Росстатом специализированного программного обеспечения.
Работы по обработке первичных статистических данных на территориальном уровне выполняются привлекаемыми лицами (оператор формального и логического контроля, оператор ввода статистической информации).
На федеральном уровне проводится:
мониторинг хода автоматизированной обработки;
проведение повторного формального и логического контроля первичных статистических данных, полученных из территориального уровня;
формирование первичного информационного фонда;
ведение нормативно-справочной информации;
редактирование данных наблюдения;
формирование единой базы первичных статистических данных (обобщенного информационного фонда), дополнительный контроль полученной информации;
расчет коэффициентов взвешивания данных, обобщающих показателей, ошибок выборки;
формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц;
подготовка набора данных к размещению в системе открытого доступа на интернет-сайте Росстата.
Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в форме N 1-ТМ, определены в статье 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
При автоматизированной обработке материалов наблюдения соблюдаются меры по защите информации от несанкционированного доступа.
В целях формирования официальной статистической информации на основе итогов наблюдения, а также расширения форм взаимодействия с внешними пользователями статистической информации на федеральном уровне осуществляется:
описание набора данных наблюдения для размещения в системе открытого доступа на интернет-сайте Росстата;
распространение данных (статистические таблицы, база микроданных для размещения на интернет-сайте Росстата).
При подготовке к публикации микроданные проходят дополнительные процедуры редактирования в автоматизированном режиме, а также в целях соблюдения принципов конфиденциальности - процедуры анонимизации, что исключает любую возможность не только прямой, но и косвенной идентификации домохозяйств и проживающих в них лиц.
В целях анонимизации публикуемых признаков домохозяйства и членов домохозяйства исключается ряд кодификационных признаков, производится изменение номеров респондентов по определенному алгоритму, исключаются из публикации показатели, количество наблюдаемых единиц по которым имеет низкую частотность.
Публикация микроданных сопровождается описанием метаданных, а также размещением на данной странице интернет-сайта Росстата агрегированных данных (статистических таблиц по итогам наблюдения).
Метаданные*(9) представляют собой полную информацию о наблюдении (организационные документы, методика подготовки и проведения наблюдения, описание инструментария) и описание микроданных.
Микроданные*(9) представляют собой файлы данных, содержащие информацию по каждой единице наблюдения (домохозяйству и членам домохозяйства), исключая данные, позволяющие идентифицировать респондентов. Публикация микроданных совместно с метаданными наблюдения дает возможность пользователям воспроизводить публикуемые итоговые таблицы, а также получать любые итоговые показатели по данным наблюдения.
Статистические итоговые таблицы представляют собой таблицы, построенные на основе микроданных наблюдения с учетом распространения итогов на генеральную совокупность.
Опубликование итогов наблюдения в системе открытого доступа на интернет-сайте Росстата осуществляется в следующем порядке:
публикация статистических таблиц с данными наблюдения в целом по Российской Федерации;
публикация статистических таблиц с данными по субъектам Российской Федерации;
публикация базы микроданных.
Срок хранения заполненных форм N 1-ТМ на бумажных носителях - один год с даты подведения окончательных итогов наблюдения - в соответствии со статьей 478 Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы государственной статистики, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Росстата от 5 сентября 2016 г. N 484.
Место хранения форм N 1-ТМ до их уничтожения определяется руководством территориального органа Росстата с учетом требований сохранения конфиденциальности данных. Уничтожение форм N 1-ТМ производится в установленном порядке.
______________________________
*(1) За исключением коллективных домашних хозяйств (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).
*(2) Многофазная выборка - вид выборки, при которой конечная выборочная совокупность формируется в несколько фаз, на каждой из которых используется одна и та же единица отбора (например, счетный участок, который при построении территориальной выборки многоцелевого назначения (ТВМН) является первичной выборочной единицей). При построении выборочного массива для проведения наблюдения в качестве единицы отбора также используется счетный участок. Использование многофазной выборки при эксплуатации ТВМН для проведения системы выборочных наблюдений по социально-демографическим и социально-экономическим проблемам нацелено на построение в рамках базового массива ТВМН множества выборочных подмассивов с непересекающимися элементами.
*(3) Определение приведено в соответствии с Руководящими принципами в отношении статистики международной трудовой миграции, утвержденными на 20-ой Международной конференции статистиков труда (Женева, 2018) (далее - Руководящие принципы).
*(4) Здесь и далее определения приведены с учетом рабочих концепций, определений, рекомендаций 19-ой Международной конференции статистиков труда (октябрь 2013 г., г. Женева), приведенных в резолюции I "Резолюция о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы".
*(5) Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне, приведено исключительно для целей проведения настоящего наблюдения.
*(6) Значение понятия приведено исключительно для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.
*(7) Наименование категорий лиц, привлекаемых к выполнению работ на территориальном и полевом уровнях, приведено исключительно для целей проведения настоящего наблюдения.
*(8) Средние нормы нагрузки рассчитаны с учетом планового числа респондентов по каждому субъекту Российской Федерации на основе данных выборочного обследования рабочей силы.
*(9) Значение понятий "метаданные" и "микроданные" приведено исключительно для целей проведения выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.