N |
Наименование мероприятия |
Ожидаемый эффект |
Форма реализации |
Срок реализации (год) |
Исполнители |
1. Создание благоприятной среды для цифровизации финансового рынка | |||||
1.1 |
Создание регуляторной среды для функционирования роботов-советников |
Описание статуса роботов-советников, обеспечение защиты прав пользователей роботов-советников; расширение возможностей для применения роботов-советников при принятии инвестиционных решений; устранение барьеров пользования финансовыми услугами, связанных с низкой финансовой грамотностью; реализация проекта "Маркетплейс" |
Доклад для общественных консультаций В случае признания целесообразным: Доклад в Правительство Российской Федерации Нормативные акты Банка России Стандарты СРО |
В части доклада для общественных консультаций: 2019 В части доклада в Правительство Российской Федерации, нормативных актов Банка России, стандартов СРО: 2021 |
В части доклада для общественных консультаций, нормативных актов Банка России, стандартов СРО: Банк России СРО В части доклада в Правительство Российской Федерации: Минкомсвязь России Минфин России Банк России |
1.2 |
Совершенствование подходов к допуску роботов-советников к использованию на финансовом рынке |
Расширение возможностей для применения роботов-советников при принятии инвестиционных решений; устранение барьеров пользования, связанных с низкой финансовой грамотностью; реализация проекта "Маркетплейс" |
Доклад для общественных консультаций |
2021 |
Банк России |
1.3 |
Повышение уровня информационной безопасности и киберустойчивости, внедрение национальных стандартов в деятельность финансовых организаций |
Повышение информационной безопасности финансовых организаций, защиты участников финансового рынка от киберугроз |
Нормативные и иные акты Банка России |
2021 |
Банк России ФСБ России ФСТЭК России |
1.4 |
Распространение практики представления регуляторной отчетности с использованием таксономии XBRL на все некредитные финансовые организации Оценка целесообразности перехода на представление отчетности в формате XBRL для иных финансовых организаций на основе результатов проекта перехода некредитных финансовых организаций на формат XBRL |
Снижение регуляторной нагрузки за счет использования таксономии XBRL, упрощение процедуры подготовки и сдачи отчетности |
Доклад для общественных консультаций В случае признания целесообразным: Нормативные и иные акты Банка России Организационно-технические мероприятия Дорожная карта перехода на представление отчетности в формате XBRL для различных финансовых институтов |
2019 - 2021 |
Банк России |
1.5 |
Расширение функционала личного кабинета участника информационного обмена |
Снижение регуляторной нагрузки за счет информационного обмена через личный кабинет участника информационного обмена, упрощение процедуры подготовки и сдачи информации, снижение цен оказываемых финансовыми организациями услуг |
Организационно-технические мероприятия: 1. Создание унифицированного механизма "единого окна" внешнего взаимодействия участников информационного обмена и Банка России 2. Возможность проведения анкетирования 3. Рассмотрение целесообразности внедрения (использования) иных сервисов |
2021 |
Банк России |
1.6 |
Признание международного стандарта ISO 17442:2012 "Финансовые услуги. Идентификатор юридического лица" и стимулирование получения финансовыми организациями международного кода идентификации юридического лица (LEI) |
Применение лучших международных практик, упрощение идентификации юридических лиц |
Нормативные и иные акты Банка России Организационно-технические мероприятия |
2021 |
Банк России |
1.7 |
Создание предпосылок внедрения стандарта ISO 20022 на рынке платежных услуг |
Создание условий, способствующих снижению издержек участников финансового рынка и ускорению проведения финансовых транзакций |
Введение в действие стандартов Банка России, формирование альбомов сообщений |
2021 |
Банк России |
1.8 |
Развитие платформы для удаленной идентификации |
Повышение доступности финансовых услуг, повышение удовлетворенности потребителя финансовых услуг, рост конкуренции на рынке финансовых услуг Расширение способов дистанционного получения услуг физическими и юридическими лицами с использованием Единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы |
Федеральный закон |
2021 |
Минкомсвязь России Росфинмониторинг Минфин России ФСБ России с участием Банка России |
1.9 |
Развитие электронного документооборота между Банком России, участниками финансового рынка, физическими и юридическими лицами, в том числе при допуске на финансовый рынок |
Снижение транзакционных и регуляторных издержек участников финансового рынка, в том числе при допуске на финансовый рынок Переход на реестровую модель, когда право организации осуществлять деятельность на финансовом рынке подтверждается записью в реестре финансовой организации и выпиской из указанного реестра (для НФО) |
Нормативные акты Банка России В случае признания целесообразным: Нормативные правовые акты заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организационно-технические мероприятия |
2019 - 2021 |
В части нормативных актов Банка России и организационно-технических мероприятий: Банк России В части нормативных правовых актов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти: Минкомсвязь России |
1.10 |
Определение правовых условий для оборота цифровых финансовых активов |
Создание благоприятных условий для обращения цифровых финансовых активов на российском рынке |
Нормативные и иные акты Банка России Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов N 419059-7 "О цифровых финансовых активах" и N 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)" |
2019 |
Банк России |
2. Развитие конкуренции на финансовом рынке | |||||
2.1 |
Реализация раздела XIV Финансовые рынки плана мероприятий (дорожной карты) Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции на 2018-2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 1697-р) |
Усиление конкуренции на финансовом рынке за счет улучшения состояния конкурентной среды (в том числе за счет снижения барьеров входа на рынок и барьеров переключения потребителя между различными поставщиками финансовых услуг, устранения дискриминационных явлений на рынке), а также создания предпосылок для усиления добросовестной конкурентной борьбы между финансовыми институтами |
В соответствии с "дорожной картой" |
Сроки, соответствующие "дорожной карте" |
Федеральные органы исполнительной власти Банк России Иные организации в соответствии с планом мероприятий (дорожной картой) Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции на 2018-2020 годы |
2.2 |
Формирование правового базиса для создания, функционирования и развития платформы "Маркетплейс" |
Усиление конкуренции между финансовыми организациями за привлечение и удержание потребителя, повышение доступности для потребителя финансовых услуг возможно широкого круга поставщиков услуг |
Организационно-технические мероприятия Дорожная карта по внедрению платформы В случае признания целесообразным: Федеральный закон Нормативные и иные акты Банка России |
2020 |
В части организационно-технических мероприятий, дорожной карты по внедрению платформы, нормативных и иных актов Банка России: Банк России В части федерального закона: Минфин России ФАС России при участии Банка России |
2.3 |
Формирование правового базиса для внедрения субъектами финансового рынка открытых интерфейсов (Open API) и разработка соответствующего стандарта |
Повышение доступности финансовых услуг в связи с ростом конкуренции |
Федеральный закон |
2021 |
Минфин России ФАС России Минкомсвязь России при участии Банка России |
2.4 |
Обеспечение благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных |
Снижение регуляторных барьеров для внедрения инновационных бизнес-решений; снижение неопределенности по вопросу правомерности отдельных бизнес-практик, выведение их из серой зоны; обеспечение недискриминационного доступа к данным, перемещение фокуса конкуренции в поле эффективности обработки данных, а не доступа к ним; повышение удовлетворенности потребителя |
Федеральный закон Нормативные акты Банка России |
2021 |
В части федерального закона: Минкомсвязь России Минэкономразвития России МВД России ФСБ России Роспотребнадзор Банк России ФАС России В части нормативных актов Банка России: Банк России |
2.5 |
Формирование правового базиса, создание и развитие регистратора финансовых транзакций |
Создание инфраструктуры поддержки дистанционной дистрибуции финансовых услуг, поддержка проекта системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов |
Дорожная карта по внедрению системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов Нормативные и иные акты Банка России Организационно-технические мероприятия |
2019 |
Банк России |
2.6 |
Разработка предложений и требований к платформе цифрового профиля с использованием единого технологического идентификатора |
Создание условий для удобного, быстрого и легального обмена данными между потребителями и поставщиками информации, обеспечение для физических лиц возможности управления цифровыми согласиями на обмен данными |
Федеральный закон Нормативные акты Правительства Российской Федерации Нормативные правовые акты заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Организационно-технические мероприятия |
2021 |
В части федерального закона, нормативных актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти: Минкомсвязь России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти В части организационно-технических мероприятий: Банк России |
2.7 |
Обеспечение конкуренции на рынке эквайринга |
Повышение качества услуг на рынке эквайринга, снижение цен на эквайринговые услуги |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
2019 |
ФАС России при участии Банка России |
2.8 |
Создание и развитие системы быстрых платежей |
Развитие рынка платежных услуг, снижение межбанковских барьеров при переводах между физическими лицами, а также физических лиц в пользу юридических лиц, предоставление инновационных и удобных сервисов для потребителей финансовых услуг |
Организационно-технические мероприятия |
2019 - 2021 |
Банк России |
3. Повышение финансовой доступности | |||||
3.1 |
Реализация Плана мероприятий (дорожной карты) повышения доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2017-2019 годы (План мероприятий от 05.07.2017 ПМ-01-59/31) |
Повышение доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения |
Формы реализации, предусмотренные соответствующими положениями "дорожной карты" |
2019 |
Банк России Минтруд России |
3.2 |
Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства |
Повышение доступности финансирования субъектов МСП (банковских кредитов, займов некредитных финансовых организаций, лизинга, факторинга, инструментов фондового рынка), а также повышение финансовой грамотности субъектов МСП |
Формы реализации, предусмотренные соответствующими положениями "дорожной карты" |
2019 - 2020 |
Банк России |
3.3 |
Создание карты географического распределения точек доступа к финансовым услугам, в частности подразделений кредитных и некредитных финансовых организаций (микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, ломбардов, субъектов страхового дела, профессиональных участников рынка ценных бумаг), автоматических устройств c функциями приема и (или) выдачи наличных денежных средств, POS-терминалов, пунктов осуществления операций платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов), почтовых отделений, оказывающих платежные услуги, по населенным пунктам |
Создание инструмента, повышающего прозрачность отображения информации о местоположении точек доступа к финансовым услугам с учетом их функционала, а также облегчающего для регулятора финансового рынка, органов власти, финансовых организаций и других заинтересованных сторон доступ к данной информации, в том числе с целью последующей оценки дефицита точек доступа на отдаленных, малонаселенных или труднодоступных территориях |
Организационно-технические мероприятия Информационная поддержка |
В части организационно-технических мероприятий: 2019 В части информацион- ной поддержки: 2019-2021 |
В части организационно-технических мероприятий: Банк России В части информационной поддержки: Росстат Минкомсвязь России ФНС России |
3.4 |
Расширение перечня операций, для осуществления которых допускается привлечение банковских платежных агентов |
Повышение доступности услуг по переводу денежных средств |
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона 603192-7 О внесении изменений в Федеральный закон О национальной платежной системе |
2019 - 2020 |
Минфин России Банк России |
3.5 |
Изучение использования каналов доставки финансовых услуг на основе спутникового телевидения и других альтернативных технологий |
Повышение удовлетворенности населения финансовыми услугами; рост проникновения использования финансовых продуктов; тестирование бизнес-моделей |
Организационно-технические мероприятия |
2019 |
Банк России |
3.6 |
Реализация мер, направленных на получение кредитными организациями информации, относящейся к субъектам МСП и находящейся в различных информационных системах государственных органов и организаций, через внедрение единых унифицированных способов получения данной информации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, независимо от конкретной информационной системы, в которой хранится требуемая информация |
Рост эффективности оценки кредитными организациями финансового состояния субъектов МСП за счет облегчения доступа к информации, относящейся к субъектам МСП и находящейся в различных информационных системах государственных органов и организаций |
Организационно-технические мероприятия |
2020 |
Банк России |
3.7 |
Внедрение кредитными организациями единых стандартов кредитования субъектов МСП, в том числе в целях секьюритизации кредитных портфелей субъектов МСП |
Стандартизация подхода к кредитованию МСП, повышение качества кредитного портфеля |
Организационно-технические мероприятия |
2019 - 2021 |
АО "Корпорация "МСП" Минэкономразвития России Банк России АО "МСП Банк" |
3.8 |
Анализ целесообразности налогового стимулирования компаний малой капитализации, а также инвесторов в их ценные бумаги |
В случае получения положительных результатов оценки целесообразности и последующей реализации соответствующих мер налогового стимулирования - повышение привлекательности выпуска ценных бумаг на соответствующих секторах ПАО Московская Биржа как источника привлечения финансирования в проекты МСП |
Организационно-технические мероприятия В случае признания целесообразным: Меры налогового стимулирования компаний малой капитализации, выпустивших ценные бумаги на бирже В случае признания целесообразным: Федеральный закон |
В части организационно-технических мероприятий, мер налогового стимулирования: 2019 В части федерального закона: 2020 |
В части организационно-технических мероприятий: Банк России ПАО Московская Биржа Фонд развития промышленности В части мер налогового стимулирования: Минэкономразвития России Минфин России В части федерального закона: Минэкономразвития России Минфин России при участии Банка России |
3.9 |
Разработка предложений по созданию стимулирующих условий по выпуску ценных бумаг компаниями малой и средней капитализации |
Повышение привлекательности выпуска ценных бумаг на бирже как источника привлечения финансирования в проекты МСП |
Организационно-технические мероприятия |
2019 |
Банк России Минфин России Минпромторг России Минэкономразвития России АО "Корпорация "МСП" АО "МСП Банк" Российский фонд прямых инвестиций ПАО Московская Биржа Фонд развития промышленности |
4. Развитие сегмента длинных денег | |||||
4.1 |
Создание института индивидуального пенсионного капитала (системы частных пенсионных накоплений) |
Формирование источника длинных денег за счет формирования индивидуального пенсионного капитала (ИПК), повышение уровня жизни граждан при выходе на пенсию, рост доверия граждан к пенсионной системе |
Федеральный закон Нормативные акты Правительства Российской Федерации Нормативные правовые акты заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Нормативные и иные акты Банка России Организационно-технические мероприятия |
2019 - 2020 |
В части федерального закона: Минфин России Минтруд России Минэкономразвития России с участием Банка России В части нормативных актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти: Минфин России Минтруд России В части нормативных и иных актов Банка России, организационно-технических мероприятий: Банк России |
4.2 |
Упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг |
Повышение эффективности канала распределения финансирования в экономике через рынок капитала, снижение издержек при осуществлении эмиссии |
Нормативные акты и иные акты Банка России Организационно-технические мероприятия |
2019 |
Банк России |
4.3 |
Создание возможности регистрации выпусков ценных бумаг в электронном виде |
Повышение эффективности канала распределения финансирования в экономике через рынок капитала, снижение издержек при осуществлении эмиссии |
Организационно-технические мероприятия |
2021 |
Банк России |
4.4 |
Расширение линейки инструментов для привлечения долевого и долгового финансирования |
Повышение эффективности канала распределения финансирования в экономике через рынок капитала; увеличение доступности линейки инвестиционных инструментов долевого и долгового финансирования (облигаций, ограниченных в обороте, конвертируемых ценных бумаг, неголосующих привилегированных акций) |
Нормативные акты и иные акты Банка России Создание стандартов СРО НФА для инфраструктурных облигаций |
2019 |
Банк России |
4.5 |
Развитие инструментов контроля за реализацией долгосрочных инвестиционных проектов для обеспечения экономики долгосрочными финансовыми ресурсами |
Разработка предложений, направленных на привлечение средств российских и иностранных институциональных инвесторов за счет возможности корпоративного контроля |
Доклад для общественных консультаций В рамках мероприятия предполагается: 1. Разработка и развитие инструментов мезонинного финансирования 2. Разработка концепции института прямых инвестиций (Private Equity) и сложных структурированных продуктов (мезонинного финансирования), в том числе для повышения стимулов его использования для публичных размещений |
2019 |
Банк России |
4.6 |
Совершенствование регулирования индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) |
Формирование источника длинных денег за счет привлечения средств физических лиц на финансовый рынок |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
2020 |
Банк России Минфин России Минэкономразвития России |
4.7 |
Привлечение инвесторов, ориентированных на финансирование социально ответственных проектов, включая "зеленые" финансы |
Обеспечение притока прямых иностранных инвестиций, ориентированных на социально ответственные проекты, создание конкурентоспособных производственных мощностей, в том числе за счет: организации системы верификации проектов ответственного финансирования; обеспечения раскрытия проектной информации по принятым международным стандартам (ICMA Green Bond Principles, ICMA Green Loan Principles, Climate Bonds Standard & Certifcation Scheme, Principles for Responsible Banking); обеспечения надлежащей сегрегации денежных потоков по проектам ответственного финансирования |
Доклад для общественных консультаций В случае признания целесообразным: Доклад в Правительство Российской Федерации |
В части доклада для общественных консультаций: 2019 В части доклада в Правительство Российской Федерации: 2020 |
В части доклада для общественных консультаций: Банк России Минфин России Минэкономразвития России Минприроды России Минпромторг России В части доклада в Правительство Российской Федерации: Минфин России Минэкономразвития России Минприроды России Минпромторг России Банк России |
4.8 |
Развитие институтов ценовых центров и финансовых индикаторов |
Повышение ценовой прозрачности на финансовом рынке |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
2019 |
Банк России Минфин России Минэкономразвития России |
5. Развитие корпоративных отношений | |||||
5.1 |
Реализация мероприятий по направлению "Совершенствование корпоративного управления" Плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 N 20-р |
Достижение результатов, предусмотренных Планом мероприятий "Трансформация делового климата" |
Формы реализации, предусмотренные Планом мероприятий "Трансформация делового климата" |
Сроки, предусмотренные Планом мероприятий "Трансформация делового климата" |
Минэкономразвития России Банк России Минюст России Минфин России |
5.2 |
Повышение качества корпоративного управления эмитентов |
Повышение эффективности канала распределения финансирования в экономике через рынок капитала; повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий через внедрение публичными компаниями лучшей практики корпоративного управления |
Нормативные акты и иные акты Банка России Организационно-технические мероприятия В рамках мероприятия предполагается: Внедрение публичными компаниями Кодекса корпоративного управления |
На постоянной основе |
Банк России |
5.3 |
Разработка методических материалов и руководств в области корпоративного управления для публичных компаний и финансовых организаций |
Повышение эффективности управления, финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятий через внедрение лучшей практики корпоративного управления |
Организационно-технические мероприятия В рамках мероприятия предполагается (в том числе): Руководство для директоров Руководство по самооценке эффективности совета Руководство по обеспечению преемственности управления Кодекс надлежащего управления (для институциональных инвесторов) - в случае принятия решения о целесообразности |
На постоянной основе |
Банк России |
5.4 |
Совершенствование процедуры раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг |
Снижение издержек эмитентов эмиссионных ценных бумаг, связанных с раскрытием информации, через применение принципа пропорциональности Обеспечение инвесторов информацией, необходимой для принятия обоснованного решения, в том числе раскрытие информации о сделках организаций, входящих в группу (о существенных для группы сделках, в том числе взаимосвязанных сделках нескольких организаций, в совершении которых имеется заинтересованность контролирующего акционера или членов органов управления акционерного общества - эмитента) |
Нормативные акты и иные акты Банка России |
2020 |
Банк России |
6. Совершенствование надзорного подхода Банка России | |||||
6.1 |
Расширение сферы применения профессионального (мотивированного) суждения |
Снижение издержек рынка по соблюдению регулирования; повышение результативности деятельности регулятора; защита интересов потребителей финансовых услуг |
Нормативные и иные акты Банка России Организационно-технические мероприятия Федеральный закон |
В части нормативных и иных актов Банка России, организационно-технических мероприятий: 2019-2021 В части федерального закона: 2021 |
В части нормативных и иных актов Банка России, организационно-технических мероприятий: Банк России В части федерального закона: Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
6.2 |
Развитие пропорционального регулирования и надзора |
Повышение информационной прозрачности, гармонизация законодательства, регулирующего деятельность различных субъектов финансового рынка; снижение регуляторной нагрузки, повышение конкуренции |
Нормативные и иные акты Банка России |
2021 |
Банк России |
6.3 |
Расширение применения оценки качества корпоративного управления (в том числе процессов управления рисками и принятия решений) в процессе надзора за деятельностью финансовых организаций |
Повышение эффективности надзора, обеспечение превентивного характера надзора Предупреждение рисков в деятельности финансовых организаций путем выявления особенностей в организации корпоративного управления, которые впоследствии могут оказать негативное воздействие на деятельность финансовой организации в целом |
Организационно-технические мероприятия |
2021 |
Банк России |
6.4 |
Повышение эффективности консолидированного надзора за кредитными организациями - участниками банковских холдингов, внедрение концепции консолидированного надзора за финансовыми группами |
Повышение устойчивости кредитных организаций - участников банковских холдингов и банковских групп, повышение качества управления рисками и систем внутреннего контроля Контроль за принимаемыми финансовыми организациями рисками в рамках группы, в том числе рисками концентрации; предотвращение направления финансовыми организациями средств на цели связанного бизнеса в ущерб финансовой устойчивости; защита интересов инвесторов и конечных потребителей; рост доверия к российскому финансовому рынку, внедрение системы консолидированного надзора за финансовыми группами |
Доклад для общественных консультаций Нормативные и иные акты Банка России Организационно-технические мероприятия В случае признания целесообразным: Федеральный закон |
2021 |
В части доклада для общественных консультаций, нормативных и иных актов Банка России: Банк России В части федерального закона: Минфин России |
6.5 |
Совершенствование методологии надзорного стресс-тестирования банковского сектора |
Повышение проактивной функции банковского надзора |
Организационно-технические мероприятия: Апробация методологии надзорного стресс-тестирования, учитывающего индивидуальные особенности (в том числе профиль рисков) отдельных банков и банковских групп |
2020 |
Банк России |
6.6 |
Наделение Банка России полномочиями по регулированию аудиторской деятельности и надзору за ней |
Укрепление доверия к бухгалтерской (финансовой) отчетности участников финансового рынка, снижение рисков инвесторов и потребителей финансовых услуг |
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона 273179-7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности) |
2019 |
Минфин России Банк России |
7. Противодействие недобросовестным практикам, профилактика и пресечение правонарушений | |||||
7.1 |
Расширение и совершенствование использования института деловой репутации и оценки квалификации в регулировании финансовых организаций, повышение персональной ответственности руководителей финансовых организаций |
Повышение ответственности менеджеров финансовых организаций, ограничение возможностей лиц с плохой деловой репутацией по работе в сфере финансового рынка; снижение недобросовестных практик, рост доверия к финансовым организациям Предъявление требований к должностным лицам финансовых организаций в части квалификации и требований к деловой репутации в зависимости от занимаемой должности и вида финансовой организации |
Федеральный закон Нормативные и иные акты Банка России |
2021 |
В части нормативных и иных актов Банка России: Банк России В части федерального закона: Минфин России Минэкономразвития России |
7.2 |
Развитие норм, касающихся раскрытия конфликта интересов и управления им, а также институтов фидуциарной ответственности на финансовом рынке |
Принятие финансовыми организациями мер, направленных на минимизацию конфликта интересов; повышение защищенности потребителя и его удовлетворенности от пользования финансовыми услугами |
Стандарты СРО Нормативные акты Банка России |
2021 |
В части стандартов СРО: СРО, Банк России В части нормативных актов Банка России: Банк России |
7.3 |
Создание института сделки с регулятором |
Снижение издержек расследования нарушений, повышение результативности действий регулятора Внесение в законодательство изменений, обеспечивающих право Банка России смягчать или не применять меры воздействия за нарушения, связанные с манипулированием рынком и (или) неправомерным использованием инсайдерской информации, в отношении лиц, выполнивших условия соглашения с Банком России, в том числе по активному содействию в расследовании обстоятельств нарушения, а также компенсации причиненного нарушением вреда |
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов 220190-7 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и 564013-7 О внесении изменений в статью 76.3 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации и Федеральный закон О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации |
2019 - 2020 |
Минфин России Минэкономразвития России Банк России |
7.4 |
Развитие механизма взаимодействия Банка России с правоохранительными органами по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений на финансовом рынке |
Повышение результативности взаимодействия Банка России с правоохранительными органами, позволяющего оперативно выявлять и пресекать преступления на финансовом рынке Российской Федерации Разработка критериев достаточности материалов для принятия мер к недобросовестным участникам финансового рынка и финансовым пирамидам |
Организационно-технические мероприятия |
2019 - 2020 |
Банк России МВД России СК России ФСБ России Росфинмониторинг |
7.5 |
Проведение Банком России тематических учебных мероприятий, круглых столов по обмену опытом и обсуждению актуальных вопросов с представителями правоохранительных органов |
Повышение результативности межведомственного взаимодействия по профильным направлениям, рост неотвратимости наказания |
Организационно-технические мероприятия |
На постоянной основе |
Банк России |
7.6 |
Нормативное развитие системы противодействия недобросовестным практикам |
Повышение неотвратимости наказания недобросовестных участников, рост доверия на рынке, повышение удовлетворенности потребителя финансовых услуг Проработка возможности получения доступа к тайне связи в рамках противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком Внедрение института информаторов, в том числе предусматривающего компенсацию за передачу информации Расширение полномочий Банка России по сбору доказательной базы, необходимой для подтверждения безлицензионной деятельности на финансовом рынке Расширение сферы действия законодательства Российской Федерации в области ПНИИИ/МР на внебиржевой рынок |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
2021 |
Банк России Минкомсвязь России Генеральная прокуратура Российской Федерации ФСБ России СК России Минэкономразвития России Минфин России Росфинмониторинг ФАС России |
7.7 |
Модернизация системы мер в целях применения соразмерного наказания за осуществление нелегальной деятельности на финансовом рынке |
Повышение неотвратимости наказания недобросовестных участников, рост доверия на рынке, повышение удовлетворенности потребителя финансовых услуг |
Доклад в Правительство Российской Федерации; в случае признания целесообразным - разработка поправок в УК РФ и КоАП РФ Организационно-технические мероприятия В рамках мероприятия предполагается: Разработка комплекса мер, направленных на обеспечение хранения информации о деятельности на финансовом рынке, в том числе предусматривающих ответственность за сокрытие, искажение и компрометацию информации, свидетельствующей о правонарушениях на финансовом рынке |
2021 |
Банк России Генеральная прокуратура Российской Федерации Минюст России Минфин России Минэкономразвития России |
7.8 |
Создание условий для присоединения к Расширенному многостороннему меморандуму о взаимопонимании Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO EMMoU), наделение Банка России дополнительными полномочиями группы "А" в целях присоединения к IOSCO EMMoU |
Повышение неотвратимости наказания недобросовестных участников в части трансграничной деятельности, рост инвестиционной привлекательности и имиджа российского финансового рынка |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
2021 |
Банк России Минфин России Минэкономразвития России |
7.9 |
Совершенствование применения информационно-аналитических систем при противодействии недобросовестным практикам |
Повышение эффективности выявления и противодействия недобросовестным практикам на финансовом рынке Развитие ситуационного центра: - расширение использования данных репозитария и внебиржевых сделок - развитие технологий (включая инструменты big data) автоматизированного мониторинга финансового рынка - развитие механизма статистической экспертизы, в том числе с применением стохастического аппарата - оценка возможности применения инструментария математического анализа в целях доказывания случаев применения недобросовестных практик - построение механизма оперативного комплексного анализа операций участников финансового рынка |
Организационно-технические мероприятия |
2021 |
Банк России СК России МВД России ФАС России Росфинмониторинг |
7.10 |
Содействие развитию системы добросовестного поведения участников финансового рынка |
Рост доверия на рынке, повышение удовлетворенности потребителя финансовых услуг, снижение транзакционных издержек участников финансового рынка |
Организационно-технические мероприятия Разработка и внедрение кодекса добросовестного поведения участников финансового рынка Разработка и внедрение кодекса этики финансового аналитика Разработка рекомендаций для профессионального сообщества |
2019 |
В части организационно-технических мероприятий, разработки и внедрения кодекса добросовестного поведения участников финансового рынка, разработки рекомендаций для профессионального сообщества: Банк России СРО В части разработки и внедрения кодекса этики финансового аналитика: Банк России |
7.11 |
Обеспечение справедливого ценообразования на организованном рынке |
Рост доверия на рынке, повышение удовлетворенности потребителя финансовых услуг, повышение эффективности работы рыночных механизмов на финансовом рынке |
Издание методических рекомендаций по формированию и применению критериев активности и ликвидности рынков Организация мониторинга качества функционирования ценовых центров и администраторов финансовых индикаторов Исключение возможности привлечения профессиональными участниками рынка ценных бумаг клиентов - физических лиц с целью исполнения обязанностей маркет-мейкера на уровне нормативного акта Банка России Раскрытие организаторами торговли агрегированной информации о сделках маркет-мейкеров на фондовом рынке (в частности, в отношении накопленной позиции - на периодической основе, в отношении агрегированных показателей об объеме сделок маркет-мейкера и его доли в торгах, времени поддержаний котировок - на ежегодной основе) |
2021 |
Банк России |
7.12 |
Повышение прозрачности действий Банка России в целях укрепления доверия участников финансового рынка |
Повышение доверия к регулятору |
Организационно-технические мероприятия: 1. Стандартизация мер, применяемых Банком России за нарушения в области ПНИИИ/МР 2. Развитие диалога регулятора с участниками рынка: (а) получение регулярной обратной связи от участников финансового рынка путем проведения опросов по интересующим темам (б) проведение обучающих семинаров и тренингов по тематике противодействия недобросовестным практикам |
2021 |
Банк России |
8. Развитие международного взаимодействия | |||||
8.1 |
Формирование архитектуры финансового рынка Евразийского экономического союза, в том числе посредством гармонизации законодательств государств - членов Евразийского экономического союза |
Экономическая и финансовая интеграция в рамках Евразийского экономического союза, рост системной устойчивости, повышение качества и набора финансовых услуг, развитие конкуренции |
Разработка проекта концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза Международные соглашения (в случае необходимости) Федеральные законы Российской Федерации (в случае необходимости) Нормативные и иные акты Банка России (в случае необходимости) |
2019 - 2021 на постоянной основе |
В части проектов соглашений и нормативных актов Банка России: Банк России В части федерального закона: Минфин России Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти |
8.2 |
Разработка условий взаимного допуска брокеров и дилеров одного государства - члена Евразийского экономического союза на биржи (организаторы торговли) других государств - членов Евразийского экономического союза |
Экономическая и финансовая интеграция в рамках Евразийского экономического союза, доступ российских эмитентов к дополнительным каналам привлечения долгосрочного финансирования, расширение условий для выхода российских участников финансового рынка на рынки государств - членов ЕАЭС |
Проект соглашения о допуске брокеров и дилеров одного государства - члена Евразийского экономического союза на биржи (организаторы торговли) других государств - членов Евразийского экономического союза |
2019 - 2021 |
Банк России Минфин России Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти |
8.3 |
Разработка условий взаимного допуска (размещения и обращения) ценных бумаг на биржах (организаторах торговли) государств - членов Евразийского экономического союза |
Экономическая и финансовая интеграция в рамках Евразийского экономического союза, доступ российских эмитентов к дополнительным каналам привлечения долгосрочного финансирования, расширение условий для выхода российских участников финансового рынка на рынки государств - членов ЕАЭС |
Проект соглашения о взаимном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на биржах (организаторах торговли) в государствах - членах Евразийского экономического союза |
2021 |
Банк России Минфин России Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти |
8.4 |
Формирование рынка аудиторских услуг Евразийского экономического союза, условий и требований к нему |
Экономическая и финансовая интеграция в рамках Евразийского экономического союза, рост системной устойчивости, развитие конкуренции, защита прав потребителей финансовых услуг, создание условий для выхода российских участников финансового рынка на рынки государств - членов ЕАЭС |
Проект соглашения об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического пространства, международные соглашения в области взаимодействия государств - членов ЕАЭС |
2019 - 2021 |
Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Банка России |
8.5 |
Формирование условий для трансграничного обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй, в рамках Евразийского экономического союза |
Экономическая и финансовая интеграция в рамках Евразийского экономического союза, рост системной устойчивости, повышение качества и набора финансовых услуг, защита прав потребителей финансовых услуг |
Проект соглашения о порядке обмена сведениями, входящими в состав кредитных историй, в рамках Евразийского экономического союза |
2019 - 2020 |
Банк России Минфин России Минэкономразвития России ФСБ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти |
8.6 |
Создание условий для формирования единого платежного пространства в рамках ЕАЭС |
Создание условий для усиления экономических связей со странами ЕАЭС, повышения доступности финансовых услуг для потребителя |
Организационно-технические мероприятия |
2019 - 2021 |
Банк России совместно с центральными (национальными) банками стран ЕАЭС |
8.7 |
Гармонизация регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности на пространстве ЕАЭС |
Обеспечение доверия к финансовым услугам, повышение финансовой стабильности, применение специализированных средств криптографической защиты информации на пространстве Евразийского экономического союза |
Межбанковские соглашения в области сотрудничества Нормативные и иные акты Банка России Проект соглашения о применении средств криптографической защиты информации при осуществлении трансграничного обмена информацией |
2019 - 2021 |
В части межбанковских соглашений: Банк России ФСБ России Минкомсвязь России Минфин России Минэкономразвития России Иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти В части нормативных и иных актов Банка России: Банк России |
8.8 |
Участие в проекте по созданию Фонда облигаций стран БРИКС |
Развитие сотрудничества стран БРИКС на финансовом треке Повышение финансовой устойчивости экономик стран БРИКС за счет развития локальных рынков облигаций |
Создание локального финансового механизма на рынке облигаций страны - участницы проекта При необходимости: Федеральный закон |
2021 |
В части концепции механизма и в случае потребности изменения нормативных актов Банка России: Банк России В случае потребности изменения федерального закона: Минфин России Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти |
9. Совершенствование регулирования бюро кредитных историй | |||||
9.1 |
Повышения надежности идентификации сделок (договоров), учитываемых в БКИ, посредством внедрения их уникального идентификатора |
Снижение количества ошибок в данных БКИ в отношении субъектов кредитной истории за счет повышения точности идентификации сделок и уточнения состава и порядка формирования передаваемых в БКИ сведений |
Сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона N 542749-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О кредитных историях" Нормативные и иные акты Банка России Организационно-технические мероприятия |
2019 |
В части сопровождения проекта федерального закона: Минфин России Минэкономразвития России Банк России В части нормативных и иных актов Банка России, организационно-технических мероприятий: Банк России |
9.2 |
Совершенствование надзорных полномочий Банка России в отношении БКИ, повышение качества и достоверности данных БКИ |
Предоставление БКИ возможности оказывать новые виды аналитических услуг финансовым организациям, повышение качества оказываемых БКИ услуг, рост качества оценки рисков заемщиков, снижение системных рисков, удешевление финансовых услуг для потребителя |
Федеральный закон Нормативные и иные акты Банка России |
2021 |
В части федерального закона: Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России В части нормативных и иных актов Банка России: Банк России |
9.3 |
Повышение качества и достоверности данных БКИ, в том числе за счет использования для скоринга данных социальных сетей и иных легальных источников |
Возможность БКИ оказывать новые виды аналитических услуг финансовым организациям, рост качества оценки рисков заемщиков, повышение удовлетворенности населения за счет адресности услуг и справедливого ценообразования |
Проект федерального закона В случае признания целесообразным: Доклад для общественных консультаций |
2021 |
Банк России |
10. Защита прав потребителей и инвесторов | |||||
10.1 |
Введение института квалифицированных инвесторов для юридических лиц при приобретении сложных финансовых продуктов |
Защита интересов инвесторов - юридических лиц, снижение рисков в деятельности юридических лиц |
Доклад в Правительство Российской Федерации В случае признания целесообразным: Федеральный закон Нормативные и иные акты Банка России |
2019 |
В части доклада в Правительство Российской Федерации: Банк России В части федерального закона: Минфин России |
10.2 |
Совершенствование системы защиты инвесторов - физических лиц на финансовом рынке посредством введения регулирования категорий инвесторов и определения их инвестиционного профиля |
Повышение удовлетворенности граждан финансовыми продуктами и услугами, ограничение рисков потребителей, рост доверия к финансовому рынку |
Федеральный закон Нормативные и иные акты Банка России |
В части федерального закона: 2019 В части нормативных и иных актов Банка России: 2019 - 2021 |
В части федерального закона: Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России В части нормативных и иных актов Банка России: Банк России |
10.3 |
Развитие института уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг |
Снижение издержек граждан на защиту интересов, рост доверия граждан к финансовым инструментам, снижение количества споров на финансовом рынке |
Нормативные и иные акты Банка России Организационно-технические мероприятия |
2020 |
Банк России |
10.4 |
Определение подходов к регулированию и надзору за трансграничным оказанием услуг иностранными финансовыми организациями |
Повышение неотвратимости наказания недобросовестных участников в части трансграничной деятельности, защита интересов потребителей финансовых услуг, снижение трансграничного арбитража |
Доклад для общественных консультаций Организационно-технические мероприятия |
2021 |
Банк России |
10.5 |
Оценка целесообразности внедрения саморегулирования в банковском сегменте в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг |
Повышение удовлетворенности граждан финансовыми услугами, рост проникновения использования финансовых продуктов, оптимизация регуляторной нагрузки |
Доклад для общественных консультаций и/или организационно-технические мероприятия |
2019 |
Банк России |
10.6 |
Ограничение распространения информации о нелегальных услугах на финансовом рынке |
Повышение удовлетворенности граждан финансовыми услугами, рост доверия к финансовому рынку, рост проникновения использования финансовых продуктов; повышение защищенности потребителя от недобросовестных провайдеров услуг |
Доклад для общественных консультаций Нормативные и иные акты Банка России и/или базовые стандарты защиты прав потребителей финансовых услуг |
2019 - 2021 |
Банк России |
10.7 |
Совершенствование системы регулирования и надзора, повышающее ответственность лиц, действующих в качестве агентов кредитных организаций (за исключением банковских платежных агентов (субагентов)) и некредитных финансовых организаций, за некачественную продажу финансовых продуктов |
Повышение удовлетворенности граждан финансовыми услугами, рост доверия к финансовому рынку, рост проникновения использования финансовых продуктов |
Доклад в Правительство Российской Федерации Нормативные акты Банка России (в том числе устанавливающие требования к содержанию базовых стандартов защиты прав потребителей финансовых услуг) и иные акты Банка России |
2020 |
В части доклада в Правительство Российской Федерации: Банк России Минфин России Минэкономразвития России В части нормативных и иных актов Банка России: Банк России |
10.8 |
Совершенствование механизма медиации и досудебного урегулирования вопросов, связанных с обеспечением и защитой прав акционеров и инвесторов |
Оценка возможности распространения подходов урегулирования споров уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг на споры, связанные с нарушением прав и законных интересов акционеров и инвесторов |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
2021 |
Банк России |
11. Повышение финансовой грамотности | |||||
11.1 |
Реализация Плана мероприятий (дорожной карты) по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 годов (утв. Банком России, Минфином России 03.12.2018) |
Повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения |
Формы реализации, предусмотренные соответствующими положениями "дорожной карты" |
Сроки, соответствующие "дорожной карте" |
Банк России Минфин России Минпросвещения России Минобрнауки России ПФР Роспотребнадзор |
11.2 |
Реализация Перечня мероприятий Минобрнауки России и Банка России в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017 - 2021 годы (План мероприятий от 18.04.2017 ПМ-01-59/12) |
Внедрение тематики финансовой грамотности во все уровни образования |
Формы реализации, предусмотренные соответствующими положениями "дорожной карты" |
Сроки, соответствующие "дорожной карте" |
Банк России Минпросвещения России Минобрнауки России |
11.3 |
Проведение обучающих мероприятий для субъектов МСП |
Повышение финансовой грамотности субъектов МСП |
Вебинары, очные семинары и конференции |
2019 - 2021 |
Банк России АО "Корпорация "МСП" Минэкономразвития России Фонд развития промышленности |
12. Развитие инфраструктуры и совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка | |||||
12.1 |
Обеспечение проведения оценки российской юрисдикции на соответствие Принципам для инфраструктур финансового рынка |
Подтверждение соответствия российского регулирования инфраструктурных организаций финансового рынка и платежных систем международным стандартам, рост доверия к российскому финансовому рынку и повышение его глобальной конкурентоспособности |
Организационно-технические мероприятия |
2021 |
Банк России |
12.2 |
Совершенствование регулирования центральных контрагентов |
Рост доверия к российскому финансовому рынку, повышение глобальной конкурентоспособности национальных инфраструктурных организаций финансового рынка |
Нормативные и иные акты Банка России В рамках мероприятия предполагается: 1. Внедрение режимов восстановления финансовой устойчивости и урегулирования несостоятельности центральных контрагентов с целью обеспечения непрерывности оказания центральными контрагентами значимых для финансового рынка услуг 2. Оптимизация применяемых в отношении центральных контрагентов требований к ведению финансовой отчетности 3. Совершенствование применяемых в отношении центральных контрагентов требований к раскрытию информации с учетом международных стандартов раскрытия количественной информации о деятельности центральных контрагентов |
2020 |
Банк России |
12.3 |
Совершенствование методологии макропруденциального стресс-тестирования |
Своевременное выявление потенциальных системных рисков кредитных организаций и некредитных финансовых организаций на макроуровне |
Доклад для общественных консультаций |
2020 |
Банк России |
13. Задачи по развитию банковского сектора | |||||
13.1 |
Совершенствование надзорного инструментария за счет применения анализа бизнес-моделей кредитных организаций |
Повышение превентивности надзора, выявление проблем в деятельности банков на ранних стадиях, повышение устойчивости финансовых организаций |
Организационно-технические мероприятия |
2020 |
Банк России |
13.2 |
Изменение подхода к формированию банками резервов на возможные потери с учетом залогов |
Обеспечение финансовой устойчивости кредитных организаций, защита прав кредиторов и вкладчиков |
Нормативные и иные акты Банка России |
2021 |
Банк России |
13.3 |
Поэтапное внедрение регулятивных подходов, предусмотренных документами Базельского комитета по банковскому надзору, в том числе Базелем III |
Внедрение в банковское регулирование лучших международных стандартов оценки и регулирования рисков, практик и передовых технологий с целью обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций и защиты интересов их кредиторов и вкладчиков |
Нормативные и иные акты Банка России |
2021 |
Банк России |
14. Задачи по развитию рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов | |||||
14.1 |
Пересмотр подходов к регулированию деятельности по учету прав на ценные бумаги |
Анализ регуляторных и поведенческих барьеров, препятствующих развитию справедливой конкуренции в сфере учета прав на ценные бумаги |
Доклад для общественных консультаций В рамках мероприятия предполагается: Сближение регуляторных моделей депозитариев и регистраторов |
2019 |
Банк России |
14.2 |
Расширение определения инвестиционной деятельности за свой счет путем включения в периметр регулирования деятельности по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, и других договоров со встроенным финансовым рычагом |
Ограждение потребителей финансовых услуг от приобретения не подходящих им по профилю сложных и высокорискованных производных финансовых инструментов |
Доклад в Правительство Российской Федерации Нормативные и иные акты Банка России В рамках мероприятия предполагается: Установление более жесткого регулирования деятельности в розничном сегменте, где существует потребность в защите слабой стороны договора, и относительно либерального регулирования деятельности в коммерческом секторе, где подобные инструменты используются в предпринимательских целях, в том числе для управления рисками (ограничение публичного предложения сложных производных финансовых инструментов розничному сектору) |
2019 |
Банк России |
14.3 |
Установление в законодательстве универсальных правил сегрегации клиентских активов на всех уровнях посреднических взаимоотношений |
Повышение защищенности интересов инвесторов в случае банкротства финансового посредника |
Федеральный закон |
2020 |
Минфин России Минэкономразвития России Банк России |
14.4 |
Развитие инструментов хеджирования |
Рост удовлетворенности от пользования ПФИ, повышение возможностей субъектов экономики управлять рисками деятельности, рост проникновения финансовых услуг |
Доклад в Правительство Российской Федерации Нормативные и иные акты Банка России (в случае подтверждения целесообразности по результатам проведенных Банком России консультаций) В рамках мероприятия предполагается: 1. Устранение правовых неопределенностей в части разграничения ПФИ с иными видами договоров, расширения перечня базисных активов ПФИ, судебной защиты по требованиям из ПФИ с иностранными лицами 2. Устранение барьеров для заключения сложных договоров, содержащих элементы ПФИ |
2020 |
Банк России |
14.5 |
Реализация Российской Федерацией принятых на себя обязательств по реформированию рынка внебиржевых ПФИ в рамках "Группы двадцати" (централизованный клиринг и маржирование) |
Рост удовлетворенности от пользования ПФИ, повышение возможностей субъектов экономики управлять рисками деятельности, рост проникновения финансовых услуг |
Доклад в Правительство Российской Федерации Нормативные акты Банка России Организационно-технические мероприятия |
2019 |
В части доклада в Правительство Российской Федерации: Банк России Минфин России Минэкономразвития России В части нормативных актов Банка России и организационно-технических мероприятий: Банк России |
15. Задачи по развитию страхового сектора | |||||
15.1 |
Совершенствование системы установления страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с учетом потребностей страхователей |
Повышение ценовой и физической доступности ОСАГО Совершенствование условий договора ОСАГО с учетом потребностей страхователей Повышение удовлетворенности потребителей страховых услуг |
Федеральный закон Нормативные и иные акты Банка России |
2019 |
В части федерального закона: Минфин России Минэкономразвития России ФАС России с участием Банка России В части нормативных и иных актов Банка России: Банк России |
15.2 |
Внедрение риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации, основанного на принципах Solvency II |
Обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций, защиты интересов потребителей страховых услуг В рамках мероприятия предполагается: 1. Проведение количественных исследований с целью апробации и адаптации методологии расчета требований к капиталу в соответствии с принципами Solvency II 2. Подготовка нормативных актов Банка России в отношении самостоятельной оценки страховыми компаниями рисков и платежеспособности (СОРП), оценки качества СОРП, указаний по расчету фактического и нормативного капитала, требований к надзорной отчетности |
Федеральный закон Нормативные и иные акты Банка России Организационно-технические мероприятия |
2021 |
Банк России |
15.3 |
Создание условий для допуска филиалов иностранных страховых организаций на страховой рынок Российской Федерации, отраженных в Перечне специфических обязательств России по услугам (приложение II к Протоколу от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."), в том числе путем изменения законодательства Российской Федерации |
Выполнение обязательств, принятых Российской Федерацией при присоединении к Всемирной торговой организации Создание условий для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику Создание условий для развития конкуренции на российском рынке страхования Повышение уровня защиты интересов потребителей страховых услуг |
Федеральный закон Нормативно-правовые акты ФНС России Нормативные акты Банка России |
2021 |
В части федерального закона: Минфин России Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Банка России В части нормативно-правовых актов ФНС России: ФНС России В части нормативных и иных актов Банка России: Банк России |
15.4 |
Реализация мер, направленных на развитие отдельных видов добровольного страхования |
Расширение охвата страхованием Повышение качества и доступности страховых услуг Повышение удовлетворенности потребителей страховыми услугами Развитие инструментов и источников формирования длинных финансовых ресурсов в национальной экономике |
Нормативные правовые акты Российской Федерации Нормативные и иные акты Банка России |
2019 - 2021 |
В части нормативных правовых актов Российской Федерации: Минфин России Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Банка России В части нормативных и иных актов Банка России: Банк России |
15.5 |
Проработка вопросов развития и интеграции информационных систем страховщиков и их объединений, содержащих сведения о страховании |
Повышение уровня информационного взаимодействия на рынке страхования, информационной прозрачности Повышение удовлетворенности потребителей страховыми услугами Повышение доступности страховых услуг |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
2020 |
Минфин России Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Банка России |
15.6 |
Определение правовых условий для развития электронного документооборота между потребителями страховых услуг, страховщиками, страховыми посредниками |
Устранение правовой неопределенности деятельности страховых посредников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Расширение области электронного взаимодействия в страховании Расширение охвата страхованием |
Федеральный закон В рамках мероприятия предполагается: Допуск страховых посредников к заключению договоров страхования в электронном виде (пункт 01.01.002.005.001 Плана мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации") |
2019 |
Минфин России Минэкономразвития России при участии Банка России |
15.7 |
Развитие взаимного страхования и повышение его востребованности у граждан и юридических лиц |
Расширение охвата страхованием Повышение доступности страховых услуг |
Федеральный закон |
2020 |
Минфин России Минэкономразвития России ФАС России при участии Банка России |
15.8 |
Совершенствование механизмов противодействия страховому мошенничеству |
Минимизация доли страхового мошенничества Повышение уровня информационного взаимодействия на рынке страхования в целях противодействия страховому мошенничеству Создание условий для повышения раскрываемости преступлений в сфере страхового и околострахового мошенничества |
Федеральный закон Нормативные и иные акты Банка России Организационно-технические мероприятия |
2021 |
Банк России |
16. Задачи по развитию сектора коллективных инвестиций и доверительного управления | |||||
16.1 |
Развитие потенциала финансирования экономического роста со стороны негосударственных пенсионных фондов |
Увеличение срока размещения средств НПФ за счет введения права НПФ не переоценивать по рынку активы, удерживаемые до погашения, при определении стоимости чистых активов НПФ (в случае неизменности их кредитного качества) |
Нормативные и иные акты Банка России |
2019 |
Банк России |
17. Задачи по развитию сектора микрофинансирования | |||||
17.1 |
Развитие ломбардного рынка и рынка кредитной кооперации |
Минимизация недобросовестных практик на ломбардном рынке и рынке кредитной кооперации Повышение защиты прав пайщиков и их вовлеченности в деятельность КПК Оптимизация регуляторной нагрузки на участников ломбардного рынка и рынка кредитной кооперации |
Проект федерального закона Нормативные акты и иные Банка России В рамках мероприятия предполагается: 1. Повышение стабильности функционирования КПК, учет большего количества рисков в деятельности КПК, развитие принципов кооперативной общности и повышение ответственности членов КПК 2. Введение для ломбардов и КПК специальной процедуры допуска на финансовый рынок 3. Объединение индивидуальных условий займа с залоговым билетом, расширение разрешенных ломбардам видов деятельности |
2021 |
Банк России |
17.2 |
Совершенствование осуществления наличных денежных расчетов субъектов рынка микрофинансирования |
Снижение издержек субъектов рынка микрофинансирования |
Нормативные акты и иные Банка России В рамках мероприятия предполагается: Смягчение требований для КПК, СКПК, МФО и ломбардов, установленных Указанием Банка России от 07.10.2013 3073-У Об осуществлении наличных расчетов |
2019 |
Банк России |
17.3 |
Совершенствование системы надзора через СРО за субъектами рынка микрофинансирования |
Повышение эффективности контроля профильного законодательства, осуществляемого СРО за своими членами |
Доклад в Правительство Российской Федерации |
2021 |
Банк России |
18. Задачи по развитию платежных систем и платежной инфраструктуры | |||||
18.1 |
Совершенствование и развитие функционала платежной системы Банка России |
Внедрение новых платежных сервисов |
Нормативные и иные акты Банка России Организационно-технические мероприятия |
2021 |
Банк России |
18.2 |
Развитие Национальной системы платежных карт (НСПК) |
Продвижение национальных платежных инструментов - карт Мир, развитие продуктов и сервисов платежной системы Мир (Мир Рay, МирАccept, развитие программы лояльности и др.), повышение удовлетворенности пользователей карт Мир |
В соответствии с "Планом мероприятий ("дорожной картой") АО НСПК по развитию ПС МИР ОПКЦ НСПК" |
2019 - 2021 |
Банк России НСПК |
18.3 |
Развитие системы передачи финансовых сообщений |
Повышение качества и доступности платежных услуг |
Организационно-технические мероприятия |
2019 - 2021 |
Банк России |
18.4 |
Создание возможности для завершения расчетов участников системно значимых платежных систем и инфраструктуры финансового рынка (центрального депозитария, центрального контрагента) по обязательствам, выраженным в валюте Российской Федерации, через платежную систему Банка России |
Снижение расчетного риска, полное соответствие требованиям международного стандарта (принцип 9 стандарта Комитета по платежным системам и Международной организации комиссий по ценным бумагам "Принципы для инфраструктуры финансового рынка") и лучшей мировой практике |
Федеральный закон Нормативные акты Банка России Организационно-технические мероприятия |
2020 |
В части федерального закона: Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России В части нормативных актов Банка России, организационно-технических мероприятий: Банк России |
Примечания:
По мероприятиям, предполагающим изменение федерального законодательства, ответственными в части принятия федеральных законов являются федеральные органы исполнительной власти.
Не выделены цветом мероприятия, реализуемые Банком России совместно с федеральными органами исполнительной власти. Серым цветом выделены мероприятия, которые Банк России реализует самостоятельно, в системе выделено курсивом.
Желтым цветом отмечены мероприятия, входящие в состав дорожных карт, отличных от "межведомственного" плана мероприятий по реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 годов от 27.03.2019 N 2693п-П13, в системе выделено жирным.
По мероприятиям, по которым в графе "Форма реализации" указан федеральный закон, сроком реализации считать срок внесения проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации. По мероприятиям, по которым в графе "Форма реализации" указан доклад в Правительство Российской Федерации, сроком реализации считать срок внесения проекта доклада в Правительство Российской Федерации. По мероприятиям, по которым в графе "Форма реализации" указан доклад для общественных консультаций, сроком реализации считать срок опубликования доклада для общественных консультаций.
Список используемых сокращений
БКИ - бюро кредитных историй
ЕАЭС - Евразийский экономический союз
КПК - кредитные потребительские кооперативы
МФО - микрофинансовые организации
ПНИИИ/МР - противодействие недобросовестному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком
ПФИ - производные финансовые инструменты
СКПК - сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы
СРО - саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, если не указано иное
Субъекты МСП - субъекты малого и среднего предпринимательства
POS-терминалы - электронные терминалы, установленные в организациях торговли (услуг)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлена дорожная карта по реализации Основных направлений развития финансового рынка на 2019-2021 гг., которая предусматривает:
- развитие системы быстрых платежей;
- развитие платформы для удаленной идентификации;
- дополнение перечня операций, для совершения которых можно привлекать банковских платежных агентов;
- стимулирование выпуска ценных бумаг компаниями малой и средней капитализации;
- создание системы частных пенсионных накоплений;
- расширение линейки инструментов для привлечения долевого и долгового финансирования.
План мероприятий ("дорожная карта") по реализации основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов
Текст плана опубликован не был