1. О наиболее часто встречающихся нарушениях обязательных требований по результатам проведенного Рособрнадзором федерального государственного надзора в сфере образования
Следующие нормативные правовые акты не соблюдены в части:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
- части 1 статьи 41 - организация не создала условия для охраны здоровья обучающихся, включающие:
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- профилактику заболеваний и оздоровления обучающихся в филиале, для занятия ими физической культурой и спортом;
- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в институте;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи;
- части 4 статьи 41 - организация не обеспечивает:
- наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
- расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в институте в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
- части 9 статьи 48 - педагогические работники организации не проходят в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункта 9 части 1 статьи 48"
Правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 729:
- пункта 5 - организацией внесены не в полном объеме сведения о документах об образовании и (или) о квалификации.
Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755:
- пункта 12 - организация не внесла в Федеральную информационную систему сведения о приеме на обучение.
Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706:
- подпункта "ж" пункта 12 - договоры об оказании платных образовательных услуг не содержат сведения об ответственности исполнителя, заказчика и обучающегося;
- подпункта "з" пункта 12 - в договорах об оказании платных образовательных услуг не указана полная стоимость платных образовательных услуг, что не соответствует требованиям части 3 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- подпункта "к" пункта 12 - в организации договоры об оказании образовательных услуг не содержат сведения о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы;
- подпункта "м" пункта 12 - в договорах об оказании платных образовательных услуг не указаны характеристики образования, в том числе срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), что не соответствует требованиям части 2 статьи 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- подпункта "н" пункта 12 - в договорах об оказании платных образовательных услуг по программам высшего образования потребителю образовательных услуг предоставлена недостоверная информация: о виде документа об образовании и (или) о квалификации; о виде документа об обучении или о периоде обучения;
- подпункта "о" пункта 12 - договоры об оказании платных образовательных услуг не содержат сведения о порядке изменения и расторжения договора.
Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582:
- пункта 3 - образовательная организация не размещает на официальном сайте (либо размещает не в полном объеме) информацию:
- о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе:
1) наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
2) обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3) условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
4) условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
5) доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
6) электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
7) наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Порядок перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 10.02.2017 N 124:
- пунктов 4, 5 - образовательной организацией не разработан локальный нормативный акт, устанавливающий количество вакантных мест для перевода обучающихся в нее из другой образовательной организации с детализацией по образовательным программам, формам обучения, курсам обучения.
Порядок проведения конкурса на замещение должностей научных работников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 02.09.2015 N 937:
- пункта 4 - организацией не разработан распорядительный акт, утверждающий положение о конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должностей научных работников, ее состав и порядок работы; распорядительный акт не размещен на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденное приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 N 293:
- пункта 6 - организацией не проводится аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организацией; организацией не определен порядок формирования и регламент деятельности аттестационных комиссий по проведению аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу.
Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденное приказом Минобрнауки России от 23.07.2015 N 749:
- пункта 11 - в организации не определен регламент деятельности коллегиального органа управления, связанный с замещением должностей педагогических работников, а также процедура избрания по конкурсу на должность педагогических работников.
Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.01.2017 N 13:
- подпункта 1 пункта 12 - организация не разместила на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" образец договора об оказании платных образовательных услуг.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301:
- пункта 24 - при реализации основных образовательных программ высшего образования общая продолжительность каникул в течение учебного года превышает 7 недель;
- пункта 30 - в рамках реализации основных образовательных программам высшего образования учебные занятия по ряду дисциплин не проводятся в форме контактной работы и в форме самостоятельной работы обучающихся.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499:
- пункта 6 - в структуре программы профессиональной переподготовки не представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения;
- пункта 8 - содержание реализуемых организацией дополнительных профессиональных программ не учитывает профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе;
- пункта 9 - структура реализуемой дополнительной профессиональной программы не включает в себя планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты;
- пункта 16 - организацией не определена продолжительность учебного года при организации учебного процесса по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации);
- пункта 18 - организацией не разработан локальный нормативный акт, устанавливающий порядок зачета учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных обучающимся в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам при освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки;
- пункта 19 - освоение обучающимися в филиале дополнительной профессиональной образовательной программы "Методика преподавания живописи и изящных искусств" не завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.11.2013 N 1259:
- пункта 11 - организация не обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации дисциплин [модулей] в порядке, установленном ее локальным нормативным актом.
Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 N 1383:
- пункта 3 - в программах практик основной профессиональной образовательной программы высшего образования отсутствуют: указание формы (форм) проведения практик; указание места практик в структуре образовательной программы; перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практик; перечень информационных технологий, используемых при проведении практик, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем; описание материально-технической базы, необходимой для проведения установленных видов практик с учетом их типов;
- пункта 12 - руководителями практики от организации для обучающихся не составляется рабочий график (план) проведения практики, не разрабатываются индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
- пункта 22 - организацией не разработан локальный нормативный акт, устанавливающий условия и порядок обеспечения обучающихся проездом к месту проведения практики и обратно, а также проживанием их вне места жительства в период прохождения практики.
Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденные приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785:
- пункта 3.7. Подраздел "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса":
- главная страница подраздела не содержит информацию о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- пункта 3.8. Подраздел "Стипендии и иные виды материальной поддержки":
- главная страница подраздела не содержит информации о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки, о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
2. О наиболее часто встречающихся нарушениях обязательных требований по результатам проведенного Рособрнадзором лицензионного контроля
Выявлены нарушения Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966:
- подпункта "г" пункта 6 - отсутствуют разработанные и утвержденные организацией основные профессиональные образовательные программы высшего образования, что не соответствует требованиям части 5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации";
- подпункта "д" пункта 6 - у лицензиата отсутствуют привлеченные им на законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для реализации основных образовательных программ высшего образования, и соответствующие требованиям статьи 46 Закона об образовании, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
- подпункта "е" пункта 6 - отсутствуют печатные и (или) электронные образовательные и информационные ресурсы в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" по реализуемым образовательным программам высшего образования;
- подпункта "ж" пункта 6 - у лицензиата отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности, учитывающего, в том числе, требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также частей 1, 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- подпункта "и" пункта 6 - отсутствуют специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации";
- подпункта "к" пункта 6 - в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, в нарушение требований части 1 статьи 50 Федерального закона от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" не предусмотрены должности научных работников.
3. О наиболее часто встречающихся нарушениях обязательных требований по результатам проведенного Рособрнадзором федерального государственного контроля качества образования
Выявлены несоответствия:
- пункту 3.3 ФГОС ВО - при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования срок обучения не соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования;
- пункту 6.6 ФГОС ВО - при реализации основной образовательной программы высшего образования дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата и практики, не определяют направленность (профиль) программы бакалавриата;
- подпункту 7.1.2. ФГОС ВО - при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования электронная информационно-образовательная среда не обеспечивает доступ обучающихся к рабочим программам дисциплин (модулей), практик, не фиксирует результатов освоения программы бакалавриата;
- подпункту 7.1.5 ФГОС ВО - при реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации не соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2011, регистрационный N 20237);
- подпункту 7.2.3 ФГОС ВО - при реализации основной образовательной программы высшего образования научный руководитель, назначенный обучающемуся, не осуществляет самостоятельную научно-исследовательскую, творческую деятельность;
- подпункту 7.2.4 ФГОС ВО - основная профессиональная образовательная программа высшего образования реализуется с нарушением установленных требований в части:
- доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, менее 10%;
- подпункту 7.3.1 ФГОС ВО - в организации отсутствуют учебные аудитории для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования, а также перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, не включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности;
- подпункту 7.3.2 ФГОС ВО - в организации ежегодно не обновляется необходимый комплект лицензионного программного обеспечения;
- подпункту 7.3.4 ФГОС ВО - организация ежегодно не обновляет перечни современных профессиональных баз данных (в том числе международных реферативных баз данных научных изданий) и информационных справочных систем, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин основной профессиональной образовательной программы высшего образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "О контрольно-надзорной деятельности в 2019 году"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", апрель 2019 г., N 8