Представление Счетной палаты РФ от 21 апреля 2016 г. N ПР 13-50/13-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год (далее - Счетная палата) в государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности и целевого использования бюджетных средств, направленных в качестве имущественного взноса в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2014 году и истекшем периоде 2015 года" (совместно со Счетной палатой Ульяновской области), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение пункта 3.1.2 договора от 13 декабря 2013 г. N 2/ДОЗ-2/ММ/ММ/С о предоставлении государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ, Фонд) субсидии в виде имущественных взносов Российской Федерации для увеличения лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры Фондом ЖКХ не было обеспечено достижение указанных в приложении N 2 к указанному Договору показателей эффективности использования предоставленных субсидий по результатам 2013 года по количеству граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, - 16,98 тыс. человек при установленном показателе 42,0 тыс. человек, а также по результатам 2015 года - 171,06 тыс. человек при установленном показателе 177,72 тыс. человек (с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями).
2. Как показали результаты деятельности Фонда ЖКХ в части обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда, установленные меры воздействия на субъекты и муниципальные образования не оказывают действенного влияния на обеспечение безусловного исполнения субъектами принятых на себя обязательств по выполнению мероприятий в рамках региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В период 2009 - 2012 годов Фондом ЖКХ не в полном объеме были выполнены показатели по реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. При этом исходя из достигнутых результатов должного внимания организации системной работы по ритмичному переселению граждан из аварийного жилищного фонда не уделялось. Так, за период до 2012 года было расселено аварийного жилищного фонда в объеме 982,9 тыс. кв. м, или 90 % плановых показателей (1092,1 тыс. кв. м).
По итогам 2013 года программа по реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не выполнена, установленные плановые показатели не достигнуты. Ключевые показатели эффективности деятельности Фонда ЖКХ, установленные Стратегией государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на период до 2013 года, по реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (по площади расселенного аварийного жилья - 86 % и по численности переселенных граждан - 84 %) достигнуты не были.
По итогам 2014 года ключевые показатели эффективности деятельности Фонда, отражающие реализацию региональных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, выполнены в полном объеме. При этом выполнение показателей по реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2014 году достигнуты за счет перевыполнения показателей рядом субъектов Российской Федерации.
3. Применение таких мер, как приостановление предоставления финансовой поддержки, внесение предложений о возврате средств при выявлении нарушений и недостижении установленных показателей по переселению исходя из итогов расселения на 1 января 2016 года, не способствует исполнению субъектами принятых программ расселения и достижению показателей эффективности по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Анализ возникающих проблем в организации работы по выявлению и исключению рисков не проводился ни Фондом ЖКХ, ни Минстроем России.
Введение механизма разделения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилого фонда на этапы, а также увязка оказания Фондом финансовой поддержки на очередном этапе программы с результатами исполнения субъектами Российской Федерации предыдущего послужили причинами ограничения непрерывности реализации программ в целом и между этапами в частности.
4. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1743-р, утвердившим комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда (далее - Распоряжение N 1743-р), целевой показатель 2016 года - 2,8 млн. кв. м, 2017 года - 3,2 млн. кв. м, то есть субъектам Российской Федерации в 2016 - 2017 годах необходимо расселить 6 млн. кв. м.
Фактически за период с 2014 года по 1 января 2016 года расселено 5,4 млн. кв. м (в 2015 году, по данным оперативной отчетности, расселено 2,76 млн. кв. м), что соответствует плановым назначениям, установленным Распоряжением N 1743-р, и составляет 47 % общего объема аварийного жилищного фонда, расселение которого должно быть завершено к 1 сентября 2017 года (11,4 млн. кв. м).
5. В результате анализа хода реализации программ расселения аварийного жилищного фонда субъектами Российской Федерации выявлены регионы, реализация программ переселения которых значительно отстает от установленных показателей.
Так, по состоянию на 1 января 2016 года целевой показатель по расселяемой площади за 2014 год в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по данным годовых отчетов, не выполнили 11 субъектов Российской Федерации: Вологодская, Ивановская, Костромская и Тверская области, республики Бурятия, Карелия, Коми и Калмыкия, Ставропольский и Забайкальский края, Чукотский автономный округ.
При этом риск невыполнения задачи по расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, в срок до 1 сентября 2017 года существует в следующих субъектах Российской Федерации, реализация программ переселения которых составляет менее 50 %: Забайкальский край, Республика Тыва, Республика Карелия, Вологодская область, Республика Калмыкия, Архангельская область, Саратовская область, Амурская область, Республика Бурятия, Ивановская область, Республика Коми, Республика Дагестан, Республика Коми, Республика Адыгея, Астраханская область.
6. Проведенный выборочный анализ разработанных на основании методических рекомендаций Фонда региональных адресных программ отдельных субъектов Российской Федерации показал, что указанные программы не содержат исчерпывающего перечня мероприятий, обеспечивающих достижение целей программы и ответственность ее участников.
По мнению Счетной палаты, к структуре и содержанию указанных региональных программ должны быть применены требования Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588.
Так, региональные программы представляется целесообразным формировать как комплекс планируемых детальных мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающих реализацию с учетом приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Проведенный анализ хода реализации программ показал наличие высоких рисков обеспечения завершения программ переселения из аварийного жилищного фонда к 1 сентября 2017 года, что обусловлено их низкой организационной подготовкой и фактическим состоянием консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, характеризующихся высокой долговой нагрузкой и дефицитностью.
7. Всего с момента образования Фонда площадь арендуемых им нежилых помещений увеличилась в 2,6 раза - с 1 356 до 3 581,6 кв. м, ежемесячные расходы на арендную плату возросли в 2,9 раза - с 3,1 до 9,0 млн. рублей в месяц. Штат Фонда за аналогичный период вырос на 142 единицы или в 2,4 раза (со 101 до 243 единиц), из них в период 2014 - 2015 годов штатная численность Фонда увеличилась на 49 единиц. При этом цели деятельности и функции Фонда, определенные статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), в 2014 - 2015 годах не изменялись.
8. В нарушение пункта 3.1 приказа Фонда ЖКХ от 24 марта 2008 г. N 13, регламентирующего организацию автотранспортного обслуживания руководящих работников Фонда ЖКХ и предельный лимит эксплуатации служебного автотранспорта, выявлены случаи превышения установленного ежемесячного лимита использования служебного автотранспорта работниками Фонда ЖКХ без возмещения соответствующих размеру превышения денежных средств. При этом объем выявленного превышения предельного лимита использования служебного автотранспорта только за IV квартал 2015 года составил 74,3 часа на сумму 42,5 тыс. рублей.
Проверкой целевого использования служебного автотранспорта выявлены случаи оплаты его эксплуатации в период отпусков и командирования работников, имеющих согласно приказу Фонда ЖКХ от 24 марта 2008 г. N 13 право на автотранспортное обслуживание.
Так, только в I квартале 2015 года затраты средств Фонда ЖКХ на оплату автотранспорта, закрепленного за руководящими работниками Фонда ЖКХ во время их нахождения в отпуске (командировке), составили 393,6 тыс. рублей.
9. Фондом ЖКХ в целях использования в информационно-методическом издании "Энциклопедия горожанина" (том 2) были заключены договоры от 2 сентября 2015 г. N 86/01, N 87/01 и N 88/01 об отчуждении исключительных прав на доработанные в соответствии с условиями заказчика информационные материалы (статьи) на общую сумму 1 140,0 тыс. рублей в срок до 30 октября 2015 года. В 2016 году Фондом ЖКХ заключены дополнительные соглашения, в соответствии с которыми сроки отчуждения исключительных прав на доработанные информационные материалы (статьи) изменены и составили для договора N 86/01 - 20 января 2016 года, для договоров N 87/01 и N 88/01 - 25 января 2016 года.
В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 раздела 3 договоров N 86/01, N 87/01 и N 88/01 обязательства авторов по передаче доработанных информационных материалов (статей), а также исключительных прав на них в сроки, определенные сторонами, не исполнены. По состоянию на 1 февраля 2016 года информационные материалы (статьи) по актам приема-передачи Фондом ЖКХ не приняты, исключительные права на материалы не переданы. В нарушение пункта 5.3 договоров N 86/01, N 87/1 и N 88/01 предусмотренные за их неисполнение меры ответственности, в том числе по возврату аванса, Фондом не принимались.
10. В нарушение части 5 статьи 12 Федерального закона N 185-ФЗ в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной Фондом ЖКХ за 2013 год и 2014 год, утвержден отчет о финансовых результатах, а не отчет о прибылях и убытках.
11. Согласно приказу генерального директора Фонда ЖКХ от 28 декабря 2015 г. N 62 перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2015 год установлен период проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств Фонда с 31 декабря 2015 года по 31 января 2016 года. В нарушение указанного приказа по состоянию на 5 февраля 2016 года результаты инвентаризации не представлены.
12. Решением наблюдательного совета Фонда ЖКХ (протокол от 30 ноября 2015 г. N 52) в Долгосрочную программу деятельности и развития государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2014 - 2017 годы был включен дополнительный ключевой показатель эффективности Фонда ЖКХ "снижение операционных расходов (затрат)" на 2015 - 2017 годы с целевым значением 2 %. Вместе с тем расходы Фонда, запланированные сметой на 2015 год (в редакции решения правления от 16 декабря 2015 г.) в сумме 1 301 047,0 тыс. рублей, по сравнению с 2014 годом увеличены на 29 %.
13. Пункт 5 перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 декабря 2014 года о внедрении системы премирования руководителей на основе ключевых показателей эффективности их деятельности исходя из необходимости снижения операционных расходов (затрат) не менее чем на 2 % - 3 % ежегодно Фондом ЖКХ не исполнен.
14. В 2015 году действовали 4 депозитных договора, заключенные Фондом и кредитными организациями в 2012 - 2013 годах. В соответствии с указанными договорами Фондом ЖКХ были размещены до востребования временно свободные средства на банковские депозиты на общую сумму 7,8 млрд. рублей по ставкам от 7,25 % до 9,5 %.
В 2015 году Фондом также размещались временно свободные средства на депозитах до востребования по ставкам от 9,11 % до 11 %. При этом меры по размещению указанных временно свободных средств в объеме 7,8 млрд. рублей на депозиты банков с более высокой процентной ставкой не принимались.
15. По состоянию на 1 января 2016 года объем временно свободных средств Фонда ЖКХ сложился в объеме 58,7 млрд. рублей. В 2015 году действовали договоры на размещение временно свободных средств Фонда ЖКХ с 14 банками на общую сумму 418,6 млрд. рублей, в течение года было погашено 367,1 млрд. рублей, остаток составил 51,5 млрд. рублей. Финансовый результат от инвестирования временно свободных средств Фонда ЖКХ составил 40,2 млрд. рублей (без учета средств в сумме 1,5 млрд. рублей, утраченных Фондом ЖКХ в связи с отзывом лицензии у ОАО "Инвестбанк").
16. По состоянию на 15 февраля 2016 года Фонду ЖКХ не были возвращены средства, размещенные на депозитах двух банков ОАО "Инвестбанк" и ООО "Внешпромбанк". На момент отзыва лицензии на осуществление банковских операций у указанных банков общая сумма, подлежащих возврату временно свободных средств Фонда ЖКХ, размещенных на депозитах, составила 3,28 млрд. рублей.
Таким образом, ввиду дважды имевшего место невозврата банками размещенных на депозитных счетах временно свободных средств Фонда ЖКХ мероприятия по минимизации финансовых рисков не могут быть признаны эффективными, а распорядительные документы Фонда ЖКХ, регламентирующие порядок инвестирования временно свободных средств, нуждаются в срочном пересмотре.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков и предупреждению их совершения, в том числе:
1. Провести проверку по фактам нарушений, связанных с превышением установленного ежемесячного лимита использования служебного автотранспорта работниками Фонда ЖКХ, по результатам которой принять меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения, и по восстановлению средств Фонда ЖКХ, использованных сверх установленного ежемесячного лимита.
2. Привести в соответствие с требованиями части 5 статьи 12 Федерального закона N 185-ФЗ бухгалтерскую (финансовую) отчетность Фонда ЖКХ за 2015 год.
3. Принять меры по обеспечению минимизации финансовых рисков при инвестировании временно свободных средств Фонда ЖКХ путем пересмотра и (или) уточнения распорядительных документов Фонда ЖКХ, регламентирующих указанную деятельность.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 31 марта 2016 г. N 15К (1090)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Генеральному директору государственной корпорации - Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме в течение 90 дней со дня его получения.
Аудитор |
Ю.В. Росляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.