Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки М.И. Марковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка М.И. Маркова оспаривает конституционность части 6.1 статьи 3 Закона Приморского края от 6 сентября 2016 года N 881-КЗ "О государственной поддержке граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года", согласно которой граждане, указанные в статье 2 данного Закона, имеют право на предоставление денежной выплаты, если они подали заявление и документы, предусмотренные частью 6 данной статьи 3, в территориальный отдел департамента труда и социального развития Приморского края не позднее 15 декабря 2017 года.
Как следует из представленных материалов, М.И. Маркова - наниматель жилого помещения по договору социального найма и члены ее семьи были включены 30 августа 2017 года в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, 21 сентября 2017 года она обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории Приморского края. Решением департамента труда и социального развития Приморского края от 3 октября 2017 года М.И. Марковой было отказано в предоставлении данной выплаты, поскольку не было представлено документов, подтверждающих факт регистрации (проживания) ее дочери в жилом помещении, признанном непригодным для проживания.
Заявительница 31 октября 2017 года обратилась с заявлением об установлении факта проживания дочери в указанном жилом помещении в Чугуевский районный суд Приморского края, который 11 декабря 2017 года удовлетворил ее требование. После вступления 12 января 2018 года указанного судебного решения в законную силу М.И. Маркова 16 января 2018 года повторно обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении денежной выплаты, но ей было сообщено о невозможности рассмотрения заявления в связи с пропуском срока, установленного для его подачи оспариваемой нормой. Решением Чугуевского районного суда Приморского края от 2 августа 2018 года действия уполномоченного органа были признаны правомерными.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 7 (часть 1), 18, 19, 40 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку лишает граждан права на получение денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в случае подачи ими соответствующих заявлений после 15 декабря 2017 года и не предусматривает возможность восстановления данного срока (в случае его пропуска) либо приостановления данного срока при наличии уважительных причин, а также ставит граждан в неравное положение в зависимости от времени подачи ими заявления на получение такой денежной выплаты.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как следует из статьи 1 Закона Приморского края от 6 сентября 2016 года N 881-КЗ, его положения приняты в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в целях предоставления за счет средств краевого бюджета государственной поддержки гражданам Российской Федерации, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года в связи с прохождением тайфуна "Lionrock".
По смыслу взаимосвязанных положений частей 2-4 статьи 3 указанного Закона Приморского края денежная выплата предоставляется гражданам, утратившим жилые помещения, с учетом проживавших по состоянию на 29 августа 2016 года в этих помещениях членов их семей; списки указанных граждан и членов их семей формируются на основании в том числе документов, подтверждающих их регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания в утраченных жилых помещениях, а в случае отсутствия такого документа - судебного решения об установлении факта проживания в утраченном жилом помещении.
Оспариваемая норма, введенная Законом Приморского края от 20 ноября 2017 года N 206-КЗ (вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования - 20 ноября 2017 года), предусматривает пресекательный срок (не позднее 15 декабря 2017) для подачи гражданами, заинтересованными в получении денежной выплаты, заявления и документов, предусмотренных частью 6 статьи 3 Закона Приморского края от 6 сентября 2016 года N 881-КЗ, в уполномоченный орган.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель, вводя новое правовое регулирование, должен исходить из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, т.е. в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 года N 13-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 14 мая 2013 года N 9-П, от 17 октября 2017 года N 24-П и др.).
Необходимость подтверждения гражданами в целях получения денежной выплаты факта регистрации (проживания) в утраченных жилых помещениях предусматривалась как в первоначальной, так и в последующих редакциях Закона Приморского края от 6 сентября 2016 года N 881-КЗ. Соответственно, заинтересованные лица, имеющие намерение получить денежную выплату, должны были учитывать данное законодательное требование и своевременно принять необходимые меры к оформлению соответствующих документов, в том числе при отсутствии документов, подтверждающих регистрацию в жилом помещении, - обратиться в суд с заявлением об установлении факта проживания в утраченном жилом помещении. При этом родители несовершеннолетних детей, будучи их законными представителями, обязаны в соответствии с частью второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обеспечить их регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (как следует из решения Чугуевского районного суда Приморского края от 11 декабря 2017 года, дочь заявительницы, будучи ученицей 7 класса, с момента рождения проживает вместе с ней в жилом помещении; регистрации не имеет).
С учетом изложенного оспариваемая норма, призванная упорядочить во времени предоставление мер государственной поддержки определенной категории граждан, сама по себе не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявительницы в аспекте, указанном в жалобе. При этом заявительница как наниматель жилого помещения по договору социального найма, а также члены ее семьи не лишены жилищных гарантий, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (включая его статьи 86, 87 и 89), в случаях признания жилого дома, в котором находится жилое помещение, непригодным для проживания, подлежащим сносу.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Марковой Мили Ивановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 марта 2019 г. N 756-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Марковой Мили Ивановны на нарушение ее конституционных прав частью 6.1 статьи 3 Закона Приморского края "О государственной поддержке граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 года"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)