Представление Счетной палаты РФ от 7 марта 2019 г. N ПР 03-25/03-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2019 год проведено контрольное мероприятие "Проверка администрирования налога на добавленную стоимость налоговыми органами (включая вопросы экспортных, импортных операций, урегулирования задолженности) и их взаимодействия с таможенными органами в 2015 - 2017 годах и истекшем периоде 2018 года" в Управлении Федеральной налоговой службы по г. Москве.
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлено следующее нарушение.
1.1. В нарушение пункта 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в соответствии с которым решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы) (срок может быть продлен на один месяц) Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве в 6 случаях жалобы рассмотрены с нарушением установленного срока: по жалобе ЗАО "НЕФТЬГАЗСБЫТ" на 16 дней, по жалобе ГБУ города Москвы "Жилищник района Отрадное" - на 1 месяц, по жалобе ООО ПСК "Микос" - на 2 месяца, по жалобе ГУП города Москвы "Дирекция Единого Заказчика района "Савеловский" - на 4,5 месяца, по жалобе ООО "Техносерв АС" - на 9 месяцев, по жалобе ООО "Инновационная энергетическая компания" - на 10,5 месяцев.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Управление ФНС России по г. Москве не осуществляло должный контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов, предусмотренный подпунктом 6.24 пункта 6 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по г. Москве, утвержденного руководителем ФНС России 17 июня 2015 года (ранее - подпунктом 7.4. пункта 7 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по г. Москве, утвержденного руководителем ФНС России 28 мая 2012 года).
2.1.1. Инспекциями ФНС России по г. Москве, находящимися в непосредственном подчинении УФНС России по г. Москве, не обеспечено надлежащее выполнение полномочий, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в части возбуждения дел об административном правонарушении по статье 15.5 КоАП в связи с нарушением налогоплательщиками установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Так, должностными лицами инспекций не составлены протоколы об административном правонарушении и не направлены для рассмотрения в судебные органы для привлечения к административной ответственности за несвоевременное представление налогоплательщиками 332 746 налоговых деклараций по НДС за налоговые периоды IV квартал 2014 года - III квартал 2017 года. Сумма потенциально непоступивших денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации в связи с непривлечением к административной ответственности должностных лиц составляет от 99,8 млн. рублей до 166,4 млн. рублей.
2.1.2. В нарушение пункта 8 статьи 176.1 Налогового кодекса, в соответствии с которым налоговый орган в течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 4.1 и 7 статьи 176.1 Налогового кодекса, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, инспекциями ФНС России по г. Москве, находящимися в непосредственном подчинении УФНС России по г. Москве, в 7-ми случаях решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке вынесены с превышением установленного срока от 1 до 3-х дней: в 4-х случаях - на 1 день (ООО "ТРАНСТРЕЙДОЙЛ" (ИФНС России N 4 по г. Москве), ООО "ГЛЭНТРЕЙД" (ИФНС России N 8 по г. Москве), ООО "УСАДЬБА ТАТИЩЕВА" (ИФНС России N 14 по г. Москве), ООО "СНАБФРУТТОРГ" (ИФНС России N 20 по г. Москве); в 2-х случаях - на 2 дня (ООО "МАКСИМА ЛОГИСТИК" (ИФНС России N 19 по г. Москве), ООО "МЕЧЕЛ-ТРАНС" (ИФНС России N 28 по г. Москве); в 1 случае - на 3 дня (ООО "АВИЦЕННА" (ИФНС России N 20 по г. Москве).
2.1.3. В нарушение пункта 10 статьи 176.1 Налогового кодекса, в соответствии с которым возврат сумм налога налогоплательщикам производится в течение 11 дней после дня подачи налогоплательщиком заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, инспекциями ФНС России по г. Москве, находящимися в непосредственном подчинении УФНС России по г. Москве, в 128 случаях фактическое возмещение налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению в заявительном порядке, на сумму 16 364,9 млн. руб. произведено с превышением установленного срока от 1 до 117 дней.
2.1.4. В нарушение пункта 10 статьи 176.1 Налогового кодекса, в соответствии с которым при нарушении сроков возврата суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, на эту сумму начисляются проценты за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после дня подачи налогоплательщиком заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата, инспекциями ФНС России по г. Москве, находящимися в непосредственном подчинении УФНС России по г. Москве, в 125 случаях несвоевременного возврата налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению по решению о возмещении, в размере 15 752,9 млн. рублей возмещение налога налогоплательщикам осуществлено без уплаты указанных процентов.
2.1.5. В нарушение пункта 17 статьи 176.1 Налогового кодекса, предусматривающего, что одновременно с сообщением о принятии решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм, инспекциями ФНС России по г. Москве, находящимися в непосредственном подчинении УФНС России по г. Москве, в 3 случаях на сумму 189,9 млн. рублей нарушен срок выставления требований о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов) в заявительном порядке от 3 до 54 дней.
Так, ИФНС России N 27 по г. Москве в адрес ЗАО "Торговый дом БелАЗ" на основании решения об отмене решения о возмещении суммы НДС от 22 мая 2018 г. выставлено Требование от 1 июня 2018 г. на сумму 189,0 млн. рублей с опозданием на 3 дня, ИФНС России N 30 по г. Москве в адрес ООО "Транспортные технологии" в 2-х случаях на основании решения об отмене решения о возмещении суммы НДС от 25 сентября 2017 г. выставлено Требование от 18 декабря 2017 г. на сумму 0,3 млн. рублей с опозданием на 54 дня и на основании решения об отмене решения о возмещении суммы НДС от 9 февраля 2018 г. выставлено Требование от 21 февраля 2018 г. на сумму 0,6 млн. рублей с опозданием на 3 дня.
2.1.6. В нарушение абзаца 1 пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса ИФНС России N 8 по г. Москве в ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС (N корректировки 6) за I квартал 2017 года, в которой отражены экспортные операции и представлен налогоплательщиком в налоговый орган пакет документов в обоснование применения ставки 0% при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении, налоговым инспектором не сообщено налогоплательщику о выявленных противоречиях (представленный пакет документов не соответствует виду операций, отраженных в налоговой декларации, облагаемых по ставке 0%) и не направлено требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Заключение ИФНС России N 8 по г. Москве от 1 ноября 2017 года по вышеуказанной камеральной налоговой проверке по вопросу правомерности возмещения из бюджета сумм налоговых вычетов, заявленных в декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2017 года, направлено в адрес УФНС России по г. Москве. Вместе с тем в выписке из протокола УФНС России по г. Москве от 10 ноября 2017 г. N 1614 заседания комиссии по рассмотрению вопроса полноты и качества проведения мероприятий налогового контроля за обоснованностью применения налогоплательщиками сумм НДС к вычету (возмещению) отсутствует информация об указаниях в адрес ИФНС России N 8 по г. Москве об устранении вышеназванных противоречий.
При наличии имеющихся противоречий ИФНС России N 8 по г. Москве принято решение от 8 декабря 2017 года о возмещении из бюджета НДС в сумме 12,8 млн. рублей.
2.1.7. В нарушение пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса, в соответствии с которым пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, ИФНС России N 43 по г. Москве не начислены пени организации ОАО "Бусиновский мясоперерабатывающий комбинат" в сумме 229,6 тыс. рублей на сумму задолженности 869,0 тыс. рублей. В График погашения отсрочки по НДС, предоставленной налогоплательщику ФНС России, ИФНС России N 43 ошибочно внесена дата окончания возврата отсрочки (вместо 24 марта 2017 года указана дата 25 марта 2016 года). В связи с этим уплата по платежному документу от 11 мая 2016 года в сумме 869,0 тыс. рублей в счет погашения отсрочки по уплате НДС не отражена в счет погашения отсрочки, а учтена в карточке расчета с бюджетом налогоплательщика в счет погашения текущих начислений по НДС, что привело к некорректному начислению пени по текущим платежам.
Указанная ошибка установлена в ходе проведения контрольного мероприятия в УФНС России по г. Москве Счетной палатой.
ИФНС России N 43 по г. Москве 15 января 2019 года ошибка устранена, начисление пени в сумме 229,6 тыс. рублей на текущую задолженность по НДС в сумме 869,0 тыс. рублей отражены в КРСБ налогоплательщика.
2.2. Порядок взаимодействия между налоговыми инспекциями города Москвы и УФНС России по г. Москве при осуществлении операций возврата (возмещения) и зачета налогов, сборов, пени и штрафов утвержден приказом УФНС России по г. Москве 8 октября 2015 г. N 308. В соответствии с пунктом 3 названного порядка инспекции представляют в электронном виде в УФНС России по г. Москве файлы, содержащие заявки на возврат, уведомления о зачете и об уточнении вида и принадлежности платежа. Вместе с тем контроль за доставкой указанных файлов в УФНС России по г. Москве не предусмотрен, что может привести к несвоевременному возврату заявленных к возмещению сумм налога и соответственно выплате процентов за несвоевременный возврат.
Так, ИФНС России N 1 по г. Москве 19 мая 2016 года сформирован и выгружен файл, содержащий заявку о возмещении ООО "АгроЛенд" налога на добавленную стоимость в заявительном порядке в соответствии со статьей 176.1 Налогового кодекса в сумме 19,9 млн. рублей. Однако данный файл по техническим причинам не доставлен до УФНС России по г. Москве, что ИФНС России N 1 по г. Москве установлено 1 июня 2016 года (после сдачи организацией уточненной налоговой декларации).
С учетом изложенного и на оснований статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве надлежит выполнить следующие требования:
1) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц (лиц) Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве, допустивших указанные нарушения;
2) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 февраля 2018 г. N 6К (1302).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 июня 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона руководителю Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 7 марта 2019 г. N ПР 03-25/03-02
Текст представления официально опубликован не был