Представление Счетной палаты РФ от 7 марта 2019 г. N ПР 03-26/03-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2019 год проведено контрольное мероприятие "Проверка администрирования налога на добавленную стоимость налоговыми органами (включая вопросы экспортных, импортных операций, урегулирования задолженности) и их взаимодействия с таможенными органами в 2015 - 2017 годах и истекшем периоде 2018 года" в Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве (далее - ИФНС России N 1 по г. Москве).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение подпункта 1 пункта 3.1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), предусматривающего, что решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в связи с непредставлением этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации, отменяются решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации, ИФНС России N 1 по г. Москве решения об отмене решений о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимались позже установленного срока:
на 1 день - 106 решений, в том числе 49 решений при представлении налоговой декларации за IV квартал 2014 года (ООО "РЕГИОН-СЕРВИС", ООО "ТД КАЙДЗЕН", ООО "ОМЕГА", ООО "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ", ООО "РУССКИЙ-МЕТАЛЛ", ООО "СУ-667", ООО "РАХАС-ИНВЕСТ", ООО "ПУРУС", ООО "ПАРТНЕР", ООО "СП МЕНЕДЖМЕНТ", ООО "ЮТЛА", ВЕРСИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВО, ООО "МЕЛ", ООО "СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ", ООО "МИРОЛАН-КЛИН", ООО "СПЕЦИНЖСТРОЙ", ООО "НПО ФИТОФАРММЕДИУМ", ООО "КД СЕРВИС", ООО "ИРИСТОН", ООО "ИЦСН", ООО "АСТ-ТРАНС", ООО "ИНВЕСТРАДИОСТРОЙ", ООО АУДИТОРСКАЯ ФИРМА "ИНСАРТ-АУДИТ", ООО "ПКФ "ТЕХНОЦЕНТР", ООО "ЕВРАЗИЯ ИНТЕРТЕЙМЕНТ", ООО "ТРАНСКОНСАЛТ МЕНЕДЖМЕНТ", ООО "ПРАВИЛЬНЫЙ АЗИМУТ", ООО "ПАТРИОТ ИНЖИНИРИНГ", ООО "ЭЛИТА", НП "ТВЕРСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО", ООО "МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ", ООО "СП.КОМ", ООО "МОЗАИКА М", НП ГППЭ "АЛЛА БЕЛЛА", ООО "АРМИС", ООО "СТРОЙ-МОНТАЖ", ООО "СТРОЙТОРГКОМ", ООО "СКАН 46", ООО "РАТНА", ООО "ИНТЕХ", ООО "ДТС Менеджмент", ООО "ССБ", ООО "ИНЖСТРОЙМОНТАЖ", ООО "МОРИОН", ООО "ЭЙЖАТРЕЙД ГРУПП", АО "АВРОСТРОЙИНВЕСТ", ГБОУ "ШКОЛА N 354 ИМ. Д.М. КАРБЫШЕВА", ООО "СТРОЙ-СПЕКТР", ООО "ДИЗАЙНМАРК РУС", 43 решения - за III квартал 2015 года (ООО "ЕВРОСТРОЙ", ООО "Грин Регион", ООО "АГРОСТОРГ", ООО "АВАТАР", ФОНД УПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВЫМ КАПИТАЛОМ ФИНУНИВЕРСИТЕТА, ООО "КОМПЛЕКТ ПРО", ООО "ТехТранс-М", ООО "ВОЛОНТЕР АЛЬЯНС", ООО "ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ", ООО "МЕГАПОЛИС", ООО "ФОКСТОРГ", ООО "ОМЕГА", ООО "ГОРОД МЕДИА", ООО "ОРАНДА", ООО "2М-ЭНЕРГИЯ", ООО "СК МИЛАНА-МЕТ", ООО "Вирсбен Сервис", ООО "ОРИОН", ООО "ПРОЕКТНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ГОРОДСКОЙ ДОМ", ООО "ВЕСТ-ГРУПП +", ООО "СПОРТ МЕНЕДЖМЕНТ", ООО "ГАМА", ООО "ТЛ КОМ", ООО "НГК", ООО "АЛЬТАИР", ООО НПК "НАНОМЕТ", ООО "СТРОЙМОНОЛИТ", ООО "ТЕХКОМТРЕЙД", ООО "ИНТАРСТРОЙ", ООО "МИР КОНСАЛТ", ООО "ЮР. ПРАКТИКА", ООО "Мейстарсрус", ООО "АРТСТРОЙ", ООО "Флай-Арт", ЗАО "1-Я РУССКАЯ ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ", ООО "ЭКСПОФИНАНС", ООО "БЕРКТ", ООО "РУМАКС", ООО "АВТОДОР-ИНВЕСТ", ООО "ЦПЭК", ООО "СТ-МАГ", ООО "СИТИТОРГ", ООО "СИТИ-ЭКСПРЕСС"), 3 решения - за IV квартал 2016 года (ООО "АЛЬФА ИНВЕСТМЕНС", ООО "РЁМЁНСТРОЙ", ООО "ПАРИТЕТ"), 7 решений - за I квартал 2017 года (ООО "ПРОФИ-СТРОЙ-ДОМ", ООО "ДАНТЭС", ООО "АНГАРЕЙОН-МОНИТОРИНГ", ООО "ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ", ООО "ЦЕНТР СЕМАНТИКИ ВШЭ", ООО "РЁМЁНСТРОЙ", ООО "ДАЙМЕКС") и 4 решения - за II квартал 2018 года (ООО "МУСТАНГ ГРУПП", ООО "РЕМСТРОЙ", ООО "БУЛАТ-СБС ХОЛДИНГ", ООО "МАНДЖАРОТТИ");
на 2 дня - 19 решений, в том числе 6 решений при представлении налоговой декларации за III квартал 2015 года (ООО "ЭЛИТПАРТНЕР", ООО "МНК СЕРВИС", ООО "ЛАК ТОРГ", ООО "Крок", ООО "ЗОТЕКС-ТРЕЙД", ООО "ГАРАНТ ЭЛИТ"), 5 решений - за I квартал 2017 года (ООО "ДАКОМА", ООО "МОСОБЛЛЕС", ООО "СВОЙ ДОМ", ООО "СТРОЙРЕСУРС", ООО "ОТДЕЛ ПРОДАЖ") и 8 решений - за II квартал 2018 года (ООО "ТРАНССТРОЙ", ООО "ВИЛ ТРЕЙД", ООО "ПРОММАРКЕР", "ПБ ФОНД", ООО "СКАТ ИНЖИНИРИНГ", ООО "НОРТЕКС", АО "АВРОСТРОЙИНВЕСТ", ООО "ЭЛЛАДА");
на 3 дня - 2 решения, в том числе 1 решение при представлении налоговой декларации за IV квартал 2016 года (ООО "СТРОЙЛЮКС") и 1 решение - за II квартал 2018 года (ООО "ТРОЯ");
на 4 дня - 1 решение при представлении налоговой декларации за II квартал 2018 года (ООО "БИЗНЕСТОРГ");
на 7 дней - 1 решение при представлении налоговой декларации за III квартал 2015 года (ООО "ГРЕЙДКОМ").
1.2. В нарушение пункта 8 статьи 176.1 Налогового кодекса, согласно которому налоговый орган в течение пяти дней со дня подачи заявления налогоплательщиком о применении заявительного порядка возмещения налога проверяет в том числе наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, и принимает решение о возмещении суммы налога или решение об отказе, ИФНС России N 1 по г. Москве при осуществлении проверок наличия у налогоплательщиков недоимки, по результатам которых приняты 11 решений о возмещении суммы налога на общую сумму 2 520,9 млн. рублей в отношении ООО "АгроЛенд", ООО "ФинансБизнесГрупп", ООО "Агрофуд", АО "ТЭК Мосэнерго" не были приняты меры по установлению отсутствия (наличия) у структурных подразделений налогоплательщика, состоящих на налоговом учете в иных налоговых органах, недоимки по иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
При этом в ходе контрольного мероприятия установлено наличие недоимки у АО "ТЭК МОСЭНЕРГО" по состоянию 5 мая 2016 года на дату принятия решения о возврате N 1613 по пени по НДФЛ в размере 2,0 тыс. рублей в Межрайонной ФНС России N 2 по Сахалинской области, 0,4 тыс. рублей в Межрайонной ИФНС России N 5 по Республике Саха (Якутия) и 0,5 тыс. рублей в Межрайонной ИФНС России N 1 по Чеченской Республике и 3 рубля в Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу.
1.3. В нарушение подпункта 4 пункта 18 статьи 176.1 Налогового кодекса, в соответствии с которым требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм должно содержать сведения о сумме процентов, начисленных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Налогового кодекса на момент направления требования о возврате, ИФНС России N 1 по г. Москве в требовании N 3 от 27 мая 2015 года, направленном ООО "АгроЛенд", начислены проценты по состоянию на 20 мая 2015 года в сумме 428,3 тыс. рублей, что на 16,1 тыс. рублей меньше суммы, причитающейся к уплате (444,4 тыс. рублей) в соответствии с нормами Налогового кодекса.
1.4. В нарушение пункта 17 статьи 176.1 Налогового кодекса, в соответствии с которым на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты со дня фактического получения налогоплательщиком средств исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами, сумма процентов за пользование бюджетными средствами, исчисленных Инспекцией:
ООО "АгроЛенд" составляет 62,6 тыс. рублей, что на 0,4 тыс. рублей больше суммы, причитающейся уплате (62,1 тыс. рублей) в соответствии с нормами Налогового кодекса;
АО "ТЭК Мосэнерго" составляет 1 044,5 тыс. рублей, что на 16,1 тыс. рублей больше суммы, причитающейся уплате (1 028,4 тыс. рублей) в соответствии с нормами Налогового кодекса.
1.5. В нарушение пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса, предусматривающего проведение камеральной налоговой проверки на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, ИФНС России N 1 по г. Москве при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость ООО "ТД Идеал-Запад" за IV квартал 2017 года в период с 25 января 2018 г. по 11 апреля 2018 года не использованы и не отражены в докладной записке к Решению от 11 апреля 2018 г. N 02-176-020218/Р-705 материалы встречных проверок по взаимоотношениям в II квартале 2017 года ООО "ТД Идеал-Запад" с контрагентами ООО "ПластПрофиль" и ООО "АСТ-АЛЬЯНС ГРУПП", поступившие 12 марта 2018 года.
1.6. В нарушение пункта 2 статьи 79 Налогового кодекса, в соответствии с которым решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, Инспекцией решения о возврате сумм излишне взысканного налога на добавленную стоимость от 17 октября 2017 года N 5887 на сумму 6 311,9 тыс. рублей, N 5888 на сумму 1 228,1 тыс. рублей, N 5889 на сумму 1 262,4 тыс. рублей по заявлению ООО "Аншип", полученному Инспекцией 8 сентября 2017 года, вынесены на 17 рабочих дней позже установленного срока.
1.7. В нарушение пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса, в соответствии с которым сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, ИФНС России N 1 по г. Москве на основании заявления ООО "Аншип", полученного 8 сентября 2017 года, осуществлен возврат:
излишне взысканного НДС 24 октября 2017 года, то есть на 15 календарных дней позже установленного срока;
процентов, начисленных на излишне взысканный НДС, 18 января 2017 года, то есть на 101 календарный день позже установленного срока.
1.8. В нарушение пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса, в соответствии с которым сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами, рассчитанными со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, ИФНС России N 1 по г. Москве принято решение о возврате процентов на сумму излишне взысканных пеней по НДС и осуществлен их возврат АО "PB-Метро" в сумме 0,8 тыс. рублей, что на 1,9 тыс. рублей меньше суммы, причитающейся уплате (2,75 тыс. рублей) в соответствии с нормами Налогового кодекса.
1.9. В нарушение пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса, в соответствии с которым проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, Инспекцией осуществлена выплата процентов ООО "ГХП Директ Рус" в сумме 779,1 тыс. рублей исходя из неправильного определения периода пользования денежными средствами (на 1 день больше), что повлекло излишнюю выплату процентов в сумме 10,4 тыс. рублей (проценты начислены на сумму излишне взысканного НДС, уплата которого произведена 20 и 23 октября 2017 года и произведены зачеты 30 октября и 8 ноября 2017 года в общей сумме 12 944 тыс. рублей, возврат налогоплательщику осуществлен 10 июля 2018 года, период пользования чужими денежными средствами составляет 263, 260, 254 и 244 дня, при этом выплата процентов осуществлена за 264, 261, 255 и 245 дней).
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Установлено отсутствие полного комплекта документов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за IV квартал 2014 года (находящихся на архивном хранении) с заявленной суммой к возмещению 1 247,2 млн. рублей организаций ООО "ФинансБизнесГрупп". Отсутствуют 141 лист, среди которых договоры купли-продажи, акты передачи имущества в лизинг, договор лизинга и т.д.
2.2. ИФНС России N 1 по г. Москве не обеспечено надлежащее выполнение полномочий, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 28.3 КоАП, в части возбуждения дел об административном правонарушении по статье 15.5 КоАП в связи с нарушением налогоплательщиками установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Так, должностными лицами ИФНС России N 1 по г. Москве не составлены протоколы об административном правонарушении и не направлены для рассмотрения в судебные органы для привлечения к административной ответственности за несвоевременное представление налогоплательщиками 13 336 налоговых деклараций по НДС за налоговые периоды IV квартал 2014 года - III квартал 2018 года. Сумма потенциально непоступивших денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации в связи с непривлечением к административной ответственности должностных лиц составляет от 4,0 млн. рублей до 6,7 млн. рублей.
2.3. ИФНС России N 1 по г. Москве в адрес ООО "АгроЛенд" направлено Требование N 27223 от 15 июля 2016 года, не соответствующее форме требования, утвержденной приказом ФНС России от 3 декабря 2015 г. N ММВ-7-8/555@.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве надлежит выполнить следующие требования:
1) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве, допустивших указанные нарушения;
2) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 февраля 2019 г. N 6К (1302)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 июня 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Начальнику инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 7 марта 2019 г. N ПР 03-26/03-02
Текст представления официально опубликован не был