Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 4 апреля 2019 г. N 201-КГ19-5
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Воронова А.В., Замашнюка А.Н.
при секретаре Жиленковой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 46179 подполковника Тюрина Андрея Николаевича об оспаривании решения начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") об исключении административного истца из списка на предоставление служебных жилых помещений по месту военной службы, по кассационной жалобе представителя начальника 1 отдела ФГКУ "Западрегионжилье" Конкиной О.Ю. на решение Московского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2018 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 19 июля 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступления представителя административного ответчика Конкиной О.Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, установила:
решением Московского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского окружного военного суда от 19 июля 2018 г., удовлетворено административное исковое заявление Тюрина А.Н., в котором он просил признать незаконным решение начальника 1 отдела ФГКУ "Западрегионжилье" от 30 ноября 2017 г. об исключении его из списка на предоставление служебных жилых помещений по месту военной службы в г. Москве.
Судом признано незаконным оспариваемое решение жилищного органа и на начальника 1 отдела ФГКУ "Западрегионжилье" возложена обязанность по восстановлению Тюрина А.Н. в списке на предоставление служебных жилых помещений. Кроме того, с жилищного органа судом взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.
Определением судьи Московского окружного военного суда от 7 сентября 2018 г. в передаче кассационной жалобы представителя административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника 1 отдела ФГКУ "Западрегионжилье" Конкина О.Ю. просит отменить судебные акты ввиду нарушения судами норм материального права и принять по делу новое решение об отказе Тюрину А.Н. в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы представитель административного ответчика указывает на оставление судами без внимания того обстоятельства, что административный истец на весь период военной службы подлежит обеспечению жильем для постоянного проживания по месту военной службы. В связи с этим предоставление ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) является исполнением Министерством обороны Российской Федерации своих обязательств по его жилищному обеспечению. Поэтому законных оснований для нахождения Тюрина А.Н. на жилищном учете после предоставления жилищной субсидии не имелось.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении дела допущено существенное нарушение норм материального права, что выразилось в следующем.
В суде установлено, что Тюрин А.Н., заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., с марта 2014 года проходит военную службу в войсковой части 46179, дислоцированной в г. Москве.
С июля 2014 года Тюрин А.Н. решением жилищного органа включен в список на предоставление жилых помещений по месту военной службы.
Решением заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 15 марта 2016 г. административному истцу и совместно проживающим с ним членам семьи предоставлена жилищная субсидия, на которую он приобрел в г. Калуге земельный участок общей площадью 676 кв.м и расположенный на нем жилой дом общей площадью жилого помещения 143,7 кв.м.
Решением начальника 1 отдела ФГКУ "Западрегионжилье" от 30 ноября 2017 г. Тюрин А.Н. исключен из списка на предоставление служебных жилых помещений по месту военной службы в г. Москве.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что приобретение административным истцом в порядке реализации жилищной субсидии жилого помещения в конкретном населенном пункте является его правом, а не обязанностью. В связи с этим покупка им жилого дома в г. Калуге не лишает его права на предоставление служебного жилья по месту военной службы, где он жилым помещением не обеспечен. С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Однако такие выводы основаны на неправильном применении норм материального права.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Содержание норм закона указывает на то, что право названных военнослужащих на жилище в период военной службы реализуются по месту ее прохождения, а предоставление таким военнослужащим жилищной субсидии является исполнением государством своих обязательств по их жилищному обеспечению.
В суде установлено, что Тюрин А.Н. заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и в период военной службы за счет средств федерального бюджета ему предоставлена жилищная субсидия.
Следовательно, Министерством обороны Российской Федерации исполнено обязательство по жилищному обеспечению административного истца по месту военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
При таких данных оснований для нахождения Тюрина А.Н. на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях после предоставления ему жилищной субсидии и приобретения жилого помещения даже в ином населенном пункте не имелось, на что правомерно указано в кассационной жалобе.
Одновременное обеспечение административного истца служебным жильем и получение им за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии привело бы к тому, что он воспользовался бы одной и той же социальной гарантией в форме жилищного обеспечения по двум основаниям: приобретение жилья за счет реализации предоставленной ему по месту военной службы жилищной субсидии и получение в том же населенном пункте служебного жилого помещения.
Между тем в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которых в отношении административного истца не имеется.
Таким образом, решение начальника 1 отдела ФГКУ "Западрегионжилье" от 30 ноября 2017 г. об исключении Тюрина А.Н. из списка нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту военной службы после предоставления ему жилищной субсидии является законным.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов об удовлетворения административного искового заявления Тюрина А.Н., в том числе на основании ст. 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения в части возмещения судебных расходов за счет средств федерального бюджета, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2018 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 19 июля 2018 г. по административному исковому заявлению Тюрина Андрея Николаевича в связи с существенным нарушением норм материального права отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Тюрина А.Н. отказать.
Председательствующий |
И.B. Крупнов |
Судьи: |
А.В. Воронов |
|
А.Н. Замашнюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 4 апреля 2019 г. N 201-КГ19-5
Текст определения опубликован не был