Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 февраля 2019 г. N 2-АПГ18-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Смирнова Д.Д. о признании не действующим приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 19 июля 2016 г. N 87-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию БУ СО ВО "Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N 4", приказа от 22 ноября 2016 г. N 326-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию БУ СО ВО "Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N 4", приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 1 ноября 2017 г. N 171-р "О внесении изменений в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 22.11.2016 N 326-р" по апелляционной жалобе Смирнова Д.Д. на решение Вологодского областного суда от 17 октября 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области Жирникова К.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Смирнов Д.Д. обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приказов Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 19 июля 2016 г. N 87-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию БУ СО ВО "Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N 4", от 22 ноября 2016 года N 326-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию БУ СО ВО "Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N 4", приказа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования вологодской области от 1 ноября 2017 года N 171-р "О внесении изменений в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 22.11.2016 N 326-р".
Решением Вологодского областного суда от 17 октября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Смирнов Д.Д. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Вологодской области и Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области представлены возражения.
Смирнов Д.Д., представители Администрации города Кадников, БУ СО ВО "Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N 4", Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области не явились, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7, пункту 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, пункту 1.1, 3.1.7 Положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 16 ноября 2015 г. N 958, Департамент осуществляет функции государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, энергосбережения в Вологодской области.
Из материалов дела следует, что бюджетное учреждение социального обслуживания Вологодской области "Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N 4" оказывает услуги теплоснабжения потребителям города Кадников.
Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 19 июля 2016 г. N 87-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию БУ СО ВО "Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N 4" для потребителей города Кадников" установлены тарифы на тепловую энергию с 19 июля по 31 декабря 2016 г.
До издания оспариваемого приказа орган регулирования не устанавливал тарифы для этого бюджетного учреждения.
В соответствии с приказом Департамента от 22 ноября 2016 г. N 326-р "Об утверждении тарифов на тепловую энергию БУ СО ВО "Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N 4" установлены тарифы на тепловую энергию на период 2017-2019 гг. в соответствии с приложением N 1 к приказу.
Приказом Департамента от 1 ноября 2017 г. N 171-р "О внесении изменений в приказ Департамента топливно-энергетического комплекса тарифного регулирования Вологодской области от 22 ноября 2016 года N 326-р" изменены размеры тарифов на 2018 год.
Расчет тарифов на 2016 год выполнен методом экономически обоснованных расходов с использованием параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
Тарифы на тепловую энергию на 2017-2019 гг. установлены методом индексации установленных тарифов.
Экономическая обоснованность тарифов, установленных оспариваемыми нормативными правовыми актами, подтверждена экспертными заключениями Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области.
Не оспаривая методику расчета тарифов и применяемые показатели, административный истец полагает, что тарифы, установленные приказом от 19 июля 2016 г. N 87-р, привели к увеличению роста платы за коммунальные платежи и к необоснованному утверждению размера тарифов последующими приказами.
Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы) и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации), основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия, основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований - определены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем 3 года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) с разбивкой по годам и могут устанавливаться с календарной разбивкой.
Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов накопления твердых коммунальных отходов и нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 г., обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода.
Судом первой инстанции установлено, что распоряжениями Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 г. N 2464-р, от 26 октября 2017 г. N 2353-р индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Вологодской области с 1 июля 2017 г. и с 1 июля 2018 г. утвержден в размере 4,3%.
По отдельным муниципальным образованиям Вологодской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 г. N 2222-р "Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов" допускается отклонение от утвержденного индекса не более чем на величину предельно допустимого отклонения 1,6%, то есть не более 5,9% (4,3%+1,6%).
Постановлениями Губернатора Вологодской области от 27 ноября 2015 г. N 807, от 9 января 2017 г. N 3, от 7 декабря 2017 г. N 346 предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для города Кадников на 2016-2018 годы утверждены в размере 5,9%.
Согласно расчету, представленному Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, плата граждан за коммунальные услуги с июля 2017 года (по сравнению с июлем 2016 года) выросла на 3,7%, с июля 2018 года (по сравнению с июлем 2017 года) - на 2,4 %.
С учетом изложенного установление тарифов для БУ СО ВО "Кадниковский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, N 4" не привело к превышению предельного (максимального) индекса размера вносимой платы граждан за коммунальные услуги.
Доводы административного истца о том, что при установлении тарифа с 19 июля 2016 г. допущено превышение предельного индекса изменения платы за коммунальные услуги по сравнению с предыдущим периодом, обоснованно не приняты судом во внимание, а ссылка на пункт 63 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 основана на неправильном толковании норм права.
Согласно статье 2 Закона о теплоснабжении органом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 3, подпунктом "б" пункта 4, пунктом 7 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую другим теплоснабжающим организациям теплоснабжающими организациями.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о теплоснабжении, Основами ценообразования, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Судом первой инстанции установлено, что бюджетное учреждение самостоятельно, на основании приказа директора от 1 июля 2015 г. N 120, устанавливало ежемесячную плату за предоставленную услугу, за что директор организации привлечен к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования на основании части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку до 19 июля 2016 г. тарифы в порядке, определенном действующим федеральным законодательством в сфере теплоснабжения, не устанавливались, сравнение размера платы за отопление на основании приказа директора бюджетного учреждения с тарифами, установленными Департаментом как уполномоченным органом и в соответствии с требованиями действующего законодательства, - при утверждении оспариваемых нормативных правовых актов является недопустимым.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что потребитель услуг не должен отвечать за незаконные действия должностных лиц при установлении тарифа, не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом рассматриваемого спора является соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 17 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова Д.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 февраля 2019 г. N 2-АПГ18-20
Текст определения опубликован не был