Представление Счетной палаты РФ от 17 декабря 2015 г. N ПР 08-258/08-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год (пункт 3.7.2) проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности принимаемых мер Государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" по предупреждению банкротства ОАО "Научно-производственное объединение "Молния" в открытом акционерном обществе "Научно-производственное объединение "Молния", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. С введением процедуры банкротства с декабря 2010 года финансовое положение ОАО "НПО "Молния" ухудшилось. Его деятельность в период с 2010 по 2014 год характеризуется как стабильно убыточная. Убытки возрастали в среднем в 1,6 раза в год, а в отдельный период (в 2013 году) в более чем три раза, и достигли 146,9 млн. рублей. Выручка от основных видов деятельности (научно-производственная деятельность, включающая выполнение НИОКР по авиационно-космической тематике, мелкосерийное промышленное производство ракет-мищеней в рамках государственного оборонного заказа, и предоставление в аренду недвижимого имущества, доля доходов от которого в среднем составляла более 60% объема выручки) устойчиво снижалась и в 2014 году составила 185,4 млн. рублей. Отмечается увеличение размера кредиторской задолженности с учетом всех обязательств с 760,6 млн. рублей в 2010 году до 1 606,2 млн. рублей в 2014 году.
Отрицательная динамика ряда показателей финансово-хозяйственной деятельности Общества в 2010 - 2014 годах указывает на то, что происходившие ранее негативные процессы в деятельности ОАО "НПО "Молния" не остановлены.
Вместе с тем рыночная стоимость имущественного комплекса ОАО "НПО "Молния" (3 368,5 млн. рублей - по оценке, проведенной в 2014 году) и дебиторская задолженность (184,8 млн. рублей - на 30 сентября 2015 года) значительно превышают объем всех его обязательств, включая требования кредиторов (1 321,4 млн. рублей - на 30 сентября 2015 года).
2. Проводимой процедурой банкротства платежеспособность Общества не восстановлена. По итогам отчетных периодов 2012 - 2014 годов и 9 месяцев 2015 года баланс ОАО "НПО "Молния" имел неудовлетворительную структуру. Сумма непокрытого убытка по состоянию на 30 сентября 2015 года составила 549,2 млн. рублей.
Неэффективно осуществлялись меры по взысканию дебиторской задолженности, объем которой увеличился на 101,0 млн. рублей (на 120%) и по состоянию 30 сентября 2015 года составил 184,8 млн. рублей. Общая кредиторская задолженность (с учетом задолженности по заемным средствам) в указанный период увеличилась на 269,9 млн. рублей (на 27%) и составила 1 260,7 млн. рублей. Ежегодная выручка от научно-производственной деятельности в период с 2012 года по 2014 год уменьшилась с 70,3 млн. рублей до 31,8 млн. рублей, за 9 месяцев 2015 года возросла и составила 345,4 млн. рублей. Выручка от передачи в аренду неиспользуемого недвижимого имущества в период с 2012 года по 2014 год уменьшилась с 168,8 млн. рублей до 153,5 млн. рублей, за 9 месяцев 2015 года составила 114,2 млн. рублей.
3. Ухудшению финансового состояния и увеличению неплатежеспособности способствовала нерациональная финансовая политика, проводимая внешними управляющими и руководством Общества, а именно:
не проведение в 2012 году, а также формальное и неполное проведение инвентаризации в 2013 - 2014 годах имущества и финансовых обязательств, которое привело в 2015 году к предъявлению налоговым органом Обществу штрафа за неуплаченную сумму НДС, и выявлению Обществом факта осуществления предпринимательской деятельности с 2003 года сторонней организацией без платы за аренду помещений, эксплуатацию принадлежащего ОАО "НПО "Молния" оборудования и коммунальные услуги;
не были использованы возможности в увеличении выручки Общества от производственной деятельности по изготовлению и поставке ракет-мишеней на общую сумму 2 266,1 млн. рублей, а именно по участию в проводимых Минобороны России закупках и заключении государственных контрактов;
созданы риски предъявления неустойки в связи с нарушением сроков поставки 100 ракет-мишеней "Армавир-РМ".
Кроме того, внешними управляющими ненадлежащим образом исполнялись обязанности, предусмотренные пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":
1) в части реализации мероприятий, утвержденных планом внешнего управления, а именно:
продажа части имущественного комплекса в целях восстановления платежеспособности и снижения налоговой нагрузки не осуществлена;
неэффективное управление дебиторской задолженностью привело к ее увеличению (в 1,3 раза в 2014 году в сравнении с 2012 годом);
концентрация и оптимизация размещения подразделений ОАО "НПО "Молния" (персонала, технологического оборудования и имущества), Обществом не выполнены;
увеличение объемов выпуска наиболее рентабельных видов изделий и услуг не произошло, что подтверждается ежегодным снижением объема выручки от научно-производственной деятельности;
2) в части разумного и обоснованного осуществления расходов и непринятия мер по защите имущества должника, а именно Обществом:
понесены расходы, которые повлияли на увеличение убытков на общую сумму 9,9 млн. рублей, в том числе по причинам: невозвращения заказчиком уплаченных сумм обеспечения заявки на участие в конкурсе; оплаты по завышенной стоимости выполненных ООО "ТКС" подрядных работ по облицовке административного здания; уплаты административных штрафов; пропуска сроков исковой давности и списания на убыток дебиторской задолженности;
недополучены доходы на общую сумму 27,0 млн. рублей, в том числе по причинам: совершения экономически нецелесообразной операции по покупке беспроцентных банковских векселей у ЗАО АКБ "НОВИКОМБАНК"; не истребования из чужого незаконного владения производственных помещений; невключения в договор аренды условий о компенсации расходов на обслуживание инженерных сетей; недополучению доходов в связи с заключением договора аренды с ЗАО "Корпорация Тушино" с меньшим размером арендной платы по сравнению с размером, которым ЗАО "Корпорация Тушино" установило с субарендаторами;
не оформлены правоустанавливающие документы, подтверждающие права Общества на результаты интеллектуальной деятельности (техническую документацию по тематике многоразовых крылатых космических аппаратов и авиационно-космических систем ("Буран", "МАКС"), вследствие чего в бухгалтерском учете данные нематериальные активы не учтены, что создает риск их утраты в ходе реализации процедуры банкротства.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ОАО "НПО "Молния" предлагается следующее:
1. Принять меры по:
- оформлению правоустанавливающих документов, подтверждающих права Общества на результаты интеллектуальной деятельности в виде технической документации по тематике многоразовых крылатых космических аппаратов и авиационно-космических систем ("Буран" и "МАКС") и отражению в бухгалтерском учете;
- проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
- пересмотру условий действующего договора аренды, заключенного с ЗАО "Корпорация Тушино", в части размера установленной арендной платы и компенсации расходов на обслуживание инженерных сетей;
- рассмотрению вопроса о признании недействительной государственной регистрации права собственности ОАО "Тушинский машиностроительный завод" на производственные помещения, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Свободы, дом 35, стр. 29;
- эффективному управлению просроченной дебиторской задолженностью.
2. Рассмотреть вопрос по взысканию суммы, оплаченной ОАО "НПО "Молния" по завышенной стоимости выполненных ООО "ТКС" подрядных работ по облицовке административного здания.
3. Принять меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам, ответственным за принятие решений, которые привели к возникновению расходов, повлиявших на увеличение убытков, а также недополучению доходов.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 2 декабря 2015 г. N 55К (1066).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" внешнему управляющему ОАО "НПО "Молния" или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения представления в письменной форме в срок до 1 марта 2016 года с предоставлением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 17 декабря 2015 г. N ПР 08-258/08-02
Текст представления опубликован не был