Представление Счетной палаты РФ от 18 декабря 2015 г. N ПР 12-266/12-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников, направленных на реализацию программ развития и повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (г. Москва) (далее - Университет), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Кассовые расходы субсидии на государственную поддержку Университета в 2013 году составили 91 909,7 тыс. рублей (15,5%), в 2014 году - 806 129,6 тыс. рублей (55,6% от имеющихся в распоряжении средств господдержки), на 1 октября 2015 года - 370 461,0 тыс. руб. (26,4% от имеющихся в распоряжении средств господдержки). Данный факт свидетельствует о низком уровне реализации Университетом мероприятий Программы повышения конкурентоспособности Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (далее - Программа) либо об их ненадлежащем планировании.
Университетом наибольший объем средств субсидии направлялся на выплату заработной платы с начислениями научно-педагогических работников и административно-управленческого персонала и составил в 2013 году - 67,5% от кассового исполнения за год, в 2014 году - 76% от кассового исполнения за год.
По состоянию на 1 октября 2015 года остаток субсидии составляет 1 303 884,1 тыс. рублей.
2. Плановые показатели результативности Программы повышения конкурентоспособности в проверяемом периоде Университетом в целом достигнуты.
При этом следующие факты могут свидетельствовать о низком уровне планирования данных показателей:
2.1. В 2013 и 2014 годах Университет не выполнил 1 показатель из 7: Университет отсутствовал в общем рейтинге THE, несмотря на плановое значение показателя в 2013 году - 226-250, в 2014 году - 201-250 место. По остальным 6 показателям Университет превысил плановые значения показателей. При этом в 2012 году Университет занимал 226-250 место в общем списке рейтинга THE, несмотря на отсутствие финансового обеспечения в рамках государственной поддержки по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов.
2.2. Значения пяти показателей на 2014 год, установлены ниже значений, фактически достигнутых в 2013 году.
2.3. Основной показатель результативности Плана мероприятий Университета - "Средний балл ЕГЭ студентов вуза, принятых для обучения по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалистов" отсутствует в качестве показателя, влияющего на выполнение мероприятий, что не позволяет в полной мере оценить влияние данного показателя на основные результаты проведенных мероприятий Программы.
3. Ряд мероприятий, предусмотренных Программой, не реализовывались. Например, не начаты работы по проектированию и строительству двух научно-лабораторных корпусов (НЛК) для центров и лабораторий мирового уровня (центров превосходства), проектированию объектов кампуса мирового уровня с комфортной социокультурной средой, включающей спорткомплекс для студентов, аспирантов, молодых сотрудников, предусмотренные к реализации начиная с 2013 года.
4. В Университете отсутствуют разработанные и оформленные в соответствии с российским законодательством результаты интеллектуальной деятельности, полученные за годы реализации Программы с участием иностранных специалистов и студентов, вследствие чего не представляется возможным оценить вклад в науку, как иностранных студентов, так и зарубежных специалистов.
5. В ходе контрольного мероприятия установлены следующие нарушения Требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет, утвержденных приказом Федерального казначейства от 15 февраля 2012 г. N 72.
Так, в нарушение пункта 5.9.2. информация о государственном задании сформирована и представлена с нарушением сроков, то есть позднее 5 рабочий дней после утверждения государственного задания, а именно: государственное задание на 2013 год утверждено 14 февраля 2013 г., информация опубликована 29 апреля 2013 г., согласно информации, размещенной на официальном сайте, государственное задание на 2014 год утверждено 22 июля 2014 г., соответствующая информация о нем опубликована 25 августа 2014 г., государственное задание на 2015 год утверждено 15 декабря 2014 г., информация о нем опубликована 26 декабря 2014 года.
В нарушение пункта 5.9.7 на официальном сайте bus.gov.ru не размещены электронные копии отчетов об исполнении государственного задания на 2013, 2014 годы.
6. В нарушение абзацев 6, 8, 11, 12 пункта 6 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 86н, Университетом не обеспечена открытость и доступность электронных копий государственного задания в части выполнения работ, отчета о результатах деятельности государственного учреждения за 2014 год, сведений (документов) о проведенных в отношении Университета контрольных мероприятиях в 2015 году и их результатах, положения о филиалах, представительствах Университета размещены в отношении 18 из 21 филиала.
7. В нарушение требований пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в годовой бухгалтерской отчетности Университета за 2013 год в форме 0503730 "Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах" не содержится сведений о наличии остатков на забалансовом счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)": в сумме 3 241,9 тыс. рублей на 01.01.2013 г., 3 358,7 тыс. рублей - на 01.01.2014 г., что свидетельствует о том, что бухгалтерская отчетность за 2013 год составлена не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.
8. В нарушение пункта 302 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция 157н) в 2013 году расходы на приобретение неисключительных прав пользования программным обеспечением, клиентских лицензий не учитывались на счете 040150226 "Расходы будущих периодов", а были сразу списаны в состав расходов текущего финансового года (счет 040120000), что повлекло за собой искажение бюджетной отчетности по форме 0503730 "Баланс государственного (муниципального) учреждения" на 1 января 2014 года по разделу IV "Финансовый результат" по строке 625 "Расходы будущих периодов (040150000)" на сумму 9 548,6 тыс. рублей.
Приобретенные в 2013 году неисключительные права (лицензии) не были учтены на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" и не отражены в годовой отчетности за 2013 год по форме 0503730 "Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах" на начало и конец отчетного периода по строкам 010 "имущество, полученное в пользование, всего:" и 015 "движимое", что не соответствует положениям пункта 66 Инструкции 157н, и привело к искажению бухгалтерской отчетности в 2013 году на сумму 9 548,6 тыс. рублей по указанным строкам.
В 2013 году Университетом не велся учет неисключительных прав (лицензий) на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование", в результате неисключительные права, приобретенные в 2013 году, срок пользования которых не истек на начало 2014 года, поставлены на учет только в 2014 году.
9. В нарушение требований пункта 351 Инструкции N 157н на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" за 2013 год учитывались банковские гарантии, переданные Университетом в качестве обеспечения исполнения своих обязательств по заключаемым договорам, вместо полученных Университетом видов обеспечения исполнения обязательств (договоры поручительства, банковские гарантии).
10. В нарушение абзаца 5 пункта 2.1. Договора аренды от 30 мая 2012 г. N 9/501, заключенного между Университетом и ЗАО "Инжиниринговая компания "ЭНИКО МИФИ" (далее - "ЭНИКО МИФИ"), а также подпункта 1.11 пункта 1 распоряжения Минобрнауки России от 11 апреля 2012 г. N Р-88 "О согласовании совершения ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" сделки по передаче в аренду федерального недвижимого имущества", имущество, переданное по договору аренды общей площадью 10,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 31, строение 78, не застраховано арендатором.
Аналогичные нарушения установлены в отношении еще 18 договоров аренды, заключенных Университетом.
11. В нарушении пункта 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1.15 пункта 1 распоряжения Минобрнауки России N Р-88 "О согласовании совершения ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" сделки по передаче в аренду федерального недвижимого имущества" Университет не осуществил согласование с Минобрнауки России Дополнительного соглашения от 3 июня 2013 г. N 1 о возобновлении на неопределенный срок Договора аренды от 30 мая 2012 г. N 9/501, заключенного сроком на 11 месяцев.
Аналогичные нарушения установлены в отношении еще 20 договоров аренды, заключенных Университетом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 174.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенные с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона, ничтожна в той части, в какой она предусматривает распоряжение таким имуществом.
Таким образом, указанные договоры аренды недействительны.
12. При проведении контрольного мероприятия в МИФИ установлены следующие нарушения при исполнении условий договоров.
12.1. В нарушение пункта 7.3. Договора на оказание услуг от 26 февраля 2014 г. N 3 67-43 6к, заключенного между Университетом и частной компанией с ограниченной ответственностью "ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В." на сумму 19 588,0 тыс. рублей, Университетом при приемке работ не составлено мотивированное заключение о ненадлежащем выполнении исполнителем обязательств по Договору.
12.2. Между Университетом и автономной некоммерческой организацией "Агентство по аккредитации программ инженерного образования" заключены:
- договор от 5 декабря 2014 г. N 109-2014 на выполнение работ "По проведению независимой общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ НИЯУ МИФИ по направлениям подготовки 010900.62/68 "Прикладная математика и физика" и 011200.61/68 "Физика" на сумму 630,0 тыс. рублей;
- договор от 5 декабря 2014 г. N 230-2014 на выполнение работ "По проведению независимой общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ "МИФИ" по направлениям подготовки 230400.62/68 "Информационные системы и технологии" и 230100.61/68 "Информатика и вычислительная техника" на сумму 630,0 тыс. рублей;
- договор от 5 декабря 2014 г. N 220-2014 на выполнение работ "По проведению независимой общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ "МИФИ" по направлениям подготовки 220100.62 "Системный анализ и управление", 231000.62/68 "Программная инженерия" и 151900.68 "Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств" на сумму 885,0 тыс. рублей.
Анализ отчетов о выполнение работ по указанным Договорам показал, что в отчетах отсутствуют заключения о соответствии аккредитуемых программ критериям независимой общественно-профессиональной аккредитации, наличие которых предусмотрено Приложением N 2 к Договорам.
Вышеуказанные нарушения условий договоров свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении со стороны МИФИ контроля качества услуг, предусмотренного пунктами 8.1.4. Договоров N 109-2014, N 230-214, N 220-2014.
13. В нарушение пункта 8 статьи 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 года), а также части 1 статьи 103 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" Университет несвоевременно направлял в Минобрнауки России уведомления о создании хозяйственных обществ (нарушения составили от 1 дня до 5 лет).
14. В нарушение требований пункта 2.3.7 Соглашения от 27 августа 2013 г. N 02. А03.21.0005, заключенного между Минобрнауки России и Университетом, отобранным по результатам конкурса на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров на предоставление субсидии на государственную поддержку при публикации научных работ с использованием средств субсидии в рамках выполнения Плана мероприятий по реализации Программы повышения конкурентоспособности Университета не указаны ссылки на государственную поддержку при опубликовании ряда научных работ:
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Университету предлагается:
1) обеспечить открытость и доступность предоставления электронных копий государственного задания в части выполнения работ, отчета о результатах деятельности государственного учреждения за 2014 год, сведений (документов) о проведенных в отношении Университета контрольных мероприятиях в 2015 году и их результатах, а также положений о филиалах, представительствах Университета;
2) направить в Минобрнауки России уведомления о создании хозяйственных обществ;
3) принять меры по надлежащему оформлению договорных отношений, связанных с передачей в аренду недвижимого имущества, закрепленного за Университетом;
4) принять меры по корректировке плановых значений показателей результативности мероприятий Программы на 2016 год в соответствии с фактическими достигнутыми показателями результативности в 2015 году;
5) рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Университета, допустивших вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 4 декабря 2015 г. N 56K(1067).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ректору Университета или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения представления в течение 30 дней со дня его получения, по пунктам 3 и 4 представления в течение 120 дней со дня его получения.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 18 декабря 2015 г. N ПР 12-266/12-04
Текст представления опубликован не был