Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 декабря 2018 г. N 03-06-07-01/87905
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу роста цен на моторные топлива и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
По данным Международного энергетического агентства уровень потребительских цен в январе 2018 года на автомобильный бензин в других странах в переводе на рубли по курсу Центробанка России составил: Финляндия - 98,52 руб./л, Германия - 94,25 руб./л, Италия - 105,58 руб./л, Испания - 84,54 руб./л, Великобритания - 93,23 руб./л.
В большинстве развитых стран мира розничные цены на автомобильное топливо формируются в зависимости от мировой конъюнктуры на рынке нефти и нефтепродуктов.
Стоимость автомобильного бензина в Российской Федерации включает в себя налоговую составляющую (акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль), затраты на добычу и переработку, транспортировку, содержание автомобильных заправочных станций, а также маржу оптового и розничного рынка.
Федеральными законами от 03.08.2018 N 301-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и от 03.08.2018 N 305-ФЗ "О внесении изменений в статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" предусматривается завершение "налогового маневра" в нефтяной отрасли.
В целях недопущения резкого роста цен на моторные топлива на внутреннем рынке Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018 N 301-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налоговый кодекса Российской Федерации" предусмотрены условия предоставления мер адресной государственной поддержки нефтеперерабатывающим заводам, осуществляющим модернизацию производственных мощностей, в форме "отрицательного (возвратного) акциза".
В механизме "отрицательного (возвратного) акциза" также предусмотрена демпфирующая надбавка, позволяющая регулировать уровень налоговой нагрузки при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке с целью сглаживания колебаний цен на внутреннем рынке при резком изменении цены на нефть.
Таким образом, механизм "возвратного (отрицательного) акциза" фактически представляет собой субсидию нефтеперерабатывающим заводам в форме возврата из бюджета налога с повышающим коэффициентом, направленную на частичную компенсацию отрицательной разницы между ценами внутреннего рынка Российской Федерации и экспортными ценами.
Кроме того, Федеральный закон от 03.08.2018 N 305-ФЗ "О внесении изменений в статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" предоставляет Правительству Российской Федерации право устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты в размере 60 процентов от текущей ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую сроком на 6 месяцев в случае роста цены на нефть более чем на 15 процентов в течение трех месяцев, что также позволит не допустить стремительного роста цен на моторное топливо.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.