Представление Счетной палаты РФ от 25 декабря 2015 г. N ПР 09-277/09-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка состояния и использования в 2014 году и истекшем периоде 2015 года земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда Московской области и исполнения решений Коллегии Счетной палаты Российской Федерации по результатам контрольного мероприятия "Проверка эффективности использования и законности распоряжения землями сельскохозяйственного назначения и землями лесного фонда на территории Московской области" (совместно с Контрольно-счетной палатой Московской области)" в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, Правительстве Московской области, Комитете лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет), администрации Одинцовского муниципального района Московской области, государственном автономном учреждении Московской области "Центральное лесохозяйственное объединение" (далее - ГАУ МО "Центрлесхоз"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В проверяемый период финансовое обеспечение переданных полномочий в области лесных отношений осуществлялось за счет субвенций из федерального бюджета в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы (далее - госпрограмма "Развитие лесного хозяйства") (в 2014 году - 1 659 141,9 тыс. рублей, в 2015 году - 1 555 589,2 тыс. рублей).
Госпрограммой "Развитие лесного хозяйства" в целях эффективной реализации программно-целевого метода на всех уровнях лесоуправления субъектам Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, рекомендовано принять и обеспечить реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию лесного хозяйства до 2020 года, включающих показатели (индикаторы) госпрограммы Российской Федерации.
Вместе с тем государственная программа Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья", утвержденная постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. N 652/34, не содержит в полном объеме показатели (индикаторы), установленные субъектам Российской Федерации госпрограммой Российской Федерации. Так, из 14 показателей (индикаторов), установленных госпрограммой "Развитие лесного хозяйства" на 2014 год, учтено 11 показателей (индикаторов), не выполнено 7 показателей (индикаторов), или 50%. В частности, значение показателя "доля заготовки древесины выборочными рубками в общем объеме заготовки древесины" составило 1,7% при плане 26,8%, значение показателя "отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок" составило 62,8% при плане 98%.
2. В проверяемый период отмечается низкий процент освоения средств субвенций из федерального бюджета, направленных на исполнение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Не использованный в 2014 году остаток бюджетных средств составил 350 694,2 тыс. рублей, или 20% от объема финансирования. По состоянию на 1 октября 2015 года освоено только 831 215,0 тыс. рублей, или 53,5% от объема, предусмотренного на год.
Так, например, на мероприятия по защите лесов в 2014 году израсходовано 80,6% от годового объема субвенций, за 9 месяцев 2015 года - 12,2%, в том числе на санитарно-оздоровительные мероприятия в 2014 году - 81,4%, за 9 месяцев 2015 года 12,2%.
На мероприятия по воспроизводству и лесоразведению в 2014 году израсходовано 61,5% от годового объема субвенций, за 9 месяцев 2015 года - 75%, в том числе по лесовосстановлению в 2014 году - 59,7%, за 9 месяцев 2015 года - 91,1%.
3. Исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений осуществлялось Правительством Московской области неэффективно.
Не обеспечено выполнение в полном объеме целевых прогнозных показателей по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Рослесхоза от 16 апреля 2012 г. N 141. В 2014 году Московской областью не выполнены 4 из 11 целевых прогнозных показателей.
3.1. Правительством Московской области не обеспечено выполнение одной из основных задач госпрограммы "Развитие лесного хозяйства" - обеспечение баланса выбытия лесов и восстановления.
Согласно Основным положениям по лесовосстановлению и лесоразведению в лесном фонде Российской Федерации, утвержденным приказом Рослесхоза от 27 декабря 1993 г. N 344, состояние и эффективность лесовосстановления характеризует коэффициент лесовосстановления, равный отношению площади лесовосстановления к общей площади сплошных вырубок.
Площади лесовосстановления на землях лесного фонда Московской области значительно ниже площадей сплошных рубок на землях лесного фонда. В 2013 году площадь сплошных рубок составляла 10,5 тыс. га, или в 1,8 раза больше площади лесовосстановления, в 2014 году - 11,0 тыс. га, или в 1,6 раза больше.
В течение всего проверяемого периода плановые показатели по объему лесовосстановления, предусмотренные бюджетными проектировками, не выполнялись. В 2013 году они выполнены на 89,1%, в 2014 году - на 99%, на 1 октября 2015 года - на 88,8%.
Показатель, характеризующий отношение количества ввода молодняков в категорию "хозяйственно-ценные насаждения" лесных культур в Московской области к общей площади сплошных рубок, в проверяемый период снижался. Так, в 2013 году этот показатель составлял 31,4% (3,3 тыс. га/10,5 тыс. га), в 2014 году - 23,6% (2,6 тыс. га/11,0 тыс. га), что свидетельствует о тенденции снижения качества лесовосстановительных работ,
3.2. В Московской области не обеспечено достижение положительной динамики по критериям, характеризующим организацию и обеспечение охраны лесов от лесных пожаров. Ущерб государству, нанесенный лесными пожарами, увеличивается: в 2014 году он составил 5 933,0 тыс. рублей, за 9 месяцев 2015 года - 16 689,9 тыс. рублей.
3.3. Процент возмещения ущерба от нарушений лесного законодательства в проверяемый период крайне низок: в 2014 году он составил 1,8% от суммы нанесенного ущерба, на 1 октября 2015 года - 2,7%.
3.4. Недоимка по поступлению платы за использование лесов в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 2014 года по Московской области составила 142 826,3 тыс. рублей, на 1 января 2015 года - 220 738,0 тыс. рублей, то есть увеличилась на 77 911,7 тыс. рублей, или на 54,5%. За 9 месяцев 2015 года недоимка увеличилась на 90 915,9 тыс. рублей, или на 41,2%, и составила 311 653,9 тыс. рублей.
4. Согласно положениям части 3 статьи 85 и части 1 статьи 86 Лесного кодекса Российской Федерации лесной план субъекта Российской Федерации является основным документом лесного планирования, определяющим цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.
Лесной план Московской области не содержит актуализированной информации о характеристике и состоянии лесов Московской области.
Лесной план Московской области утвержден приказом Рослесхоза от 24 января 2011 г. N 7, что противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, определяющим, что полномочия по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федераций переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и части 3 статьи 86 Лесного кодекса Российской Федерации, определяющим, что лесной план утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
5. Комитетом не обеспечено эффективное использование резервов лесного фонда (зон планируемого освоения лесов, где законодательно разрешены виды пользования) для осуществления лесопользования, предусмотренных Лесным планом Московской области. Фактическая площадь использования лесов по договорам аренды составляет от 1% до 3% от резервной (в зависимости от видов лесопользования).
Так, для осуществления различных видов лесопользования переданы в аренду лесные участки суммарной площадью 70,9 тыс. га, что составляет всего 3,6% от площади земель лесного фонда. Для осуществления рекреационной деятельности переданы в аренду лесные участки на площади 4,5 тыс. га, или 0,3% от резервной.
6. В ходе проверки выполнения ФГБУ "Рослесинфорг" работ по подготовке документов для постановки участков на кадастровый учет по Московской области были выявлены земельные участки из состава земель лесного фонда, внесенные в государственный кадастр недвижимости с иной категорией земель, на площади 0,04 млн. га (или 2,8% территории, на которой велись указанные работы), что влечет риск утраты земель лесного фонда.
7. При формировании и исполнении государственных заданий ГАУ МО "Центрлесхоз" допущены следующие нарушения и недостатки:
Комитетом утверждено государственное задание ГАУ МО "Центрлесхоз" на 2014 год, содержащее виды деятельности, не предусмотренные уставом ГАУ МО "Центрлесхоз";
в соответствии с отчетом об исполнении государственного задания на выполнение государственных работ ГАУ МО "Центрлесхоз" за 2014 год государственные работы выполнены не в полном объеме;
ГАУ МО "Центрлесхоз" в январе 2015 года оплачены за счет остатка средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2014 году в сумме 8 304,0 тыс. рублей работы по сплошным санитарным рубкам, выполненные подрядной организацией (ООО "ГАЗНЭНЕРГОГРУПП) по договору от 14 сентября 2014 г. N 04/14-001П.
8. Анализ финансовой и бухгалтерской отчетности ГАУ МО "Центрлесхоз", выполняющего в рамках государственного задания мероприятия по исполнению полномочий Российской Федерации, свидетельствует о наличии финансовых трудностей, дестабилизирующих финансово-хозяйственную деятельность государственного автономного учреждения.
Так, по состоянию на 1 ноября 2015 года кредиторская задолженность по субсидии на выполнение государственного задания составила 61 652,5 тыс. рублей, обязательства по договорам купли продажи лесных насаждений - 68 258,0 тыс. рублей, неоплаченная задолженность, подтвержденная решениями судебных инстанций Московской области по искам организаций, - 47 807,1 тыс. рублей.
При этом на 1 октября 2015 года расходы по внебюджетной деятельности ГАУ МО "Центрлесхоз" превышают доходы на 13 363,5 тыс. рублей, кредиторская задолженность составляет 358,5 тыс. рублей и превышает дебиторскую задолженность в 2,3 раза.
ГАУ МО "Центрлесхоз" в 2015 году за счет субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, внесло в федеральный бюджет плату за использование лесов по договорам купли-продажи лесных насаждений, которая должна осуществляться за счет средств от приносящей доход деятельности, и лизинговые платежи по аренде оборудования и техники, закупленной и содержащейся за счет областного бюджета, на общую сумму 45 621,2 тыс. рублей. По состоянию на 13 ноября 2015 года субсидии, предусмотренные на выполнение государственного задания, не возвращены, что свидетельствует о фактах нецелевого использования средств субсидии.
9. Рослесхозом предоставлены субсидии Правительству Московской области в рамках Соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования от 11 сентября 2014 г. N ВЛ-21/138согл без соблюдения условий предоставления, предусмотренных подпунктом "г" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий на приобретение лесопожарной техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. N 345.
В нарушение пункта 3.2.4 соглашения от 11 сентября 2014 г. N ВЛ-21/138согл Правительством Московской области не обеспечено достижение значений показателей результативности использования субсидий на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования.
10. Оборудование, приобретенное Рослесхозом в рамках Соглашения о займе Международного банка реконструкции и развития от 8 июля 2013 г. N 8197-RU в целях реализации проекта "Формирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России" и переданное Правительству Московской области, в проверяемый период не использовалось и находилось на складах.
11. В ходе проверки установлены случаи нарушения Правительством Московской области и органами местного самоуправления Одинцовского муниципального района сроков предоставления земельных участков, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 22 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации":
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 101-ФЗ следует читать как "24 июля 2002 г."
при принятии решений о предоставлении земельных участков исполнительными органами государственной власти Московской области органами местного самоуправления Одинцовского района выявлены (выборочным методом) отдельные случаи нарушения сроков предоставления земельных участков сельскохозяйственного использования, установленных статьями 22 и 34, частью 6 статьи 36 (в редакции до 1 марта 2015 года), статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент предоставления земельных участков);
при принятии исполнительными органами государственной власти Московской области решений о включении земельных участков сельхозназначения в границы населенных пунктов выявлены (выборочным методом) случаи нарушения сроков, установленных статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
при принятии решений исполнительными органами государственной власти Московской области о переводе из одной категории в другую земельных участков в отношении земель сельхозназначения выявлены (выборочным методом) случаи нарушения сроков, установленных статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
12. В соответствии с пунктом 12.1 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 21 октября 2011 г. N 1233/43, Минсельхозпродом Московской области осуществляется подготовка предложений Правительству Московской области по формированию перечня особо ценных продуктивных сельхозугодий, использование которых для других целей не допускается.
Однако до настоящего времени предложения по формированию перечня особо ценных продуктивных сельхозугодий Минсельхозпродом Московской области не подготовлены, указанный перечень Правительством Московской области не утвержден, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Минсельхозпродом Московской области и Правительством Московской области государственных полномочий в части формирования перечня особо ценных продуктивных сельхозугодий, использование которых для других целей не допускается.
13. Минсельхозпродом Московской области в проверяемый период ненадлежащим образом исполнялись полномочия по контролю за состоянием плодородия земель сельхозназначения на территории Московской области.
В ходе проверки установлено, что Минсельхозпродом Московской области не разрабатывались планы основных мероприятий по восстановлению и повышению плодородия земельных участков из земель сельхозназначения, разработка которых предусмотрена при оформлении паспорта плодородия (пункт 3.4.4 Административного регламента Минсельхозпрода Московской области по исполнению государственной функции по порядку ведения паспорта плодородия земельного участка, утвержденного распоряжением Минсельхозпрода Московской области от 24 сентября 2010 г. N 71).
Обязанность получить паспорт плодородия земельного участка, а также выполнить мероприятия по восстановлению и повышению почвенного плодородия земель сельхозназначения (пункты 5.1, 5.2 статьи 7 Закона Московской области от 2 декабря 2006 г. N 212/2006-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Московской области") возложена на собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.
Минсельхозпродом Московской области паспорта плодородия на земельные участки не оформлялись и не выдавались.
14. В проверяемый период также, как и в предыдущий проверенный период, не были актуализированы данные фонда перераспределения земель (создаваемого в соответствии со статьей 80 Земельного кодекса Российской Федерации), находящихся в собственности Московской области и Одинцовского муниципального района; постановление Правительства Московской области от 19 ноября 2001 г. N 371/43 "О фонде перераспределения земель Московской области" не реализовано.
15. Фактическое выполнение отдельных целевых показателей госпрограммы "Сельское хозяйство Подмосковья" ниже, чем их значение по отчету, направленному в Минсельхоз России. Так, фактическое значение показателя "уровень интенсивности использования посевных площадей в Московской области (тонн/га)" за 2014 год составило 1,815 тонн/га, по отчету - 1,980 тонн/га. При этом при увеличении бюджетных ассигнований на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства с 141 187,0 тыс. рублей до 277 060,0 тыс. рублей на 2014 год указанный показатель был снижен с 1,96 тонн/га до 1,937 тонн/га.
Проверкой документов, прилагаемых к расчетам размера субсидий, установлено, что в 2014 году в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами оформлено 104,68 га земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, тогда как, по данным отчета (форма ГП-57р) за 2014 год, представленного Минсельхозпродом Московской области в Минсельхоз России, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в указанном году оформлено в собственность земельных участков общей площадью 0,135 тыс. га.
16. Частью 3 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. N 107/2014-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют государственные полномочия (в том числе: по принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования; по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; по переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов) при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области. Указанный порядок Правительством Московской области не определен.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Московской области предлагается принять следующие меры:
1. Привести целевые показатели (индикаторы) подпрограммы "Развитие лесного хозяйства в Московской области" государственной программы Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" в соответствие с госпрограммой "Развитие лесного хозяйства".
2. Утвердить Лесной план Московской области.
3. Обеспечить проведение анализа финансового состояния и эффективности использования основных средств государственного автономного учреждения Московской области "Центрлесхоз" и принять необходимые меры по его финансовому оздоровлению.
4. Рассмотреть вопрос о корректировке механизма восстановления и повышения почвенного плодородия земель собственниками, землевладельцами, землепользователями и (или) арендаторами.
5. В целях усиления государственного контроля за использованием земель на территории Московской области обеспечить актуализацию данных о количестве земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в фонде перераспределения земель Московской области,
6. Поручить Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области разработать и представить на утверждение в Правительство Московской области нормативный правовой акт, определяющий перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается.
7. Установить порядок предоставления согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области на реализацию полномочий, предусмотренных частью 1 и 2 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. N 107/2014-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области".
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 декабря 2015 г. N 61К (1072).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Губернатору Московской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению настоящего представления в письменной форме до 1 июня 2016 года.
В рамках контроля исполнения представления прошу ежемесячно (в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным) информировать Счетную палату Российской Федерации о степени устранения выявленных нарушений и недостатков.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 25 декабря 2015 г. N ПР 09-277/09-05
Текст представления опубликован не был