Представление Счетной палаты РФ от 25 декабря 2015 г. N ПР 09-278/09-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка состояния и использования в 2014 году и истекшем периоде 2015 года земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда Московской области и исполнения решений Коллегии Счетной палаты Российской Федерации по результатам контрольного мероприятия "Проверка эффективности использования и законности распоряжения землями сельскохозяйственного назначения и землями лесного фонда на территории Московской области" (совместно с Контрольно-счетной палатой Московской области)" в Комитете лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) и государственном автономном учреждении Московской области "Центральное лесохозяйственное объединение" (далее - ГАУ МО "Центрлесхоз"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В проверяемый период финансовое обеспечение Комитета осуществлялось из федерального бюджета в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 318 (далее - госпрограмма "Развитие лесного хозяйства"), за счет субвенций на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений (в 2014 году - 1 659 141,9 тыс. рублей, в 2015 году - 1 555 589,2 тыс. рублей) и за счет субсидии на приобретение специализированной лесопожарной техники (в 2014 году - 19 964,3 тыс. рублей).
В проверяемый период отмечается низкий процент освоения средств субвенций из федерального бюджета, направленных на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений.
Не использованный в 2014 году остаток бюджетных средств составил 350 694,2 тыс. рублей, или 20% от объема финансирования. По состоянию на 1 октября 2015 года освоено только 831 215,0 тыс. рублей, или 53,5% от объема, определенного на год.
Средства федерального бюджета, предусмотренные на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использованы в 2014 году на 78,9%, на 1 октября 2015 года - 53,5%, в частности:
- на мероприятия по защите лесов в 2014 году израсходовано 80,6% от годового объема, за 9 месяцев 2015 года - 12,2%, в том числе на санитарно-оздоровительные мероприятия в 2014 году - 81,4%, за 9 месяцев 2015 года - 12,2%;
- средства федерального бюджета, выделенные на проведение лесоустройства в 2014 году в размере 85 715,0 тыс. рублей, не использованы и возвращены в федеральный бюджет. По состоянию на 1 октября 2015 года средства в размере 87 096,0 тыс. рублей, повторно предоставленные на те же цели, также не использованы;
- на мероприятия по воспроизводству и лесоразведению в 2014 году израсходовано 61,5% от годового объема, за 9 месяцев 2015 года - 75%, в том числе по лесовосстановлению в 2014 году - 59,7%, за 9 месяцев 2015 года - 91,1%.
2. Из 14 показателей (индикаторов), установленных госпрограммой "Развитие лесного хозяйства", Московской областью в 2014 году не выполнено 7 показателей (индикаторов), или 50%. В частности, значение показателя "доля заготовки древесины выборочными рубками в общем объеме заготовки древесины" составило 1,7% при плане 26,8%, значение показателя "отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок" составило 62,8% при плане 98%.
3. Исполнение переданных Российской Федерацией отдельных полномочий в области лесных отношений Комитетом осуществлялось неэффективно.
В 2014 году и истекший период 2015 года Комитетом, являющимся администратором доходов федерального бюджета, не обеспечено эффективное исполнение полномочий по их администрированию, предусмотренное пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Недоимка по поступлению платы за использование лесов в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 2014 года по Московской области составила 142 826,3 тыс. рублей, на 1 января 2015 года - 220 738,0 тыс. рублей, то есть увеличилась на 77 911,7 тыс. рублей, или на 54,5%. За 9 месяцев 2015 года недоимка увеличилась на 90 915,9 тыс. рублей, или на 41,2%, и составила 311 653,9 тыс. рублей.
Согласно Основным положениям по лесовосстановлению и лесоразведению в лесном фонде Российской Федерации, утвержденным приказом Рослесхоза от 27 декабря 1993 г. N 344, состояние и эффективность лесовосстановления характеризует коэффициент лесовосстановления, равный отношению площади лесовосстановления к общей площади сплошных вырубок.
Одной из основных задач государственной программы "Развитие лесного хозяйства" является обеспечение баланса выбытия и восстановления.
Однако данный принцип Московской областью не соблюдается, площади лесовосстановления на землях лесного фонда Московской области значительно ниже площадей сплошных рубок на землях лесного фонда. В 2013 году площадь сплошных рубок составляла 10,5 тыс. га, или в 1,8 раза больше площади лесовосстановления, в 2014 году - 11,0 тыс. га, или в 1,6 раза больше.
Показатель, характеризующий отношение количества ввода молодняков в категорию "хозяйственно-ценные насаждения" лесных культур в Московской области к общей площади сплошных рубок, в проверяемый период снижался. Так, в 2013 году этот показатель составлял 31,4% (3,3 тыс. га/10,5 тыс. га), в 2014 году - 23,6% (2,6 тыс. га/11,0 тыс. га), что свидетельствует о тенденции снижения качества лесовосстановительных работ.
Кроме того, не обеспечено достижение положительной динамики по критериям, характеризующим организацию и обеспечение охраны лесов от лесных пожаров. Ущерб государству, нанесенный лесными пожарами, увеличивается. В 2014 году он составил 5 933,0 тыс. рублей, за 9 месяцев 2015 года - 16 689,9 тыс. рублей.
Процент возмещения ущерба от нарушений лесного законодательства в проверяемый период крайне низок: в 2014 году он составил 1,8% от суммы нанесенного ущерба, на 1 октября 2015 года - 2,7%.
4. Согласно положениям части 3 статьи 85 и части 1 статьи 86 Лесного кодекса Российской Федерации лесной план субъекта Российской Федерации является основным документом лесного планирования, определяющим цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.
Однако Лесной план Московской области не содержит актуализированной информации о характеристике и состоянии лесов Московской области, так как изменения в него не вносились.
Лесной план Московской области утвержден приказом Рослесхоза от 24 января 2011 г. N 7, что противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, определяющим, что полномочия по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федераций переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и части 3 статьи 86 Лесного кодекса Российской Федерации, определяющим, что лесной план утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
5. Комитетом не обеспечено эффективное использование резервов лесного фонда (зон планируемого освоения лесов, где законодательно разрешены виды пользования) для осуществления лесопользования, предусмотренных Лесным планом Московской области. Фактическая площадь использования лесов по договорам аренды составляет от 1% до 3% от резервной (в зависимости от видов лесопользования).
Так, для осуществления различных видов лесопользования переданы в аренду лесные участки суммарной площадью 70,9 тыс. га, что составляет всего 3,6% от площади земель лесного фонда. Для осуществления рекреационной деятельности в аренду переданы лесные участки на площади всего 4,5 тыс. га, или 0,3% от резервной.
6. В ходе проверки выполнения ФГУП "Рослесинфорг" работ по подготовке документов для постановки участков на кадастровый учет по Московской области были выявлены земельные участки из состава земель лесного фонда, внесенные в государственный кадастр недвижимости с иной категорией земель, на территории в объеме 0,04 млн. га (2,8% территории, на которой велись указанные работы), что влечет риск утраты земель лесного фонда.
7. По состоянию на 1 октября 2015 года Комитетом предоставлены субсидии на выполнение государственного задания ГАУ МО "Центрлесхоз" в размере 831 215,0 тыс. рублей, или 53,5%, что противоречит подпункту "в" пункта 26 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", в соответствии с которым субсидии бюджетным учреждениям подлежат перечислению в течение 9 месяцев 2015 года в размере не менее 75%.
8. В нарушение положений статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и пункта 2.1 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2010 г. N 981/52, в государственное задание ГАУ МО "Центрлесхоз" на 2014 и 2015 годы включены виды деятельности, не предусмотренные его уставом.
9. В ходе выборочной проверки установлены факты использования ГАУ МО "Центрлесхоз" специализированной лесопожарной техники, полученной в рамках Соглашения между Рослесхозом и Правительством Московской области о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования от 11 сентября 2014 г. N ВЛ-21/138согл, не по назначению.
10. В соответствии с частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации проведение охраны, защиты, воспроизводства лесов должны осуществлять специализированные организации.
Вместе с тем мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществлялись подрядными организациями на основании договоров, заключенных с ГАУ МО "Центрлесхоз". Так, в 2014 году подрядными организациями выполнены мероприятия на сумму 308 873,1 тыс. рублей, или 33,0% от расходов, предусмотренных на выполнение государственного задания, в 2015 году - на общую сумму 1 137 197,2 тыс. рублей, или 84,4%.
11. Анализ финансовой и бухгалтерской отчетности ГАУ МО "Центрлесхоз", выполняющего в рамках государственного задания мероприятия по исполнению полномочий Российской Федерации, свидетельствует о наличии финансовых трудностей, дестабилизирующих финансово-хозяйственную деятельность государственного автономного учреждения.
Так, по состоянию на 1 ноября 2015 года кредиторская задолженность по субсидии на выполнение государственного задания составила 61 652,5 тыс. рублей, неоплаченные обязательства по договорам купли-продажи лесных насаждений - 68 258,0 тыс. рублей, неоплаченная задолженность, подтвержденная решениями судебных инстанций Московской области по искам организаций, - 47 807,1 тыс. рублей.
При этом на 1 октября 2015 года расходы по внебюджетной деятельности ГАУ МО "Центрлесхоз" превышают доходы на 13 363,5 тыс. рублей, кредиторская задолженность составляет 358,5 тыс. рублей и превышает дебиторскую задолженность в 2,3 раза.
ГАУ МО "Центрлесхоз" в 2015 году за счет средств субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение государственного задания, оплатило задолженность по договорам купли-продажи лесных насаждений; лизинговые платежи по аренде оборудования и техники, закупленной за счет областного бюджета; заработную плату сотрудникам ГАУ МО "Центрлесхоз" на общую сумму 45 621,2 тыс. рублей, что свидетельствует о нецелевом использовании средств субсидии.
12. Подпунктом "г" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. N 345, в качестве условия предоставления субсидии предусмотрены обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональными (муниципальными) программами, иными правовыми актами субъекта Российской Федерации, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Рослесхозом и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии.
Подпрограммой "Развитие лесного хозяйства в Московской области" и иными правовыми актами Московской области не определены показатели, установленные Соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования от 11 сентября 2014 г. N ВЛ-21/138согл.
13. В нарушение статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по состоянию на 1 октября 2015 года не прошли обязательную государственную регистрацию 274 договора аренды лесных участков, или 14,8% от общего количества заключенных договоров.
14. Комитетом на основании решений Арбитражного суда Московской области переоформлены 26 договоров аренды на осуществление рекреационной деятельности с имеющейся задолженностью по арендным платежам 65 146,0 тыс. рублей. До настоящего времени указанная задолженность не погашена на сумму 46 470,7 тыс. рублей, или 73,3%.
15. Оборудование, приобретенное Рослесхозом в рамках Соглашения о займе Международного банка реконструкции и развития от 8 июля 2013 г. N 8197-RU в целях реализации проекта "Формирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России" (далее - Соглашение МБРР от 8 июля 2013 г. N 8197-RU) и переданное Правительству Московской области, в проверяемый период не использовалось и находилось на складах.
16. Потребность филиалов ГАУ МО "Центрлесхоз" в закупаемых запасных частях на сумму 106 404,6 тыс. рублей документально не подтверждена. В соответствии со служебными записками директоров филиалов ГАУ МО "Центрлесхоз" на баланс ГАУ МО "Центрлесхоз" были поставлены и впоследствии списаны автотракторные запасные части и материалы, которые в филиалы не поступали, в связи с чем требования-накладные директорами филиалов не подписывались или подписывались по требованию руководителей транспортного отдела.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" предлагается принять следующие меры:
1. Провести оценку потребности в оборудовании, полученном от Федерального агентства лесного хозяйства в рамках Соглашения о займе Международного банка реконструкции и развития от 8 июля 2013 г. N 8197-RU в целях реализации проекта "Формирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России", и рассмотреть вопрос о целесообразности его использования.
2. Разработать Лесной план Московской области, обеспечив его согласование с Рослесхозом, и направить на утверждение в Правительство Московской области.
3. Проинформировать о движении средств субсидии, предусмотренных ГАУ МО "Центрлесхоз" на выполнение государственного задания, в сумме 45 621,2 тыс. рублей с кода финансового обеспечения "2" (приносящая доход деятельность) на код финансового обеспечения "4" (субсидия на выполнение государственного задания).
4. При планировании лесохозяйственных работ на 2016 год обеспечить сбалансированность объемов лесовосстановления и площадей сплошных рубок на землях лесного фонда.
5. Обеспечить государственную регистрацию договоров аренды лесных участков.
6. Провести служебные расследования и привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации, выявленные в ходе контрольного мероприятия.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 декабря 2015 г. N 61К (1072).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" председателю Комитета лесного хозяйства Московской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению настоящего представления в письменной форме до 1 июня 2016 года.
В рамках контроля исполнения представления прошу ежемесячно (в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным) информировать Счетную палату Российской Федерации о степени устранения выявленных нарушений и недостатков.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 25 декабря 2015 г. N ПР 09-278/09-05
Текст представления опубликован не был