Представление Счетной палаты РФ от 25 декабря 2015 г. N ПР 12-272/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективного и целевого использования государственных средств, направляемых на реализацию обязательств государства по лекарственному обеспечению граждан и оказания им медицинской помощи, а также осуществление федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств, мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" за органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья закреплены полномочия, касающиеся обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
Лекарственное обеспечение для больных, имеющих жизнеугрожающие и хронические прогрессирующие редкие (орфанные) заболевания, осуществляется в рамках нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Однако в Калининградской области нормативные правовые акты, регулирующие перечень или порядок организации лекарственного обеспечения больных, имеющих жизнеугрожающие и хронические прогрессирующие редкие (орфанные) заболевания, отсутствуют, что влияет на доступность лекарственного обеспечения для указанной категории граждан.
При проверке обеспечения граждан, включенных в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, установлено, что в Калининградской области число граждан данной группы, получающих терапию, в 2013 году составляло 10,2%, в 2014 году - 23,9%, за истекший период 2015 года - 29,2% от включенных в региональный сегмент Федерального регистра.
2. Из 397 позиций лекарственных препаратов, указанных в перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, утвержденных территориальной программой государственных гарантий (далее - ПГГ) Калининградской области на 2014 год лишь 223 лекарственных препарата (56,2%) входили в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - перечень ЖНВЛП). Данный объем лекарственных препаратов составлял всего 39,9% от перечня ЖНВЛП. Аналогичная ситуация повторяется и в 2015 году - из 360 препаратов, включенных в региональный перечень, лишь 222 из перечня ЖНВЛП (61,7%).
Данная ситуация влечет риски необеспечения льготных категорий граждан при оказании им медицинской помощи лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи.
3. Несмотря на наличие в территориальной ПГГ Перечня групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, финансирование лекарственного обеспечения данных групп населения в 2013 - 2014 годах и за истекший период 2015 года не осуществлялось. Средства бюджета Калининградской области на эти цели не выделялись, что свидетельствует о невыполнении Калининградской областью своих полномочий в сфере лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан (пункт 7 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
4. В Калининградской области наблюдается ежегодное неполное использование межбюджетных трансфертов, предоставляемых на цели, связанные с лекарственным обеспечением граждан. Так, использование иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов В и С, в 2013 году составило 37,67%, в 2014 году - 82,4%.
5. Выборочный анализ государственных контрактов по закупке Министерством здравоохранения Калининградской области лекарственных препаратов для льготных категорий граждан показал, что в нарушение части 10 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в 2014 - 2015 годах заключались государственные контракты на поставку лекарственных препаратов по ценам, превышающим их зарегистрированную предельную отпускную цену производителя, при этом в процессе осуществления закупки отстранение участника закупки от участия в определении поставщика либо отказ от заключения с победителем контракта при наличии факта превышения цены на лекарственные препараты министерством не осуществлялись.
Общая сумма превышения по государственным контрактам на поставку антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов для больных туберкулезом в 2014 году в Калининградской области составила 1316 тыс. рублей, по государственным контрактам на поставку антивирусных лекарственных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С в 2015 году - 2 355 тыс. рублей.
На заключение государственных контрактов по цене, превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену производителя, также влияет порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, которая изначально формировалась с учетом региональных надбавок, что в результате привело к заключению контрактов по завышенной цене.
6. Калининградская область не ведет учет выписанных лекарственных препаратов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, с разбивкой по категориям, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
7. Актуализация региональных баз данных с программным продуктом Пенсионного фонда Российской Федерации, в рамках которого ведется Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, Калининградской областью не осуществляется, что создает риски избыточного финансирования или недофинансирования из-за несоответствия численности граждан, включенных в указанный регистр.
8. При проведении контрольного мероприятия Счетной палаты в Калининградской области установлено, что назначение наркотических средств и психотропных веществ для пациентов с выраженным болевым синдромом осуществляется врачебными комиссиями, в то время как приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" определена упрощенная процедура назначения и выписывания наркотических средств и психотропных веществ, дающая право врачам назначать и выписывать рецепты непосредственно в день обращения пациента.
9. Доля аптечных и медицинских организаций, принимающих участие в мониторинге ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, не соответствует требованиям пункта 5 Положения об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 27 мая 2009 г. N 277н (должно составлять не менее 50% от их числа, расположенных в субъекте Российской Федерации аптечных организаций). В ходе проверок установлено, что в Калининградской области в мониторинге принимают участие 108 организаций или 18,7% от общего числа аптечных организаций и аптечных пунктов.
10. Анализ достижения нормативов объема медицинской помощи и критериев доступности и качества медицинской помощи, установленных в территориальной ПГГ Калининградской области, свидетельствует о несбалансированности объемов медицинской помощи, в том числе в части потребности населения в скорой медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, что повлияло на доступность медицинской помощи, уровень которой в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизился.
Не достигнуты плановые показатели снижения смертности населения, младенческой смертности, обеспеченности населения врачами, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях сельскому населению.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" считаем необходимым принять следующие меры:
1. При разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи рассмотреть вопрос о формировании перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
2. Утвердить нормативные правовые акты, регламентирующие:
лекарственное обеспечение лиц, больных заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности;
проведение мониторинга учета выписанных лекарственных препаратов для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, с разбивкой по категориям в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ.
3. Обеспечить подготовку соглашения о проведении совместных мероприятий по обмену информацией, содержащейся в региональных базах данных Калининградской области с Федеральным регистром лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, ведение которого осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, а также проведение сверки информации на основании заключенного соглашения (в соответствии с требованиями пунктов 3-5 Порядка ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16 ноября 2004 N 195).
4. Принять меры по:
проведению анализа причин низкого исполнения межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Калининградской области на лекарственное обеспечение граждан;
недопущению нарушения части 10 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении государственных контрактов на закупку лекарственных препаратов;
взаимодействию с территориальным управлением Росздравнадзора по Калининградской области в целях исполнения Положения об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 27 мая 2009 г. N 277н, в части количества аптечных организаций края, участвующих в мониторинге;
введению упрощенной процедуры получения пациентами наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с положениями приказа Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения";
установлению причин несбалансированности медицинской помощи и недостижения плановых значений критериев доступности и качества оказания медицинской помощи с последующей разработкой плана мероприятий по повышению доступности и качества медицинской помощи для населения края.
4. Принять меры дисциплинарного воздействия к лицам, допустившим выявленные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 декабря 2015 года N 60К(1071).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру здравоохранения Калининградской области или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатах выполнения представления в письменной форме в течение 30 дней со дня его получения с предоставлением копий, подтверждающих документов.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 25 декабря 2015 г. N ПР 12-272/12-03
Текст представления опубликован не был