Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439
"Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации"
27 декабря 2019 г., 8 февраля 2022 г., 8 апреля 2023 г., 13 июля 2024 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации.
2. Кураторам налоговых расходов, определенным в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, обеспечить утверждение методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации до 1 октября 2019 г., а также ежегодное утверждение (изменение) методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации по новым налоговым расходам Российской Федерации до 1 октября текущего года.
Постановление дополнено пунктом 2 1 с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
2 1. Федеральным органам исполнительной власти, руководители которых в соответствии с пунктом 7 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (далее - Регламент), вправе вносить на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, и организациям, указанным в пункте 15 1 Регламента, осуществляющим разработку проектов нормативных правовых актов об установлении (изменении) налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусматриваемых в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ Российской Федерации и (или) целями социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимися к государственным программам Российской Федерации (далее соответственно - инициатор налогового расхода, проектируемые льготы), обеспечить включение в состав пояснительной записки к таким проектам нормативных правовых актов, указанной в пункте 53 Регламента, следующей информации:
о соответствии проектируемых льгот целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации (инициатором налогового расхода определяется одна или несколько целей, достижению которых способствует проектируемая льгота);
о потенциальном уровне востребованности плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее - плательщики) проектируемых льгот, рассчитанном исходя из отношения ожидаемого (прогнозного) количества плательщиков, которые воспользуются проектируемой льготой, к общему количеству плательщиков или иного отношения, определенного инициатором налогового расхода;
о показателе (индикаторе) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, влияние на значение которого оказывают проектируемые льготы (как минимум один показатель (индикатор), вместе с предполагаемым вкладом проектируемых льгот в изменение значения указанного показателя (индикатора), рассчитанным как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом проектируемых льгот и значением указанного показателя без учета проектируемых льгот;
об оценке совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) проектируемых льгот (для проектируемых льгот, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), определенной в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 20 и 21 Правил, утвержденных настоящим постановлением (при наличии необходимой информации).
Прогнозный период, за который представляется указанная информация, определяется инициатором налогового расхода.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 апреля 2019 г. N 439
Правила
формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации
27 декабря 2019 г., 8 февраля 2022 г., 8 апреля 2023 г., 13 июля 2024 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации.
Пункт 2 изменен с 18 февраля 2022 г. - Постановление Правительства России от 8 февраля 2022 г. N 130
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"куратор налогового расхода" - федеральный орган исполнительной власти (иной федеральный государственный орган, организация), ответственный в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;
"соисполнитель куратора налогового расхода" - федеральный орган исполнительной власти (иной федеральный государственный орган, организация), ответственный в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за реализацию мероприятий, связанных с осуществлением налоговых расходов Российской Федерации в рамках государственных программ Российской Федерации и (или) непрограммных направлений деятельности, и участвующий совместно с куратором налоговых расходов в проведении оценки налоговых расходов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5.1 настоящих Правил;
"нормативные характеристики налоговых расходов Российской Федерации" - сведения о положениях нормативных правовых актов и международных договоров, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование (далее - льготы), наименованиях налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики по перечню согласно приложению;
"оценка налоговых расходов Российской Федерации" - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов Российской Федерации;
"оценка объемов налоговых расходов Российской Федерации" - определение объемов выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;
"оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации" - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налоговых расходов Российской Федерации;
"сводная оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации" - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам налоговых льгот исходя из целевых характеристик налоговых расходов Российской Федерации, соответствующих целям нескольких государственных программ Российской Федерации или целям социально-экономического развития Российской Федерации, определенным в документах стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания;
"паспорт налогового расхода Российской Федерации" - документ, содержащий сведения о нормативных, фискальных и целевых характеристиках налогового расхода Российской Федерации, составляемый куратором налогового расхода;
"перечень налоговых расходов Российской Федерации" - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов Российской Федерации в соответствии с целями государственных программ Российской Федерации и (или) целями социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимися к государственным программам Российской Федерации, а также о кураторах налоговых расходов;
"плательщики" - плательщики налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование;
"социальные налоговые расходы Российской Федерации" - целевая категория налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения, укрепления здоровья человека, развития физической культуры и спорта, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия и поддержки благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности;
"стимулирующие налоговые расходы Российской Федерации" - целевая категория налоговых расходов Российской Федерации, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
"технические налоговые расходы Российской Федерации" - целевая категория налоговых расходов Российской Федерации, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, имеющих право на льготы, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
"фискальные характеристики налоговых расходов Российской Федерации" - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот, об объеме налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на социальное страхование, задекларированных ими для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также иные характеристики, предусмотренные приложением к настоящим Правилам;
"целевые характеристики налоговых расходов Российской Федерации" - сведения о целевой категории налоговых расходов Российской Федерации, целях предоставления плательщикам налоговых льгот, а также иные характеристики, предусмотренные приложением к настоящим Правилам.
3. В целях оценки налоговых расходов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации:
а) формирует перечень налоговых расходов Российской Федерации;
б) обеспечивает сбор и формирование информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации, необходимой для проведения их оценки, в том числе формирует оценку объемов налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, а также оценку объемов налоговых расходов Российской Федерации на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период;
в) осуществляет обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, проводимой кураторами налоговых расходов;
г) определяет правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов Российской Федерации.
Пункт 4 изменен с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
4. В целях оценки налоговых расходов Российской Федерации главные администраторы доходов федерального бюджета представляют в Министерство финансов Российской Федерации до 15 октября (уточненную информацию - до 1 декабря) информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах Российской Федерации за 5 лет, предшествующих отчетному финансовому году.
5. В целях оценки налоговых расходов Российской Федерации кураторы налоговых расходов:
а) формируют паспорта налоговых расходов Российской Федерации, содержащие информацию, предусмотренную приложением к настоящим Правилам;
б) осуществляют оценку эффективности налоговых расходов Российской Федерации и направляют результаты такой оценки в Министерство финансов Российской Федерации.
Правила дополнены пунктом 5.1 с 8 января 2020 г. - Постановление Правительства России от 27 декабря 2019 г. N 1918
5.1. В целях оценки налоговых расходов Российской Федерации соисполнитель куратора налоговых расходов:
а) представляет куратору налоговых расходов Российской Федерации информацию для оценки налоговых расходов Российской Федерации (данные статистической отчетности, иные сведения, необходимые для проведения оценки налоговых расходов);
б) представляет куратору налоговых расходов предложения для включения в проекты методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации в пределах полномочий, в соответствии с которыми они являются ответственными за достижение соответствующих налоговому расходу Российской Федерации целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;
в) осуществляет оценку эффективности налоговых расходов Российской Федерации в пределах полномочий, определенных методикой оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, в соответствии с которыми он является ответственным за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и направляет результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации куратору налоговых расходов, осуществляющему сводную оценку эффективности налоговых расходов Российской Федерации, ежегодно, не позднее 1 декабря (уточненные данные - до 15 февраля).
II. Формирование перечня налоговых расходов Российской Федерации
Пункт 6 изменен с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
6. Проект перечня налоговых расходов Российской Федерации (далее - проект перечня налоговых расходов) или предложения о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации формируются Министерством финансов Российской Федерации на основе информации о льготах, формируемой в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также определения налогового расхода публично-правового образования, предусмотренного абзацем сорок первым статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, до 25 марта и направляются на согласование ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации, а также в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (иные федеральные государственные органы, организации), которые предлагается определить в качестве кураторов налоговых расходов.
Пункт 7 изменен с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
7. Органы и организации, указанные в пункте 6 настоящих Правил, до 10 апреля рассматривают проект перечня налоговых расходов или предложения о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации на предмет предлагаемого распределения налоговых расходов Российской Федерации в соответствии с целями государственных программ Российской Федерации и (или) целями социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимися к государственным программам Российской Федерации, и определения кураторов налоговых расходов.
Замечания и предложения по уточнению проекта перечня налоговых расходов или предложения о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации направляются в Министерство финансов Российской Федерации.
В случае если указанные замечания и предложения предполагают изменение куратора налогового расхода, замечания и предложения подлежат согласованию с предлагаемым куратором налогового расхода и направлению в Министерство финансов Российской Федерации в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
В случае если эти замечания и предложения не направлены в Министерство финансов Российской Федерации в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, проект перечня налоговых расходов или предложения о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации считаются согласованными в соответствующей части.
В случае если замечания и предложения по уточнению проекта перечня налоговых расходов или предложений о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации не содержат предложений по уточнению предлагаемого распределения налоговых расходов Российской Федерации в соответствии с целями государственных программ Российской Федерации и (или) целями социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимися к государственным программам Российской Федерации, проект перечня налоговых расходов или предложения о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации считаются согласованными в соответствующей части.
Согласование проекта перечня налоговых расходов в части позиций, изложенных идентично позициям перечня налоговых расходов Российской Федерации или предложениям о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации, не требуется, за исключением случаев внесения изменений в перечень государственных программ Российской Федерации и (или) случаев изменения полномочий органов и организаций, указанных в пункте 6 настоящих Правил.
При наличии разногласий по проекту перечня налоговых расходов или предложениям о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает проведение согласительных совещаний с соответствующими органами и организациями до 20 апреля. Разногласия, не урегулированные по результатам таких совещаний до 30 апреля, рассматриваются Правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов (далее - Правительственная комиссия) не позднее 45 рабочих дней со дня их направления в Правительственную комиссию.
Пункт 8 изменен с 27 июля 2024 г. - Постановление Правительства России от 13 июля 2024 г. N 955
8. Перечень налоговых расходов Российской Федерации размещается на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
а) ежегодно, не позднее 30 апреля, за исключением сведений о налоговых расходах, по которым имеются не урегулированные по результатам проведенных в соответствии с абзацем седьмым пункта 7 настоящих Правил согласительных совещаний разногласия;
б) не позднее 5 рабочих дней со дня направления в Министерство финансов Российской Федерации решений Правительственной комиссии об урегулировании разногласий по проекту перечня налоговых расходов Российской Федерации или предложениям о внесении изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации, направленных в Правительственную комиссию в соответствии с абзацем седьмым пункта 7 настоящих Правил.
Пункт 9 изменен с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
9. В случае внесения в текущем финансовом году изменений в перечень государственных программ Российской Федерации и (или) в случае изменения полномочий органов и организаций, указанных в пункте 6 настоящих Правил, в связи с которыми возникает необходимость внесения изменений в перечень налоговых расходов Российской Федерации, кураторы налоговых расходов не позднее 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений направляют в Министерство финансов Российской Федерации соответствующую информацию для уточнения Министерством перечня налоговых расходов Российской Федерации.
В случае признания в текущем финансовом году утратившими силу положений нормативных правовых актов, международных договоров, их структурных единиц, которыми предусматриваются льготы, обусловливающие налоговые расходы Российской Федерации, кураторы налоговых расходов не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, международных договоров, их структурных единиц направляют в Министерство финансов Российской Федерации соответствующую информацию для уточнения Министерством финансов Российской Федерации перечня налоговых расходов Российской Федерации.
Пункт 10 изменен с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
10. Перечень налоговых расходов Российской Федерации с внесенными в него изменениями в соответствии с абзацем первым пункта 9 настоящих Правил формируется до 1 октября, уточненный перечень налоговых расходов Российской Федерации с внесенными в него изменениями в соответствии с абзацем вторым пункта 9 настоящих Правил формируется до 15 декабря.
III. Порядок оценки налоговых расходов Российской Федерации
Пункт 11 изменен с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
11. Методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации разрабатываются кураторами налоговых расходов совместно с иными федеральными органами исполнительной власти (иными федеральными государственными органами, организациями) и утверждаются по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.
Методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, по которым проводится сводная оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации, утверждаются кураторами налоговых расходов по согласованию с соисполнителями кураторов налоговых расходов.
При наличии разногласий по проектам методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации куратор налогового расхода обеспечивает проведение согласительных совещаний с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации. Разногласия, не урегулированные по результатам таких совещаний, рассматриваются Правительственной комиссией.
В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на льготы, предоставлены льготы по нескольким видам налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование и указанные льготы соответствуют одной цели государственной программы Российской Федерации и (или) цели социально-экономической политики Российской Федерации, не относящейся к государственной программе Российской Федерации, методики оценки эффективности соответствующих налоговых расходов Российской Федерации должны предусматривать проведение оценки востребованности плательщиками предоставленных льгот, оценки вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации и оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации в целом в отношении соответствующей категории плательщиков, имеющих право на льготы.
Пункт 12 изменен с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
12. В целях оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации формирует и направляет ежегодно, до 15 ноября (уточненные оценки и информацию - до 1 февраля), кураторам налоговых расходов оценку объемов налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, оценку объемов налоговых расходов Российской Федерации на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период, а также информацию о значениях фискальных характеристик налоговых расходов Российской Федерации на основании информации главных администраторов доходов федерального бюджета. Оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации осуществляется кураторами налоговых расходов и включает:
а) оценку целесообразности налоговых расходов Российской Федерации;
б) оценку результативности налоговых расходов Российской Федерации.
В отношении налоговых расходов Российской Федерации, соответствующих целям нескольких государственных программ Российской Федерации или целям социально-экономического развития, предусмотренным документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках целеполагания, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, осуществляется сводная оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации. Соисполнители кураторов указанных налоговых расходов осуществляют оценку эффективности налоговых расходов Российской Федерации в пределах полномочий, в соответствии с которыми они являются ответственными за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.
13. Критериями целесообразности налоговых расходов Российской Федерации являются:
Подпункт "а" изменен с 18 февраля 2022 г. - Постановление Правительства России от 8 февраля 2022 г. N 130
а) соответствие налоговых расходов Российской Федерации целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;
Подпункт "б" изменен с 18 февраля 2022 г. - Постановление Правительства России от 8 февраля 2022 г. N 130
б) востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы, или общей численности плательщиков, за 5-летний период.
Правила дополнены пунктом 13 1 с 18 февраля 2022 г. - Постановление Правительства России от 8 февраля 2022 г. N 130
13 1. В методиках оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, определяется минимальное значение соотношения, указанного в подпункте "б" пункта 13 настоящих Правил, при котором льгота признается востребованной.
Пункт 14 изменен с 27 июля 2024 г. - Постановление Правительства России от 13 июля 2024 г. N 955
14. В случае несоответствия налоговых расходов Российской Федерации хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 13 настоящих Правил, и (или) недостижения положительных значений оценки вклада, предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и (или) достижения более высоких показателей результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, по результатам оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации, и (или) недостижения положительных значений оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации, куратору налогового расхода надлежит представить в Министерство финансов Российской Федерации предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.
15. В качестве критерия результативности налогового расхода Российской Федерации определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы Российской Федерации.
Пункт 16 изменен с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
16. Оценка результативности налоговых расходов Российской Федерации включает оценку вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, оценку бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации и оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации.
Вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
Пункт 17 изменен с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
17. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот в случае предоставления и (или) планируемого предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, включающий сравнение объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и объемов предоставленных льгот в случае предоставления и (или) планируемого предоставления льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, на 1 рубль налоговых расходов Российской Федерации и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
В целях проведения оценки результативности стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации также осуществляется оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктами 20 и 21 настоящих Правил.
18. В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, могут учитываться в том числе:
а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет федерального бюджета;
б) предоставление государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы;
г) утратил силу с 8 января 2020 г. - Постановление Правительства России от 27 декабря 2019 г. N 1918
Пункт 18 1 изменен с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
18 1. Оценку результативности налоговых расходов Российской Федерации допускается не проводить в отношении технических налоговых расходов Российской Федерации, налоговых расходов Российской Федерации, по которым на момент проведения оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации отсутствуют фискальные характеристики, а также налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами, срок действия которых составляет менее одного года и которые утрачивают силу до дня направления уточненных данных в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 23 настоящих Правил.
Оценку востребованности плательщиками предоставленных льгот допускается не проводить в отношении льгот, обусловливающих налоговые расходы Российской Федерации, по которым на момент проведения оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации отсутствуют фискальные характеристики, а также налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами, срок действия которых составляет менее одного года и которые утрачивают силу до дня направления уточненных данных в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 23 настоящих Правил, за исключением случаев наличия у куратора налоговых расходов информации, позволяющей осуществить оценку востребованности плательщиками предоставленных льгот.
19. Утратил силу с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
Пункт 20 изменен с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
20. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации определяется в отношении налоговых расходов Российской Федерации, перечень которых формируется Министерством финансов Российской Федерации, за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет, а в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, - на дату проведения оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации (E) по следующей формуле:
,
где:
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
m i - количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;
j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;
N ij - объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в i-м году.
В случае если на дату проведения оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации для плательщиков, имеющих право на льготы, льготы действуют менее 6 лет, объемы налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, оцениваются (прогнозируются) по данным кураторов налоговых расходов и Министерства финансов Российской Федерации;
B 0j - базовый объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в базовом году;
g i - номинальный темп прироста доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета, в i-м году по отношению к базовому году, а для налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами в нефтегазовой сфере, - номинальный темп прироста нефтегазовых доходов федерального бюджета в i-м году по отношению к базовому году.
Номинальный темп прироста нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета, от уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в текущем году, очередном году и плановом периоде определяется с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, заложенного в основу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).
Номинальный темп прироста нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета, от уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование определяется Министерством финансов Российской Федерации и доводится до кураторов налоговых расходов не позднее 15 ноября;
r - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований Российской Федерации, принимаемая на уровне 7,5 процента.
В отношении налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами в нефтегазовой сфере, дополнительно определяется значение совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) исходя из расчета показателей N ij, Bo j и g i:
до 2023 года - при базовых ценах на нефть, рассчитываемых в соответствии с пунктом 4 статьи 96 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 21 ноября 2022 г.);
с 2023 года - при ценах на нефть, при которых объем нефтегазовых доходов федерального бюджета соответствует базовым нефтегазовым доходам федерального бюджета, установленным пунктом 4 статьи 96 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
21. Базовый объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в базовом году (), рассчитывается по формуле:
,
где:
N 0j - объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в базовом году;
L 0j - объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.
Под базовым годом в настоящих Правилах понимается год, предшествующий году начала получения j-м плательщиком льготы, либо 6-й год, предшествующий отчетному году, если льготы предоставляются плательщику более 6 лет.
Пункт 22 изменен с 27 июля 2024 г. - Постановление Правительства России от 13 июля 2024 г. N 955
22. Куратор налогового расхода в рамках методики оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации вправе предусматривать дополнительные критерии оценки результативности налогового расхода Российской Федерации.
Пункт 23 изменен с 27 июля 2024 г. - Постановление Правительства России от 13 июля 2024 г. N 955
23. По итогам оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации куратор налогового расхода формулирует выводы о достижении целевых характеристик налогового расхода Российской Федерации, о вкладе налогового расхода Российской Федерации в достижение целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, а также о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.
Паспорта налоговых расходов Российской Федерации, результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Министерству финансов Российской Федерации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот, направляются кураторами налоговых расходов в Министерство ежегодно, до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта), а также размещаются на официальных сайтах кураторов налоговых расходов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, и служебной информации ограниченного распространения) не позднее 5 рабочих дней со дня направления уточненных данных в Министерство.
Паспорта налоговых расходов Российской Федерации, результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации и рекомендации по результатам указанной оценки направляются кураторами налоговых расходов в Министерство экономического развития Российской Федерации и ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации ежегодно, до 1 марта.
Пункт 24 изменен с 27 июля 2024 г. - Постановление Правительства России от 13 июля 2024 г. N 955
24. Министерство финансов Российской Федерации обобщает результаты оценки налоговых расходов Российской Федерации, в том числе предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков, представленные кураторами налоговых расходов в соответствии с пунктом 14 и абзацем вторым пункта 23 настоящих Правил, и представляет их для рассмотрения в Правительственную комиссию до 30 апреля.
Правительственная комиссия рассматривает представленные в соответствии с абзацем первым настоящего пункта результаты оценки налоговых расходов Российской Федерации.
Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов Российской Федерации учитываются при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации.
Правила дополнены пунктом 25 с 27 июля 2024 г. - Постановление Правительства России от 13 июля 2024 г. N 955
25. Министерство финансов Российской Федерации в случае необходимости уточнения методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации на основании информации, представленной в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил, направляет кураторам налоговых расходов соответствующие предложения.
Приложение изменено с 18 февраля 2022 г. - Постановление Правительства России от 8 февраля 2022 г. N 130
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам формирования
перечня налоговых расходов
Российской Федерации
и оценки налоговых расходов
Российской Федерации
Перечень
информации, включаемой в паспорт налогового расхода Российской Федерации
27 декабря 2019 г., 8 февраля 2022 г., 8 апреля 2023 г.
Предоставляемая информация |
Источник данных |
|
I. Нормативные характеристики налогового расхода Российской Федерации | ||
1. |
Наименования налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции |
перечень налоговых расходов Российской Федерации |
2. |
Нормативные правовые акты, международные договоры, их структурные единицы, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам, сборам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование |
перечень налоговых расходов Российской Федерации |
3. |
Категории плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции |
перечень налоговых расходов Российской Федерации |
4. |
Условия предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование |
куратор налогового расхода |
5. |
Целевая категория плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции |
куратор налогового расхода |
6. |
Даты вступления в силу нормативных правовых актов, международных договоров, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование |
куратор налогового расхода |
7. |
Даты вступления в силу нормативных правовых актов, международных договоров, отменяющих налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование |
куратор налогового расхода |
II. Целевые характеристики налогового расхода Российской Федерации | ||
8. |
Целевая категория налоговых расходов Российской Федерации |
куратор налогового расхода |
9. |
Цели предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование |
куратор налогового расхода |
10. |
Наименования государственных программ Российской Федерации, наименования нормативных правовых актов, международных договоров, определяющих цели социально-экономической политики Российской Федерации, не относящиеся к государственным программам Российской Федерации, в целях реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование |
перечень налоговых расходов Российской Федерации и данные куратора налогового расхода |
11. |
Наименования целей государственных программ Российской Федерации, целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, определяемых нормативными правовыми актами, международными договорами, для реализации которых предоставляются налоговые льготы, освобождения и иные преференции для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование |
данные куратора налогового расхода |
12. |
Показатели (индикаторы) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование* |
куратор налогового расхода |
13. |
Значения показателей (индикаторов) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование* |
куратор налогового расхода |
14. |
Прогнозные (оценочные) значения показателей (индикаторов) достижения целей государственных программ Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, в связи с предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период* |
куратор налогового расхода |
III. Фискальные характеристики налогового расхода Российской Федерации | ||
15. |
Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, предоставленных для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование за отчетный финансовый год (тыс. рублей) |
главный администратор доходов федерального бюджета, Минфин России |
16. |
Оценка объема предоставленных налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей) |
Минфин России |
17. |
Общая численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование в отчетном финансовому году (единиц) |
главный администратор доходов федерального бюджета |
18. |
Численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, воспользовавшихся правом на получение налоговых льгот, освобождений и иных преференций в отчетном финансовом году (единиц) |
главный администратор доходов федерального бюджета |
19. |
Базовый объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированный для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, по видам налога, сбора, таможенного платежа и страхового взноса на обязательное социальное страхование (тыс. рублей)* |
главный администратор доходов федерального бюджета |
20. |
Объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированный для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации плательщиками налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, имеющими право на налоговые льготы, освобождения и иные преференции, за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году (тыс. рублей)* |
главный администратор доходов федерального бюджета |
------------------------------
Сноска изменена с 19 апреля 2023 г. - Постановление Правительства России от 8 апреля 2023 г. N 568
* Указанную информацию допускается не отражать в паспортах налоговых расходов Российской Федерации, соответствующих критериям, предусмотренным абзацем первым пункта 18 1 Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации".
------------------------------
Правительство РФ определило порядок формирования перечня налоговых расходов и их оценки.
Перечень будет составлять Минфин. Фактические и прогнозные объемы расходов будут оцениваться ежегодно.
Эффективность расходов будут оценивать кураторы - ответственные исполнители госпрограмм или иные уполномоченные органы.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу с 15 апреля 2019 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 апреля 2019 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 16 ст. 1946
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2024 г. N 955
Изменения вступают в силу с 27 июля 2024 г.
Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2023 г. N 568
Изменения вступают в силу с 19 апреля 2023 г.
Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2022 г. N 130
Изменения вступают в силу с 18 февраля 2022 г.
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1918
Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.