Распоряжение Правительства РФ от 13 апреля 2019 г. N 745-р
"О подписании Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере"
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный Минпромторгом России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере (прилагается).
Разрешить Минпромторгу России в ходе переговоров о подписании указанного Соглашения вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.
Поручить Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Министру финансов Российской Федерации Силуанову А.Г. подписать от имени Правительства Российской Федерации указанное Соглашение.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Проект
Соглашение
о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере
Государства - члены Евразийского экономического союза, именуемые в дальнейшем государствами-членами,
в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.,
признавая необходимость сближения законодательства государств-членов в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - Союз),
придавая важное значение производству и обращению на территориях государств-членов безопасной продукции,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Настоящее Соглашение определяет принципы и подходы осуществления в государствах-членах государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза (далее - государственный контроль (надзор) в целях гармонизации законодательства государств-членов в указанной сфере.
Статья 2
Соблюдение юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - индивидуальные предприниматели), обязательных требований, установленных техническими регламентами Союза в отношении продукции и (или) связанных с требованиями к такой продукции (процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - стадии жизненного цикла продукции), подлежит государственному контролю (надзору).
Ответственность за несоблюдение требований технических регламентов Союза в зависимости от стадии жизненного цикла продукции несут юридические лица или индивидуальные предприниматели, в том числе изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры и продавцы, осуществляющие производство и (или) оценку соответствия объектов технического регулирования, и (или) выпуск в обращение, и (или) реализацию продукции, а также органы по оценке соответствия (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), осуществляющие оценку соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Союза, в соответствии с законодательством государств-членов.
Статья 3
Государственный контроль (надзор) осуществляется органами государственного контроля (надзора) государств-членов, уполномоченными в соответствии с законодательством государств-членов (далее - органы государственного контроля (надзора), на основе следующих принципов:
презумпция добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
гласность деятельности органов государственного контроля (надзора);
обеспечение защиты прав потребителей;
системность осуществления государственного контроля (надзора);
профессионализм и компетентность должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
соблюдение прав и законных интересов проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
соблюдение законности при назначении и проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), вынесении решений по их результатам;
независимость органов государственного контроля (надзора) от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей (в том числе потребителей);
недопустимость совмещения одним органом государства-члена полномочий по государственному контролю (надзору) с полномочиями по аккредитации, за исключением осуществления органом по аккредитации государства-члена контроля за деятельностью аккредитованных органов по оценке соответствия государств-членов (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров);
объективность и беспристрастность должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
государственное финансирование деятельности органов государственного контроля (надзора);
приоритетность предупреждения правонарушения по отношению к наказанию (за исключением случаев, когда непринятие мер по выявлению и пресечению распространения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, может привести к причинению вреда жизни и (или) здоровью человека, жизни и (или) здоровью животных и растений, вреда окружающей среде);
оценка риска нарушения требований, установленных техническими регламентами Союза;
недопустимость проведения в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных техническими регламентами Союза, несколькими органами государственного контроля (надзора) государства-члена.
Статья 4
1. В целях оптимизации и повышения эффективности осуществления государственного контроля (надзора) в государствах-членах применяется риск-ориентированный подход, предусматривающий осуществление государственного контроля (надзора) на основе оценки риска нарушения требований, установленных техническими регламентами Союза, по результатам которой осуществляется выбор формы, продолжительности и периодичности проведения мероприятий по государственному контролю (надзору).
2. Правила оценки риска в целях выбора формы, продолжительности и периодичности проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) определяются в соответствии с законодательством государств-членов.
Статья 5
1. Государственный контроль (надзор) осуществляется с учетом положений настоящего Соглашения на основе анализа и прогнозирования соблюдения требований технических регламентов Союза и принятия мер по предупреждению, выявлению, пресечению обращения на территориях государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, и (или) устранению негативных последствий нарушения требований технических регламентов Союза посредством проведения мероприятий по государственному контролю (надзору), предусмотренных законодательством государств-членов.
2. Анализ и прогнозирование соблюдения требований технических регламентов Союза включают в себя изучение и обобщение:
1) сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, являющихся заявителями при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Союза, в том числе исследований (испытаний) и измерений;
2) информации, полученной по результатам проведения мероприятий по государственному контролю (надзору);
3) информации об объектах технического регулирования, не соответствующих требованиям технических регламентов Союза, а также о случаях причинения вреда жизни и (или) здоровью человека, жизни и (или) здоровью животных и растений, вреда окружающей среде, выявленных в соответствии с законодательством государств-членов, в том числе поступающей из средств массовой информации.
Статья 6
1. При проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица или индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с законодательством государств-членов или которая может быть получена органами государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов из государственных информационных систем, реестров и регистров, сформированных и действующих в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов.
2. В рамках государственного контроля (надзора) применяются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, содержащиеся в стандартах или иных документах, включенных в перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и соблюдения требований соответствующих технических регламентов Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утверждаемые Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в соответствии с абзацем пятым пункта 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.) (далее - перечни стандартов).
Исследования (испытания) и измерения в рамках государственного контроля (надзора) проводятся в аккредитованных в соответствии с законодательством государств-членов испытательных лабораториях (центрах).
Не допускается в рамках государственного контроля (надзора) проведение исследований (испытаний) и измерений образцов продукции в испытательной лаборатории (центре), в которой осуществлялась оценка (подтверждение) этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Союза, за исключением случаев, когда на территории государства-члена зарегистрирована в качестве юридического лица только одна испытательная лаборатория (центр), осуществляющая необходимые для государственного контроля (надзора) испытания.
Для разрешения разногласий в отношении результатов проведенных в рамках государственного контроля (надзора) исследований (испытаний) и измерений применяются референтные методики (методы) измерений, определяемые в соответствии с порядком аттестации методики (метода) измерений, принимаемой в качестве референтной методики (метода) измерений, утверждаемым Комиссией, из числа включенных в перечни стандартов.
3. Органы государственного контроля (надзора) вправе привлекать к проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) экспертов и (или) экспертные организации в порядке, установленном законодательством государств-членов. Указанные мероприятия осуществляются с учетом принципа независимости указанных экспертов и экспертных организаций от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей (в том числе потребителей).
4. Внеплановые проверки могут проводиться органами государственного контроля (надзора) в следующих случаях:
1) получение органом государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством государств-членов, информации от государственных органов о нарушениях требований технических регламентов Союза;
2) возникновение угрозы причинения и (или) причинение вреда жизни и (или) здоровью человека, жизни и (или) здоровью животных и растений, вреда окружающей среде;
3) иные случаи, предусмотренные законодательством государств-членов.
Статья 7
1. Государства-члены в целях организации осуществления государственного контроля (надзора) и предотвращения выпуска в обращение и обращения на территориях государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, обеспечивают взаимодействие органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с органами или юридическими лицами, уполномоченными в соответствии с законодательством государства-члена на проведение аккредитации, в том числе путем систематического обмена информацией, организации обмена опытом осуществления государственного контроля (надзора).
Порядок указанного взаимодействия определяется Советом Комиссии.
2. Органы государственного контроля (надзора) в целях обеспечения информационного обмена и взаимодействия при осуществлении государственного контроля (надзора) используют интегрированную информационную систему Союза.
Статья 8
1. В целях оперативного взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и иных уполномоченных органов государств-членов при реализации общих процессов в рамках Союза с использованием интегрированной информационной системы Союза обеспечивается функционирование системы информирования об опасной продукции.
2. В рамках функционирования системы информирования об опасной продукции осуществляются формирование, ведение и использование общих информационных ресурсов, а также обмен сведениями, в том числе:
1) о выявленной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, а также о принятых мерах по предупреждению, выявлению и пресечению обращения на территориях государств-членов такой продукции и (или) устранению негативных последствий выявленных нарушений;
2) о выявленных случаях реализации на территории государства-члена продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, без документов об оценке соответствия или сведений о ее проведении;
3) о выявленных фактах нарушения требований технических регламентов Союза в части оценки соответствия продукции, включая факты нарушения правил выполнения работ по сертификации и факты представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений.
3. Порядок представления, сбора и обобщения сведений, их состав, порядок их размещения в общих информационных ресурсах, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также правила функционирования системы информирования об опасной продукции определяются Комиссией.
4. Органы государственного контроля (надзора) и иные уполномоченные органы государства-члена принимают меры, предусмотренные законодательством государства-члена, по предупреждению и пресечению выпуска в обращение и обращения на территориях государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, в случае если информация о такой продукции содержится в системе информирования об опасной продукции.
Статья 9
1. Органы государственного контроля (надзора) осуществляют взаимодействие в целях:
1) выявления на территориях государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, в том числе в целях принятия решения о выдаче предписания о необходимости приостановления или прекращения действия (признания недействительным) документа об оценке соответствия органу, выдавшему этот документ, либо юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим этот документ;
2) предотвращения выпуска в обращение и обращения на территориях государств-членов продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза.
2. Приостановление или прекращение действия (признание недействительными) документов об оценке соответствия осуществляется органами государственного контроля (надзора) и (или) иными уполномоченными органами государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена.
3. Государство-член, не согласное с результатами мероприятий, проведенных органом государственного контроля (надзора) другого государства-члена, может обратиться в Комиссию с просьбой о рассмотрении вопроса обоснованности (с учетом требований, установленных техническими регламентами Союза) мер, принятых органом государственного контроля (надзора) такого государства-члена в отношении соответствующей продукции.
По результатам рассмотрения такого обращения Коллегией Комиссии может быть рекомендовано государству-члену, органом государственного контроля (надзора) которого было принято решение о применении соответствующей меры, пересмотреть результаты мероприятий по государственному контролю (надзору) с учетом требований, установленных техническими регламентами Союза.
Порядок рассмотрения указанных обращений устанавливается Комиссией.
Статья 10
1. Государства-члены обеспечивают представление в Комиссию информации об органах государственного контроля (надзора) с указанием нормативных правовых актов, наделяющих эти органы соответствующими полномочиями, а также информации о нормативных правовых актах, определяющих порядок осуществления государственного контроля (надзора) в государствах-членах.
2. Комиссия обеспечивает размещение информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на официальном сайте Союза.
Статья 11
Споры, связанные с применением и (или) толкованием настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Статья 12
1. Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках Союза, и входит в право Союза.
2. Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.
3. По взаимному согласию государств-членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Совершено в г. ________________ "___" ___________ 2019 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждому государству-члену его заверенную копию.
За Республику
Армения
За Республику
Беларусь
За Республику
Казахстан
За Кыргызскую
Республику
За Российскую
Федерацию
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 13 апреля 2019 г. N 745-р "О подписании Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере"
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 апреля 2019 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. N 17 ст. 2133
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 18 июля 2020 г. N 1878-р
Изменения вступают в силу с 18 июля 2020 г.