В соответствии с пунктами 71, 72 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2018 год, утвержденного 7 ноября 2017 г. руководителем Федерального казначейства Р.Е. Артюхиным, управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - УФК) в 2018 году проведено 85 проверок органов государственного финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также 104 проверки отдельных органов муниципального финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) местных администраций (далее - Органы контроля), в части осуществления контроля за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе (далее - проверки).
По результатам проверок установлено, что в рамках проведенных Органами контроля контрольных мероприятий доля проверенных закупок по рискоемким направлениям - таким, как закупки лекарственных препаратов, строительных работ, товаров, работ, услуг в сфере информационных технологий составляет лишь 12% в проверках Органов контроля субъектов Российской Федерации (лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, работы по строительству и капитальному ремонту) и 1% в проверках муниципальных Органов контроля (работы по строительству и капитальному ремонту).
В результате проведения проверок УФК выявлены нарушения и недостатки в деятельности Органов контроля при осуществлении ими контроля за соблюдением Закона о контрактной системе:
- 1288 - в 2017 году и 1231 - в 2018 году при проверке Органов контроля субъектов Российской Федерации;
- 748 - в 2017 году и 605 - в 2018 году при проверке муниципальных Органов контроля.
К наиболее часто встречающимся нарушениям и недостаткам в деятельности Органов контроля, допущенных ими при осуществлении контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, относятся:
1. Неосуществление либо осуществление не в полном объеме полномочий по контролю в отношении закупок для нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных нужд).
1.1. Полномочия по контролю в отношении закупок для нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных нужд) в соответствии с частями 8, 9 статьи 99 Закона о контрактной системе в проверяемом периоде не осуществлялись.
1.2. Полномочия по контролю в отношении закупок для нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных нужд) осуществлялись не в полном объеме, в том числе:
- в программы контрольных мероприятий в течение проверяемого периода не включались вопросы проверки соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок, к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), соблюдения правил нормирования, а также применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- в темах контрольных мероприятий (в отсутствие программ контрольных мероприятий) не отражались вопросы контроля, предусмотренные частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе;
- в актах проверок не отражались результаты проверок по отдельным вопросам утвержденных программ проверок;
- в актах проверок не отражены отдельные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, допущенные проверенными заказчиками (по итогам анализа материалов проверок).
2. Нарушения в части реализации результатов контрольных мероприятий.
2.1. При выявлении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выдавались предписания об устранении выявленных нарушений (пункт 3 части 27 статьи 99 Закона о контрактной системе).
2.2. Выданные предписания не содержали указаний на конкретные действия, которые должны совершить лица, получившие такие предписания, для устранения указанных в них нарушений (часть 23 статьи 99 Закона о контрактной системе).
2.3. Неправомерно выдавались предписания об устранении нарушений при обосновании закупок после начала их осуществления (пункт 3 части 27 статьи 99 Закона о контрактной системе).
2.4. По результатам контрольных мероприятий в сфере закупок в адрес субъектов контроля направлялись представления, выдача которых не предусмотрена Законом о контрактной системе (пункт 3 части 27 статьи 99 Закона о контрактной системе).
2.5. Не обеспечено составление протоколов о выявленных административных правонарушениях в сфере закупок и не приняты иные меры по привлечению к административной ответственности виновных должностных лиц (не возбуждены административные расследования) (пункт 4 части 27 статьи 99 Закона о контрактной системе).
3. Нарушение правил, а также сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) информации о проведении плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях.
3.1. Информация о проведении проверок в сфере закупок и их результатах не размещались в ЕИС (часть 21 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункт 13 Правил ведения жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2015 г. N 1148 (далее - Правила N 1148).
3.2. При размещении в ЕИС информации о проведении плановых и внеплановых проверок в реестровую запись не включались отдельные документы и информация, в том числе:
- информация о приказе (распоряжении) о проведении плановой проверки (подпункт "а" пункта 13 Правил N 1148);
- текст предписания и (или) его электронный образ (подпункт "г" пункта 10 Правил N 1148).
3.3. Информация о проведении проверок в сфере закупок размещалась в ЕИС с нарушением установленных сроков (пункты 14-21 Правил N 1148).
4. Нарушение порядков осуществления контроля за соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - Порядки).
4.1. Не соблюдались сроки проведения проверок, установленные Порядками.
4.2. Акты проверок передавались субъектам контроля с нарушением сроков, установленных Порядками.
4.3. В приказах о назначении контрольных мероприятий не указывались основания их проведения.
5. Иные нарушения и недостатки при осуществлении деятельности по контролю за соблюдением Закона о контрактной системе.
5.1. Контрольные мероприятия проводились в периоды, не соответствующие периодам, установленным планами контрольных мероприятий на соответствующий год.
5.2. К административной ответственности за выявленные административные правонарушения должностные лица субъектов контроля привлекались лишь по одному из нескольких выявленных составов административных правонарушений.
5.3. Информация о выявленных по результатам контрольных мероприятий фактах, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции других контрольных органов, не направлялась по подведомственности.
На основании изложенного информируем о необходимости учета представленных выше результатов проверок при реализации полномочий по контролю в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.
|
Р.Е. Артюхин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального казначейства от 29 марта 2019 г. N 07-04-05/20-6378 "О результатах проведения проверок в 2018 году"
Текст письма опубликован не был