В 2012 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее - Конвенция ОЭСР), в связи с чем Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен нормами о криминализации случаев получения незаконных вознаграждений такими лицами.
В сферу применения Конвенции ОЭСР входят только взятки иностранным должностным лицам при совершении международных коммерческих сделок и предусмотрена ответственность исключительно того, кто дает взятку, но не иностранного чиновника, который ее вымогает или получает. Реализация Конвенции ОЭСР посредством формирования соответствующей судебно-следствеяной практики является предметом систематической оценки международных экспертов Рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее - Рабочая группа ОЭСР). На текущий момент Российская Федерация проходит оценку по фазе N 2 с заслушиванием официальных отчетов на пленарных заседаниях каждые полгода. Рабочей группой ОЭСР на постоянной основе ведется перечень информации о случаях, касающихся международного коммерческого подкупа (так называемая матрица). Источником подобных сведений, как правило, служат сообщения в средствах массовой информации и других публичных источниках. Эта информация ежеквартально рассматривается на заседаниях Рабочей группы ОЭСР, в ходе которых выясняются меры, принятые государствами - участниками Конвенции ОЭСР относительно случаев подкупа иностранных должностных лиц, включенных в "матрицу".
На сегодняшний день факты подкупа иностранных должностных лиц выявлены в подавляющем большинстве государств - участников Конвенции ОЭСР. Взятки передаются за выигрыш тендера либо получение информации о непубличных тендерных предложениях, оказание влияния на процесс государственных закупок, обход правил ввоза продукции и товаров, неуплату налогов и штрафов, а также возможность добиться иных исключений из установленных правил в своих интересах. Предметом взятки чаще всего являются денежные средства, непосредственно передаваемые иностранным должностным лицам (наличие специальных фондов на представительские расходы), подарки, оплата развлечений, туристических и деловых поездок, перечисление пожертвований в иностранные благотворительные фонды, аффилированные с иностранными должностными лицами, а также платежи третьим лицам. Например, в период с 2001 по 2007 годы компания Siemens осуществила более 4 000 платежей в виде взяток иностранным должностным лицам на сумму более 1,4 млрд долларов США. В течение 5 лет американские компании потратили 7 млн долларов США на оплату 225 поездок сотрудников китайских государственных учреждений в популярные туристические места.
Вместе с тем, по данным Рабочей группы ОЭСР, к реальным тюремным срокам за подкуп иностранных должностных лиц приговорено 80 человек, наложен 261 штраф на физических и юридических лиц, самый крупный из которых составил 1,8 млрд евро. Таким образом, соответствующие уголовные дела не являются редким исключением, а являются результатом кропотливой и последовательной работы правоохранительных органов.
При этом наличие подобных уголовных дел рассматривается Рабочей группой ОЭСР в качестве одного из ключевых показателей уровня борьбы с коррупцией в том или ином государстве. Однако до настоящего времени правоохранительными органами Российской Федерации подобные случаи не регистрировались, уголовные дела не возбуждались, что является одним из существенных препятствий для прохождения Российской Федерацией оценки выполнения положений Конвенции ОЭСР по фазе N 2 и последующим фазам. Складывающая ситуация вызывает непонимание со стороны членов Рабочей группы ОЭСР, так как фактически создает представление о нежелании Российской Федерации принимать эффективные меры к борьбе с коррупцией при осуществлении международных коммерческих сделок. В конечном счете это сказывается на имидже и престиже Российской Федерации на международной арене.
Следственный комитет Российской Федерации принимает активное участие в мероприятиях по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц, в том числе реализации рекомендаций Рабочей группы ОЭСР его представители входят в состав российской делегации. Данная работа включает в себя подготовку соответствующих отчетов о результатах применения имплементироваших в национальное законодательство норм, издание необходимых для реализации международных требований внутриведомственных актов, обучение следователей и повышение их квалификации, встречи с иностранными правительственными экспертами-оценщиками с целью представления и отстаивания позиции Российской Федерации. Усилия Следственного комитета Российской Федерации, направленные на выполнение рекомендаций в рассматриваемой сфере, неоднократно высоко оценивались Рабочей группой ОЭСР и правительственными экспертами других государств - участников, однако признаны недостаточными, прежде всего по причине отсутствия уголовных дел указанной тематики.
Практика показывает, что выявить преступления, связанные с подкупом иностранных должностных лиц, в большинстве случаев возможно лишь путем проведения оперативно-разыскных мероприятий. Однако результаты оперативно-разыскной деятельности по такого рода фактам в Следственный комитет Российской Федерации не представлялись, в связи с чем обращено внимание МВД России на существующую проблему и предложено принять дополнительные меры к повышению эффективности оперативно-разыскной деятельности по установлению подобных случаев.
Прошу содержание настоящего информационного письма довести до сведения подчиненных сотрудников, учесть приведенные в нем сведения, уделять особое внимание организации взаимодействия с территориальными органами прокуратуры, МВД России и ФСБ России при проведении соответствующей работы.
Заместитель Председателя |
И.В. Лазутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Следственного комитета РФ от 17 ноября 2017 г. N 224-4-17 "О практической реализации Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок"
Текст письма опубликован не был