Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 658662-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (об уточнении ответственности командиров в части морально-политического и психологического состояния подчиненного личного состава)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(утв. Решением от 3 апреля 2019 г. N 112/3)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 658662-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект подготовлен в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N Пр-1160 о создании военно - политических органов Вооруженных Сил Российской Федерации и направлен на уточнение ответственности командиров в части морально-политического и психологического состояния подчиненного личного состава.
30 июля 2018 года во исполнение указа Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 года N 454 было учреждено Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации, с возложением на него полномочий по организации профессиональной военно-политической работы, направленной на реализацию государственной политики в области обороны, поддержание в Вооруженных Силах Российской Федерации морально-политического и психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины, формирование профессионально подготовленной, идейно убежденной, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных и слаженных воинских коллективов, способных к выполнению задач по предназначению в любых условиях обстановки.
Создание Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации было обусловлено тем, что характерной особенностью современных условий является возрастание роли нетрадиционных методов разрешения военных конфликтов, глобального информационного противоборства, применения современных технологий для воздействия на массовое сознание людей. Так, с помощью масс-медиа и сетевых ресурсов стало возможным переформатирование индивидуального, группового и массового сознания людей, прежде всего молодежи.
На Российскую Федерацию и ее граждан в последние годы оказывается мощное информационно-психологическое давление. Формируется атмосфера русофобии в ближнем и дальнем зарубежье, создаются аналитические и информационные центры для целенаправленной и деструктивной работы с конкретными социальными группами россиян, в том числе с военнослужащими.
Существовавшая до настоящего времени система работы с личным составом, основы которой были сформированы в первой половине 90-х годов прошлого века, утратила ряд ценностных ориентиров и не в полной мере соответствует как историческим традициям Российской Армии, так и современным требованиям, военно-политическим, информационным и иным вызовам и угрозам.
Вместе с тем, Комитет по обороне отмечает, что создаваемая модель военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации принципиально отличается как от советской модели политической работы, так и от постсоветских моделей воспитания военнослужащих и работы с личным составом. Так, в советское время политическая работа, в основном, строилась на основе сплочения личного состава вокруг "Коммунистической партии и Советского правительства". А постсоветский период наоборот характеризовался активной департизацией, деидеологизации всех сфер общественной жизни, включая сферу морально-психологического обеспечения армии и флота.
Создаваемая система военно-политической работы не предполагает разрешения деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации каких-либо политических партий, а также ведения идеологической работы, пропаганды и агитации в интересах отдельных социальных групп по религиозному, национальному и иным признакам. Она не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" и Военной доктрине Российской Федерации. Ее главная цель формирование надежного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества, патриота и государственника.
Таким образом, создание Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации и формирование военно-политических органов в Вооруженных Силах Российской Федерации это осознанная необходимость, продиктованная современными вызовами и угрозами.
В связи с завершением реорганизационных мероприятий по созданию системы военно-политической работы и по формированию военно-политических органов в Вооруженных Силах Российской Федерации, законопроектом предлагается уточнить формулировку пункта 2 статьи 27 "Должностные и специальные обязанности" главы III "Обязанности и ответственность военнослужащих. Производство по материалам о дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими" Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в части ответственности командиров за морально-политическое и психологическое состояние подчиненного личного состава.
Комитет Государственной Думы по обороне поддерживает концепцию законопроекта, поскольку, как представляется, следуя принципу единоначалия венной организации, командиры и начальники, будут нести ответственность за морально-политическое и психологическое состояние подчиненного личного состава наряду с боевой готовностью, боевой подготовкой, воинской дисциплиной и другими вопросами. При этом непосредственную ответственность за организацию и состояние военно-политической работы, морально-политическое и психологическое состояние, воинскую дисциплину, военно-политическую подготовку и военно-политическое информирование личного состава целесообразно возложить на заместителей командиров по военно-политической работе.
Наряду с этим, Комитет по обороне отмечает, что принятие законопроекта потребует внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также в нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Как следует из прилагаемых к законопроекту материалов, в настоящее время необходимые проекты нормативных правовых актов разработаны и проходят внутриведомственное согласование.
Правовое управление Аппарат Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.
С учетом вышеизложенного, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 658662-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в первом чтении.
Первый заместитель |
А.Л. Красов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.