Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 марта 2019 г. N 74-АПА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Алексеева А.Н. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2018 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска к Борогонской окружной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) шестого созыва об оспаривании решения об отказе в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Алексеева А.Н. - Яшинова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2018 года ГС N 1366 на 9 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
23 июля 2018 года Алексеев А.Н., выдвинутый региональным отделением политической партии "Справедливая Россия" в Республике Саха (Якутия), зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Борогонскому одномандатному избирательному округу N 29 и в списке кандидатов по Национальному Северному одномандатному избирательному округу N 33.
7 сентября 2018 года Алексеев А.Н., на основании части 1 статьи 50 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-3 N 1007-Ш "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)", обратился в Борогонскую окружную избирательную комиссию по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) шестого созыва с заявлением об отказе от дальнейшего участия в выборах по Борогонскому одномандатному избирательному округу N 29, указав следующую причину такого отказа - по болезни.
Решением Борогонской окружной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) шестого созыва от 8 сентября 2018 года N 25 в удовлетворении данного заявления Алексеева А.Н. отказано.
Не согласившись с таким решением избирательной комиссии, Алексеев А.Н. обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании его незаконным.
В обоснование своего требования заявитель ссылался на, что в окружную избирательную комиссию им был представлен листок нетрудоспособности, что является доказательством сильного ухудшения и стойкого расстройства его здоровья. Вместе с тем избирательная комиссия, по мнению заявителя, незаконно обратилась в министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) с запросом о состоянии его здоровья.
В дополнении к административному исковому заявлению Алексеев А.Н. ссылался на то, что ухудшение и стойкое расстройство его здоровья наступило вследствие проведения активной предвыборной кампании. Оспариваемое решение нарушает его права, поскольку участие в выборах является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Алексеев А.Н. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия), Борогонской окружной избирательной комиссией по выборам народных депутатов Республики Саха (Якутия) шестого созыва, участвующим в административном деле прокурором представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
Согласно положениям статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования), кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Указанное заявление отзыву не подлежит. Если кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, представит указанное заявление до заверения списка кандидатов, избирательная комиссия исключает этого кандидата из списка кандидатов до такого заверения. Если кандидат, подавший заявление о снятии своей кандидатуры, выдвинут в составе списка кандидатов, избирательная комиссия, заверившая или зарегистрировавшая список кандидатов, исключает кандидата из списка кандидатов. Если кандидат, выдвинутый непосредственно и подавший заявление о снятии своей кандидатуры, был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата избирательная комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации (пункт 30).
Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников. К указанным обстоятельствам законом может быть отнесено избрание (назначение) зарегистрированного кандидата на государственную или муниципальную должность (соответственно уровню выборов), предусмотренную Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования (пункт 36).
Аналогичные положения содержатся в статье 50 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)".
Проанализировав приведенные законоположения, оценив представленные по административному делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения избирательной комиссии, поскольку оно принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В связи с тем, что с соответствующим заявлением об отказе от дальнейшего участия в выборах по Борогонскому одномандатному избирательному округу N 29 Алексеев А.Н. обратился в избирательную комиссию менее чем за пять дней до дня голосования, на нем лежит обязанность обосновать наличие вынуждающих к тому обстоятельств.
Между тем таких доказательств не было представлено ни при подаче заявления в окружную избирательную комиссию, ни позднее - по запросу самой избирательной комиссии.
Как правильно указал суд первой инстанции, представленный Алексеевым А.Н. листок нетрудоспособности от 6 сентября 2018 года не свидетельствует о наличии у него тяжелой болезни или стойкого расстройства здоровья, препятствующих участию в выборах.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод административного истца о том, что полученная им в 1995 году травма головы представляет собой серьезную угрозу для жизни человека, а сложная предвыборная кампания и частые авиаперелеты в период короткого времени привели к стойкому расстройству здоровья, поскольку обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, могут быть признаны только обстоятельства, отсутствовавшие на момент выдвижения кандидатуры и возникшие уже после такого выдвижения в процессе подготовки к выборам.
Доводы административного истца о существенном ухудшении состояния его здоровья соответствующими медицинскими документами не подтверждены.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что от кандидата не требуется подтверждать документально обстоятельства, указанные в заявлении о снятии своей кандидатуры с участия в выборах, а также о том, что никакого иного решения, кроме как об удовлетворении заявления кандидата и исключении его из списков кандидатов, избирательной комиссией принято быть не может, основаны на неверном истолковании норм законодательства о выборах, приведенных выше.
Вопреки доводу апелляционной жалобы обязанность обосновать наличие вынуждающих обстоятельств для снятия своей кандидатуры с выборов судом первой инстанции правомерно возложена на административного истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение избирательной комиссии нарушает права Алексеева А.Н., поскольку нарушает принцип добровольности участия в выборах, является несостоятельным.
Действительно, согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления - право, а не обязанность гражданина. Следовательно, кандидату на выборах должна быть гарантирована возможность снять свою кандидатуру. Вместе с тем, поскольку при реализации гражданином пассивного избирательного права затрагиваются права и интересы других лиц и в определенной ситуации отказ кандидата от участия в выборах может привести к переносу даты голосования или назначению новых выборов, федеральный законодатель, исходя из требований статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предусмотрел - в целях предотвращения негативных для избирательного процесса последствий и злоупотребления свободой участия в выборах - определенный срок и в зависимости от срока - наличие вынуждающих обстоятельств для снятия зарегистрированным кандидатом своей кандидатуры в целях обеспечения баланса между свободой участия в выборах и требованиями их результативности, недопущения злоупотребления правами, срыва выборов.
Таким образом, оспариваемым решением избирательной комиссии принцип добровольности участия в выборах не нарушен.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную в административном иске и в суде первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.
Таким образом, обжалуемое решение Верховного Суда Республики Маха (Якутия) является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Маха (Якутия) от 12 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 марта 2019 г. N 74-АПА19-2
Текст определения опубликован не был