Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2019 г. N 10-АПА19-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Каримова А.Н. и Каримова Э.А. о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования "Слудское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области", утвержденных решением Слудской сельской Думы от 16 марта 2010 г. N 10 по апелляционной жалобе Каримова А.Н. и Каримова Э.А. на решение Кировского областного суда от 2 ноября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей Каримова А.Н. по доверенности Еременко Н.А. и Чекалкина В.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Каримов А.Н. и Каримов Э.А. обратились в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования "Слудское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области", утвержденных решением Слудской сельской Думы от 16 марта 2010 г. N 10.
Решением Кировского областного суда от 2 ноября 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемый акт признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда в части даты признания акта недействующим административные истцы обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить, признав оспариваемый акт недействующим с даты его принятия.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Пермского края представлены возражения.
В судебное заседание Каримов Э.А., представители Муниципального учреждения Сельской думы Слудского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области, муниципальное образование "Город Вятские Поляны" в лице администрации г. Вятские Поляны Вятскополянского района Кировской области, муниципальное образование Слудское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области в лице администрации Слудского сельского поселения, муниципального образования Вятскополянский муниципальный район Кировской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.
Слудской сельской Думой Вятскополянского района Кировской области принято 16 марта 2010 г. решение N 10, которым утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Слудское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области.
Решение принято уполномоченным органом, обладающим правом по нормативному-правовому регулированию в сфере утверждения Правил землепользования и застройки и подписано главой поселения в соответствии с частью 2 статьи 23 и частью 1 статьи 25 Устава.
Утвержденными Правилами землепользования и застройки установлена рекреационная зона, в которую вошла территория вдоль берега реки Вятки вблизи д. Нижние Изиверки, включая территорию земельных участков с кадастровыми номерами ...
Каримовы являются членами садоводческого товарищества "Энергетик", расположенного на берегу р. Вятки. Ранее до июля 2016 г. к садам имелось два подъездных пути, один из которых, представляя собой полевую дорогу от свинофермы в д. Нижние Изиверки, проходил вдоль берега реки Вятки по земельным участкам с кадастровыми номерами ... и Указанная дорога ликвидирована ввиду организации на территории, земельных участков рекреационной зоны для мест отдыха и занятия спортом жителей д. Нижние Изиверки.
Истцы полагают, что отнесение территории, прилегающей к д. Нижние Изиверки к рекреационной зоне, включающей территорию указных земельных участков, лишило садоводческое товарищество второго въезда на территорию, наличие которого предусмотрено пунктом 5.3 СНиП 30-02-97. А также отнесение указанной территории к рекреационной зоне осуществлено в нарушение пункта 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, поскольку территория расположена в санитарно-защитной зоне действующего свинокомплекса и полигона ТБО. В нарушение процедуры опубликования.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что при принятии Правил землепользования и застройки муниципального образования не соблюдена процедура опубликования нормативного правового акта.
Исследовав представленные в материалы дела документы, Судебная коллегия полагает, что решение суда первой подлежит отмене исходя из следующего.
Согласно части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В силу части 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса автомобильные дороги относятся к линейным объектам.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 6 статьи 3 указанного закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе относится: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (часть 1 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах).
Вопрос организации автомобильных дорог общего пользования местного значения, подъездных путей и иных вопросов дорожной деятельности в силу статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8 Устава муниципального образования Слудского сельского поселения является компетенцией органов местного самоуправления.
Рассматриваемый участок дороги, проходивший по земельным участкам с кадастровыми номерами ... и ... в реестре автомобильных не значится, в перечень улично-дорожной сети Слудского сельского поселения не входит и представляет собой грунтовое основание, покрытое щебнем, не являющееся объектом недвижимости.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Поскольку дорога в установленном порядке нормативно-правовыми актами не предусмотрена, то оспариваемый нормативный правовой акт не может нарушать прав и законных интересов административных истцов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кировского областного суда от 2 ноября 2018 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления Каримова А.Н. и Каримова Э.А. о признании недействующими Правил землепользования и застройки муниципального образования "Слудское сельское поселение Вятскополянского района Кировской области", утвержденных решением Слудской сельской Думы от 16 марта 2010 г. N 10 отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2019 г. N 10-АПА19-3
Текст определения опубликован не был