Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2019 г. N 64-АПА19-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Азьмука З.А. о признании не действующими Генерального плана городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденного решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 04 июля 2012 г. N 603/38-12-4 и Правил землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденных решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30 января 2013 г. N 744/44-13-4 в части установления санитарно-защитной зоны от железной дороги по апелляционной жалобе Городской Думы города Южно-Сахалинска на решение Сахалинского областного суда от 07 декабря 2018 г., которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Азьмука З.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признать не действующими Генерального плана городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденного решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 04 июля 2012 г. N 603/38-12-4 и Правил землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно- Сахалинск", утвержденных решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 30 января 2013 г. N 744/44-13-4 в части установления санитарно-защитной зоны в расстоянии 100 м от железной дороги (от железнодорожного полотна в обе стороны) в границах земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ...
Решением Сахалинского областного суда от 07 декабря 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Суд первой инстанции исходил из того, что органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующих органов государственной власти в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, самостоятельно устанавливать размеры санитарно-защитных зон в пределах границ земельного участка, принадлежащего административному истцу.
Не согласившись с решением суда, Городская Дума города Южно-Сахалинска обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Сахалинской транспортной прокуратурой Дальневосточной транспортной прокуратуры представлены возражения.
От Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Южно-Сахалинска представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на наличие оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представители административного истца, Городской Думы г. Южно-Сахалинска, администрации г. Южно-Сахалинска, Дальневосточной транспортной прокуратуры, департамента архитектуры и градостроительства г. Южно-Сахалинска, департамента землепользования г. Южно-Сахалинска, Сахалинской транспортной прокуратуры не явились, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно- Сахалинск" от 04 июля 2012 г. N 603/38-12-4, утвержден Генеральный план городского округа "Город Южно-Сахалинск" вместе с "Картой административных границ, границ территорий и земель, функциональных зон и ограничений использования территорий". Решение опубликовано 31 июля 2012 г. в газете "Южно-Сахалинск сегодня" N 57(903).
Решением Городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 30 января 2013 г. N 744/44-134/4 утверждены Правила землепользования и застройки на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", вместе с "Картой градостроительного зонирования территории г. Южно-Сахалинск". Указанное решение опубликовано в газете "Южно-Сахалинск сегодня" от 12 марта 2013 г. N 14(960).
Согласно материалам дела Азьмука З.А., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в октябре 2017 года обратилась в департамент архитектуры и градостроительства г. Южно-Сахалинска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, в чем департаментом отказано, в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объектов капитального строительства, поскольку земельный участок находится в пределах санитарно-защитной зоны железной дороги, в которой жилая застройка запрещена. Отказ департамента обжаловался административным истцом в судебном порядке.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 23 мая 2018 г., оставленным без изменений апелляционным определением от 02 августа 2018 г., в удовлетворении искового заявления истца отказано в связи с нахождением земельного участка в переделах санитарно-защитной зоны железной дороги, отраженной на Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки на территории городского округа, в которых установлен запрет на размещение жилой застройки, в том числе отдельных отдельно стоящих жилых домов.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, истец указал, что на основании оспариваемых актов в пределах границ принадлежащего ей земельного участка незаконно установлена санитарно-защитная зона железной дороги, что делает невозможным использование участка по целевому назначению.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа, в соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Документами градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 42, 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, создаются в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 (далее - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Согласно пункту 2.6. Санитарных правил для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
В соответствии с разделом VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы которых, определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1 Санитарных правил).
Пунктом 4.2 Санитарных правил определено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании, в том числе, предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 Санитарных правил).
Как следует из представленных картографических материалов на картах Генерального плана городского округа, а также Правил землепользования и застройки на территории городского округа, отображена зона с особыми условиями использования территории - санитарно-защитная зона железной дороги, которая распространяется, в том числе, на принадлежащий административному истцу, земельный участок с кадастровым номером ...
Согласно информации, полученной 07 ноября 2018 г. от Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области санитарно-эпидемиологические заключения в части установления санитарно - защитной зоны или санитарных разрывов от линий железнодорожного транспорта в городе Южно-Сахалинске, в том числе в районе земельного участка истца не выдавались.
Санитарно-защитная зона железной дороги в месте расположения указанного земельного участка, определена в нарушение требований действующего законодательства.
Таким образом, Городское Собрание города Южно-Сахалинска, установив в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки городского округа в отношении земельного участка санитарно-защитную зону железной дороги вышло за пределы своей компетенции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, ссылающиеся на положения Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СПиН 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*", подлежат отклонению, поскольку указанные нормы не регламентируют размеры санитарно-защитных зон, которые устанавливаются с учетом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "СПиН 42.13330.2011" имеется в виду "СП 42.13330.2011"
Уполномоченные органы местного самоуправления имеют право устанавливать санитарно-защитные зоны железной дороги на картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования города Южно-Сахалинска исключительно на основании решения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя при наличии соответствующего проекта обоснования, с учетом результатов соответствующим образом проведенных исследований, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, что в рассматриваемом деле уполномоченными органами не проведено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Сахалинского областного суда от 07 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Городской Думы г. Южно-Сахалинска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2019 г. N 64-АПА19-1
Текст определения опубликован не был