Письмо Минфина России от 15 февраля 2019 г. N 02-02-05/9453
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу осуществления внутреннего финансового аудита и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России не уполномочен давать разъяснения законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению оценки конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в письме вопросу.
Согласно решению Совета муниципального образования Ейский район от 08.12.2017 N 46 "О районном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Отдел по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Ейский район (далее - Отдел) является главным администратором средств районного бюджета (главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов, главным администратором источников внутреннего финансирования дефицита районного бюджета).
В соответствии с пунктом 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы (администраторы) бюджетных средств) (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит.
Решением Совета муниципального образования Ейский район от 23.04.2014 N 194 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ейский район" также определено, что главный администратор средств районного бюджета осуществляет на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:
оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Согласно пункту 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Это означает, что актом администрации муниципального образования Ейский район должен быть утвержден порядок осуществления главными администраторами (администраторами) средств районного бюджета внутреннего финансового аудита, в соответствии с которым Отдел должен осуществлять внутренний финансовый аудит.
Так, например, для главных администраторов средств федерального бюджета таким порядком являются Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193.
Кроме того, пунктом 12 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 N 822 (далее - Рекомендации), определено, что в целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки в рамках осуществления внутреннего финансового аудита организуют и осуществляют должностные лица главного администратора (администратора) бюджетных средств, которые:
не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;
не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;
не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;
не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.
При этом в соответствии с пунктом 12 Рекомендаций в случае наличия серьезных штатно-организационных (наличие конфликта интересов и отсутствие возможности фактического обеспечения функциональной независимости подразделений внутреннего финансового аудита), кадровых (невозможность привлечения квалифицированных внутренних аудиторов) и финансовых ограничений у главных администраторов (администраторов) средств районного бюджета возможно привлечение независимых экспертов и (или) привлечение в качестве экспертов должностных лиц других главных администраторов (администраторов) средств районного бюджета, обладающих соответствующими знаниями, навыками и компетенциями.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 15 февраля 2019 г. N 02-02-05/9453
Текст письма опубликован не был