Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению президиума РАН
от 10 апреля 2019 г. N 54
Программа
фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период
(проект)
Паспорт
Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2035 годы)
Координатор Программы |
- |
Российская академия наук |
Финансирующие организации Программы |
- |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Министерство энергетики Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Министерство просвещения Российской Федерации Государственная корпорация "Росатом" Государственная корпорация "Ростех" Государственная корпорация "Роскосмос" Российский научный фонд Российский фонд фундаментальных исследований Фонд перспективных исследований Фонд "Сколково" |
Исполнители Программы |
- |
Российская академия наук Российская академия архитектуры и строительных наук Российская академия образования Российская академия художеств Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Санкт-Петербургский государственный университет Федеральные университеты Национальные исследовательские университеты Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" Государственные научные центры Федеральные ядерные центры Научные организации и высшие учебные заведения, в уставах которых в основных видах деятельности предусмотрено выполнение фундаментальных научных исследований Научные коллективы и отдельные ученые Зарубежные организации и отдельные исследователи |
Подпрограммы Программы фундаментальных научных исследований |
- |
Подпрограмма 1 "Аналитические исследования, определение и прогнозирование перспективных и критически важных направлений современной науки, выявление больших вызовов, совершенствование системы стратегического планирования": |
исследования закономерностей развития науки; | ||
определение и прогнозирование перспективных и приоритетных направлений современной науки; | ||
выявление больших вызовов; | ||
совершенствование системы прогнозирования и стратегического планирования; | ||
фундаментальные исследования по стратегическим направлениям, определенным отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также по перспективным направлениям исследований, определяемым президиумом РАН (программы президиума РАН) | ||
- |
Подпрограмма 2 "Фундаментальные научные исследования": |
|
фундаментальные поисковые и ориентированные исследования, проводимые научными организациями и высшими учебными заведениями, находящимися под научно-методическим руководством Российской академии наук и других государственных академий наук, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, ведущими научными организациями, ведущими университетами | ||
- |
Подпрограмма 3 "Фундаментальные исследования, проводимые на уникальных научных установках и объектах "мегасайенс" |
|
- |
Подпрограмма 4 "Ориентированные фундаментальные исследования по направлениям Стратегии НТР": |
|
переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта; | ||
переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии; | ||
переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных); | ||
переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания; | ||
противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства; | ||
связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики; | ||
возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применения методов гуманитарных и социальных наук | ||
- |
Подпрограмма 5 "Инициативные фундаментальные научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной и научно-технической деятельности и из внебюджетных источников" |
|
- |
Подпрограмма 6 "Научные исследования, реализуемые в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обеспечения обороны и безопасности государства" |
|
Цель Программы |
- |
Получение новых фундаментальных знаний об основах мироздания, закономерностях развития природы, человека и общества в интересах социально-экономического, научно-технологического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации |
Задачи Программы |
- |
Создание междисциплинарного научного задела, обеспечивающего научно-технологический прорыв по приоритетным направлениям науки и техники; |
создание междисциплинарного научного задела, обеспечивающего научно-методологический прорыв в сфере общественно-гуманитарных наук, как важнейшего направления развития современного общества; | ||
ресурсное обеспечение фундаментальных научных исследований; | ||
модернизация приборной и экспериментальной базы научных учреждений; | ||
развитие кадрового потенциала науки, воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, развитие ведущих научных школ; | ||
развитие международного научного и научно-технического сотрудничества; | ||
обеспечение единства научно-технологического комплекса | ||
Принципы формирования и реализации Программы |
- |
Единство требований для исполнителей фундаментальных научных исследований, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, с учетом специфики отдельных отраслей науки; |
ресурсная обеспеченность (соответствие финансового, материально-технического и кадрового обеспечения уровню научных задач, стоящих перед конкретными фундаментальными исследованиями); | ||
охват фундаментальных исследований от естественных до гуманитарных наук, от монодисциплинарных до междисциплинарных форм исследований (индивидуальные, коллективные) на всех их этапах; | ||
свобода научного поиска; | ||
самостоятельность в выборе методов и средств реализации научных проектов, научных исследований и разработок; | ||
соответствие компетентности и квалификации исполнителей уровню поставленных задач | ||
Показатели реализации Программы |
- |
Финансирование программы (в абсолютных показателях, в относительных показателях, доля в структуре ВВП, международные сопоставления); |
внутренние затраты на исследования и разработки (на одного исследователя); | ||
количество новых учебных курсов и учебников; | ||
количество аналитических материалов (докладов, записок) по стратегическим проблемам развития страны, направленных в органы государственной власти; | ||
количество монографий и коллективных трудов, статей для энциклопедий и энциклопедических словарей, изданных тиражом не менее 500 экземпляров и имеющих регистрационный номер ISBN; | ||
динамика количества российских журналов, индексируемых в мировых базах данных ("Scopus", РИНЦ и "Сеть науки" (WEB of Science); | ||
количество публикаций в научных журналах, в том числе индексируемых в мировых базах данных ("Scopus", РИНЦ и "Сеть науки" (WEB of Science), нормированное к соответствующему показателю для данной области науки и конкретного направления, в том числе, сделанных без участия иностранных ученых; | ||
число цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в мировых базах данных, нормированное к соответствующему показателю для данной области науки и конкретного направления; | ||
количество научно-практических и научно-творческих мероприятий (симпозиумы, конференции, выставки и др.) всероссийского и международного уровнях; | ||
участие российских ученых в реализации международных научных программ и проектов, в т.ч. на территории Российской Федерации; | ||
количество российских и международных научных наград |
Паспорт
подпрограммы 1 "Аналитические исследования, определение и прогнозирование перспективных и критически важных направлений современной науки, выявление больших вызовов, совершенствование системы стратегического планирования"
Координатор подпрограммы |
- |
Российская академия наук |
Участники подпрограммы |
- |
Российская академия наук Российская академия образования Российская академия архитектуры и строительных наук Российская академия художеств Научные организации и организации высшего образования, в уставах которых в основных видах деятельности предусмотрено выполнение фундаментальных научных исследований Федеральные органы исполнительной власти |
Цель подпрограммы |
- |
Аналитическое обеспечение деятельности органов государственной власти и управления, определение и прогнозирование перспективных и критически важных направлений современной науки, выявление больших вызовов, совершенствование системы стратегического планирования, проведение фундаментальных научных исследований по стратегическим направлениям, определенным отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации |
Задачи подпрограммы |
- |
Проведение фундаментальных исследований по стратегическим направлениям, определенным отдельными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; |
совершенствование системы стратегического планирования; | ||
прогнозирование научно-технологического развития, включая выявление больших вызовов и определение перспективных направлений научно-технологического развития; | ||
экспертиза документов стратегического планирования | ||
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
Адаптация системы стратегического планирования к поставленным целям и задачам развития страны; |
выявление больших вызовов и разработок; | ||
прогноз научно-технологического развития; | ||
формирование перспективных и приоритетных направлений научных исследований | ||
Финансирование подпрограммы |
- |
Средства федерального бюджета |
Паспорт
подпрограммы 2 "Фундаментальные научные исследования"
Координатор подпрограммы |
- |
Российская академия наук |
Участники подпрограммы |
- |
Российская академия наук Российская академия образования Российская академия архитектуры и строительных наук Российская академия художеств Научные организации и организации высшего образования, в уставах которых в основных видах деятельности предусмотрено выполнение фундаментальных научных исследований Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Санкт-Петербургский государственный университет Федеральные университеты Национальные исследовательские университеты Национальные исследовательские центры Государственные научные центры Федеральные ядерные центры |
Цель подпрограммы |
- |
Системное изучение закономерностей развития Природы, Человека и Общества; |
развитие интеграционных механизмов науки и образования | ||
Задачи подпрограммы |
- |
Проведение фундаментальных исследований по широкому спектру естественно-научных, технических и общественно-гуманитарных дисциплин |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
Новые фундаментальные научные результаты, необходимые для научно-технологического и социально-экономического развития страны |
Финансирование подпрограммы |
- |
Средства федерального бюджета |
Паспорт
подпрограммы 3 "Фундаментальные исследования, проводимые на уникальных научных установках и объектах "мегасайенс"
Координатор подпрограммы |
- |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
Участники подпрограммы |
- |
Определяются Национальным проектом "Наука" на конкурсной основе |
Цель подпрограммы |
- |
Развитие и обеспечение доступности инфраструктуры и информации уникальных научных установок и объектов "мегасайенс" |
Задачи подпрограммы |
- |
Обеспечение высокого уровня доступности инфраструктуры и информации, необходимой для осуществления научной, научно-технической и высокотехнологической деятельности; |
создание и развитие уникальных научных установок класса "мегасайенс"; | ||
обеспечение широкого участия отечественных научных коллективов в реализации международных проектов; | ||
проведение научных исследований мирового уровня | ||
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
Создание сети уникальных научных установок и объектов "мегасайенс" |
Финансирование подпрограммы |
- |
Средства, направляемые на реализацию Национального проекта "Наука"; |
федеральный бюджет и средства внебюджетных источников в порядке, установленном для финансирования научных исследований; | ||
средства фондов поддержки научной и научно-технической деятельности (РНФ, РФФИ, ФПИ) |
Паспорт
подпрограммы 4 "Ориентированные фундаментальные исследования по направлениям Стратегии НТР"
Координатор подпрограммы |
- |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
Участники подпрограммы |
- |
Российская академия наук Российская академия образования Российская академия архитектуры и строительных наук Российская академия художеств Научные организации и организации высшего образования, в уставах которых в основных видах деятельности предусмотрено выполнение фундаментальных научных исследований Национальные исследовательские центры Государственные научные центры Федеральные ядерные центры Научные коллективы и отдельные ученые Определяются по конкурсу |
Цель подпрограммы |
- |
Научное обеспечение реализации приоритетных направлений научно-технологического развития: |
переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта; | ||
переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии; | ||
переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных); | ||
переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания; | ||
противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства; | ||
связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики; | ||
возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применения методов гуманитарных и социальных наук | ||
Задачи подпрограммы |
- |
Проведение ориентированных фундаментальных исследований по направлениям Стратегии НТР в интересах реализации проектов полного цикла |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
Новые фундаментальные результаты, необходимые для реализации проектов полного инновационного цикла |
Финансирование подпрограммы |
- |
Федеральный бюджет и внебюджетные источники в порядке, установленном для финансирования проектов полного инновационного цикла. Необходимость проведения фундаментальных научных исследований в рамках данной подпрограммы, а также требуемые объемы и источники их финансирования определяются индивидуально для каждого проекта соответствующими советами по приоритетным направлениям Стратегии НТР; |
средства фондов поддержки научной и научно-технической деятельности (РНФ, РФФИ, ФПИ) |
Паспорт
подпрограммы 5 "Инициативные фундаментальные научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной и научно-технической деятельности и из внебюджетных источников"
Координатор подпрограммы |
- |
Фонды поддержки научной и научно-технической деятельности (РНФ, РФФИ, ФПИ) |
Участники подпрограммы |
- |
Научные организации и образовательные организации высшего образования; научные коллективы и отдельные ученые |
Цель подпрограммы |
- |
Создание научного задела и получение новых знаний в естественно-научных и социально-гуманитарных направлениях, поддержка междисциплинарных исследований |
Задачи подпрограммы |
- |
Мотивация интеллектуальной деятельности научных коллективов и отдельных ученых по развитию науки |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
Формирование научного задела для перспективных направлений фундаментальных исследований |
Финансирование подпрограммы |
- |
Средства в порядке, установленном для фондов поддержки научной и научно-технической деятельности (РНФ, РФФИ, ФПИ) |
Паспорт
подпрограммы 6 "Научные исследования, реализуемые в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обеспечения обороны и безопасности государства"
Координатор подпрограммы |
- |
Российская академия наук |
Участники подпрограммы |
- |
Определяются по конкурсу |
Цель подпрограммы |
- |
В соответствии с действующими программами в Российской Федерации по развитию оборонных технологий и технологий двойного назначения (ГПВ, ГП "Развитие ОПК" и др.) |
Задачи подпрограммы |
- |
В соответствии с действующими программами в Российской Федерации по развитию оборонных технологий и технологий двойного назначения (ГПВ, ГП "Развитие ОПК" и др.) |
Целевые показатели подпрограммы |
- |
Определяются, исходя из задач обеспечения обороны и безопасности |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
Формирование научно-технического задела в интересах создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, включая формирование научной и биотехнологической платформ в интересах создания современных эффективных средств биологической защиты |
Финансирование подпрограммы |
- |
Средства федерального бюджета в соответствии с действующими программами в Российской Федерации |
I. Общие положения
Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2035 годы) (далее - Программа) разрабатывается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. федеральных законов от 29 июля 2017 г. N 219-ФЗ, от 19 июля 2018 г. N 218-ФЗ), Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. N 642 и поручением Президента Российской Федерации от 15 января 2017 г. N Пр-75 по ее реализации, Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной политике", Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Перечнем поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшегося 27 ноября 2018 г., Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Пункт 2.1. части 1 ст. 7 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ определяет основной задачей РАН "организацию разработки программы фундаментальных научных исследований в Российской федерации на долгосрочный период и ее представление в Правительство Российской Федерации, организацию и координацию фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых в рамках этой программы научными организациями и образовательными организациями высшего образования и иными субъектами научной и научно-технической деятельности".
Правительство Российской Федерации во исполнение ст. 17 упомянутого Федерального закона утверждает Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период, "включающую в себя план проведения указанных исследований, обоснование их ресурсного обеспечения на срок действия данной программы, значения целевых показателей ее реализации".
Стратегической целью государственной политики Российской Федерации в области научно-технического развития является обеспечение к 2030 году мирового уровня исследований и разработок, и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами развития страны.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации установлены национальные приоритеты: оборона страны, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии и образование, здравоохранение, культура, экология живых систем и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. Их реализация требует современного научного обеспечения, прежде всего со стороны фундаментальной науки, задачей которой является получение новых знаний об основах мироздания, открытии законов развития природы, человека и общества.
Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации определено стратегическое планирование, направленное на научно-технологическое обеспечение приоритетов, определенных Стратегией национальной безопасности.
Таким образом, в совокупности указанные документы предопределяют создание эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации для обеспечения независимости и конкурентоспособности страны, устанавливая, что поддержка фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации является первоочередной задачей государства.
При этом ставится задача обеспечения парирования вызовов и угроз, обусловленных так называемыми "большими вызовами", определяемыми как "объективно требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов".
Исходя из этого, особое внимание должно быть уделено созданию целостной системы организации фундаментальных научных исследований в Российской Федерации, что является важнейшим условием создания научно-технологического задела, социально-экономического и научно-технологического развития страны, обеспечения национальной безопасности.
Поставленные задачи находят свое воплощение в разрабатываемых Государственной программе "Научно-технологического развития Российской Федерации" и Национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Важнейшими условиями для разработки Программы также являлись следующие обстоятельства.
Начало текущего столетия характеризуется глобальными трансформациями, обусловленными, прежде всего, интенсивным научно-технологическим развитием, переходом к новому технологическому укладу, что создает предпосылки для глобальной гуманитарно-технологической революции и, как следствие, формированию нового мирового уклада. При этом лидирующее место займут страны, которые смогут обеспечить наивысшее качество жизни населения на основе собственной технологической базы, основу которой составляет фундаментальная наука.
В настоящее время в мире нет единого подхода к организации научных исследований. Так, например, образовательные и научные системы развитых стран (США, Великобритании, Германии, Франции, Китая, России и др.) зачастую различаются принципиально. Однако во всех системах присутствуют академический, университетский и предпринимательский (отраслевой) секторы науки. Доля этих секторов в общей структуре научно-технологического комплекса определяется исторически сложившейся институциональной структурой, национальной культурой, особенностями структуры экономики, а также другими условиями, включая стратегию развития государства.
В Российской Федерации основной массив фундаментальных научных исследований проводится академическими и научными организациями, а также национальными исследовательскими центрами, федеральными ядерными центрами, государственными научными центрами, ведущими организациями высшего образования, прежде всего, Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными и национальными исследовательскими университетами.
В части развития научной инфраструктуры в Российской Федерации осуществляется: поддержка и развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием, уникальных научных стендов; реализация на территории Российской Федерации проектов создания научных установок.
Россия активно участвует в международных проектах, таких, как "Большой адронный коллайдер Европейского центра ядерных исследований", "Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах" и других.
Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период является механизмом Российской академии наук, обеспечивающим взаимодействие с государственными академиями наук, а также заинтересованными органами государственной власти, научными организациями, университетами, и бизнес-структурами по вопросам координации фундаментальных научных исследований и научно-методического руководства научными организациями и образовательными организациями высшего образования, независимо от их ведомственной принадлежности.
II. Управление Программой
Функции Координационного совета Программы
Общее управление Программой осуществляет Координационный совет Программы, в состав которого включаются руководители:
федеральных органов исполнительной власти,
Российской академии наук,
Российской академии образования,
Российской академии архитектуры и строительных наук,
Российской академии художеств,
научных организаций и организаций высшего образования, в уставах которых в основных видах деятельности предусмотрено выполнение фундаментальных научных исследований,
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
Санкт-Петербургского государственного университета,
национальных исследовательских центров,
государственных научных центров,
федеральных ядерных центров,
агентства стратегических инициатив,
государственных корпораций,
научных фондов,
фонда "Сколково",
отдельные ученые.
Состав Координационного совета Программы утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Российской академии наук.
Функциями Координационного совета Программы являются:
определение перспективных направлений фундаментальных научных исследований;
организация проведения отбора проектов по направлениям фундаментальных научных исследований;
координация разработки и контроль реализации планов фундаментальных исследований участников Программы;
подготовка предложений по финансовому обеспечению программных мероприятий и их представление в Российскую академию наук для дальнейшего направления в Правительство Российской Федерации в соответствии со статьями 7 и 16 Федерального закона Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ;
подготовка предложений по совершенствованию системы организации фундаментальных исследований;
определение порядка представления исполнителями Программы сведений о ходе реализации мероприятий Программы и другой публичной отчетности о ходе выполнения Программы;
рассмотрение материалов о ходе реализации Программы, организация и проведение экспертизы результатов фундаментальных научных исследований;
подготовка рекомендаций по использованию результатов фундаментальных научных исследований;
подготовка сводного годового отчета по Программе для представления Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
организация взаимодействия со СМИ по вопросам освещения хода реализации программы, популяризации науки.
Для осуществления целей и решения задач Программы Координационным советом создаются экспертные и научные рабочие группы.
Отбор заявок на проведение исследования проводится экспертными группами, утверждаемыми Координационным советом на стадии реализации программных мероприятий, в случае, если иное не установлено законодательством или документацией по мероприятиям Программы.
Министерством науки и высшего образования Российской Федерации готовится единая конкурсная документация для всех типов проектов. Конкурсная документация согласовывается с Координационным советом Программы. Федеральные органы исполнительной власти по финансируемым проектам организуют конкурс и заключают госконтракты с исполнителем проектов Программы.
Исполнители Программы ежегодно представляют на рассмотрение Координационного совета отчеты о фундаментальных исследованиях, проведенных в академическом, отраслевом и вузовском секторах науки.
Экспертиза отчетных материалов проводится экспертными группами, утверждаемыми Координационным советом Программы, в соответствии с утвержденным порядком публичной отчетности по мероприятиям Программы.
Научно-методическое и организационно-техническое обеспечение работы координационного совета возлагается на Российскую академию наук.
Финансирование деятельности Координационного совета Программы, организационно-техническое, научно-методическое и экспертно-аналитическое обеспечения осуществляются из средств федерального бюджета в объеме не менее 3% бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы (подпрограммы 1 и 2).
III. Порядок реализации Программы
Исполнители Программы:
разрабатывают планы фундаментальных исследований в соответствии с утвержденными направлениями фундаментальных научных исследований;
обеспечивают выполнение и представляют в Координационный совет Программы информацию о реализации планов фундаментальных исследований;
вносят в Координационный совет Программы предложения об уточнении целевых индикаторов реализации мероприятий, а также о совершенствовании механизма реализации Программы;
организуют проведение конкурсных отборов проектов в рамках реализации мероприятий Программы;
обеспечивают взаимодействие с общественностью по вопросам реализации Программы и популяризации научных знаний, в том числе через СМИ, сеть "Интернет", социальные сети и т.д.
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, госкорпорации, представители бизнес-сообщества принимают непосредственное участие в рассмотрении результатов выполнения программных мероприятий и определении возможности их практического использования и при необходимости вносят в Координационный совет обоснованные предложения по корректировке направлений фундаментальных исследований и объемам их финансирования.
По результатам рассмотрения Координационным советом Программы отчетных материалов Российская академия наук подготавливает ежегодный доклад Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о ходе реализации Программы и основных полученных научных результатах.
IV. Особенности реализации Подпрограмм
Подпрограмма 1 "Аналитические исследования, определение и прогнозирование перспективных и критически важных направлений современной науки, выявление больших вызовов, совершенствование системы стратегического планирования"
В рамках подпрограммы 1 будут выполняться научные исследования по следующим направлениям:
проведение фундаментальных научных исследований по приоритетным направлениям, определенным руководством страны;
проведение фундаментальных научных исследований по приоритетным направлениям, определяемым президиумом РАН (программы президиума РАН);
выявление больших вызовов;
определение перспективных и приоритетных направлений научных исследований;
подготовка исходных данных для стратегического прогнозирования;
экспертиза документов стратегического планирования;
совершенствование системы стратегического прогнозирования и планирования, включая обеспечение деятельности Научно-координационного совета РАН по проблемам прогнозирования и стратегического планирования в Российской Федерации;
подготовка аналитических и прогнозных материалов для руководства страны;
подготовка докладов Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации о состоянии государственной научно-технической политики и о реализации Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период.
Финансирование работ по данной подпрограмме будет осуществляться в рамках государственных заданий, содержание которых утверждается для Российской академии наук Правительством Российской Федерации по представительству Российской академии наук, а для других участников - вышестоящими организациями по представительству Российской академии наук.
Координатором работ по подпрограмме 1 является Российская академия наук.
Подпрограмма 2 "Фундаментальные научные исследования"
Исследования в рамках подпрограммы 2 проводятся в соответствии с планом фундаментальных научных исследований, являющимся неотъемлемой частью Программы.
Финансирование исследований осуществляется в рамках госзадания научным организациям и организациям высшего образования на основе конкурсов, проводимых Минобрнауки России и научными фондами, а также из внебюджетных источников.
Координатором работ по подпрограмме 2 является Российская академия наук.
Подпрограмма 3 "Фундаментальные исследования, проводимые на уникальных научных установках и объектах "мегасайенс"
Работы по данной подпрограмме проводятся в рамках Национального проекта "Наука" под руководством Минобрнауки России, а также на конкурсной основе, используя бюджетные и внебюджетные источники и грантовое финансирование фондов поддержки научной и научно-технической деятельности.
Подпрограмма 4 "Ориентированные фундаментальные исследования по направлениям Стратегии НТР"
Исследования в рамках подпрограммы 4 направлены на обеспечение реализации проектов полного цикла, т.е. проектов, направленных на достижение конкретных практических результатов (выпуск новой продукции, создание новых рынков и т.д.), включающих фундаментальные исследования, прикладные разработки, опытно-конструкторские работы и запуск производства. Необходимость проведения фундаментальных научных исследований, требуемые объемы и источники их финансирования определяются индивидуально для каждого проекта соответствующими советами по приоритетным направлениям Стратегии НТР. Работы по данной подпрограмме проводятся также на конкурсной основе, используя бюджетные и внебюджетные источники и грантовое финансирование фондов поддержки научной и научно-технической деятельности.
Координатором работы по подпрограмме 4 является Российская академия наук.
Подпрограмма 5 "Инициативные фундаментальные научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной и научно-технической деятельности и из внебюджетных источников"
Инициативные фундаментальные исследования, финансируемые из средств государственных научных фондов, а также представление отчетных материалов по результатам проведенных исследований, осуществляются в порядке, установленном уставами этих фондов.
Подпрограмма 6 "Научные исследования, реализуемые в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства"
Данная подпрограмма реализуется в соответствии с утвержденными программами и планами разработки и создания новой техники для обеспечения обороны и безопасности страны.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется в соответствии с утвержденными направлениями фундаментальных исследований и перспективных научных тематик с учетом финансового обеспечения фундаментальных исследований в объемах, устанавливаемых Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Основным источником финансирования фундаментальных научных исследований, поисковых научных исследований являются средства федерального бюджета (подпрограммы 1, 2, 3, 4, 6), средства фондов поддержки научной деятельности (подпрограмма 5), а также внебюджетные средства, направляемые на реализацию проектов в рамках приоритетных направлений, определенных Стратегией НТР (подпрограмма 4).
При этом предполагается, что уровень государственной поддержки фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых в рамках этой Программы научными организациями и образовательными организациями высшего образования, может быть определен как базовый (без выполнения специальных конкурсных процедур) на основе оценки результативности их научной деятельности, проводимой Российской академией наук по единым требованиям независимо от их типа (научная или образовательная) и ведомственной принадлежности, и обеспечивается в рамках госзадания государственным бюджетным финансированием в зависимости от проведенной экспертной оценки. Так, объем государственного бюджетного финансирования организаций 1-й категории, обеспечиваемый в рамках госзадания, увеличивается на 50%, 2-й категории сохраняется на прежнем уровне, 3-й категории - сокращается на 25%. Организации, не прошедшие оценку результативности по единым требованиям и (или) не имеющие фундаментальные научные исследования в числе основных видов деятельности, закрепленных в уставе организации, в рамках госзадания государственным бюджетным финансированием на проведение фундаментальных научных исследований не обеспечиваются, но имеют право принимать участие в программе на конкурсной основе.
Выделение средств на реализацию Программы и финансирование исследований осуществляются по следующей схеме:
1. Предложения по распределению ассигнований по направлениям фундаментальных исследований Российской академией наук направляются в Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации принимает государственный бюджет страны.
3. Минфин России направляет в РАН выписку из бюджета по ассигнованиям, запланированным на фундаментальную науку, которые составляют основу для распределения ассигнований по направлениям фундаментальных исследований Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период.
4. РАН с учетом предложений Координационного совета Программы осуществляет распределение средств на проведение исследований в рамках программы и направляет соответствующее решение в Минфин России.
5. Минфин России включает расходы на фундаментальную науку в бюджетную роспись для каждого министерства России.
6. Министерства России осуществляют финансирование фундаментальных научных исследований, проводимых подведомственными научными организациями и вузами, обеспечивают контроль за ходом реализации Программы, обеспечивают своевременную подготовку отчетных материалов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Президиума Российской академии наук от 10 апреля 2019 г. N 54 "О проекте Программы фундаментальных научных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.