Представление Счетной палаты РФ от 9 декабря 2015 г. N ПР 12-256/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Аудит эффективности использования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых в 2013 и 2014 годах на реализацию региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части строительства и ввода в эксплуатацию перинатальных центров", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Правилами финансового обеспечения в 2011 - 2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 85 и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность расходования средств, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС), на мероприятия по подготовке и/или обучению, повышению квалификации медицинского персонала, а подпунктом "в" пункта 3 (1) Правил финансового обеспечения в качестве дополнительного условия предоставления субсидии на мероприятия по строительству перинатальных центров предусмотрено обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению укомплектованности медицинскими работниками перинатальных центров. Несмотря на это в двухсторонних соглашениях, заключенных Государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" (далее - ГК "Ростех", Корпорация) с высшими исполнительными органами государственной власти Республик Карелия, Саха (Якутия), Брянской области, предусмотрены мероприятия по подготовке и/или обучению, повышению квалификации медицинского персонала, которые должны осуществляться в рамках региональных программ модернизации здравоохранения за счет средств субъекта Российской Федерации.
2. Отсутствует единый подход к определению условий двухсторонних соглашений, заключенных ГК "Ростех" с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части финансирования и перечня мероприятий, связанных со строительством перинатальных центров.
2.1. Ряд двухсторонних соглашений о предоставлении субсидии, заключенных между ГК "Ростех" и субъектами Российской Федерации (Республиками Башкортостан, Дагестан, Архангельской, Оренбургской, Псковской и Ульяновской областями), содержат условие о возмещении затрат ГК "Ростех", связанных со строительством, вводом в эксплуатацию перинатального центра и оснащением его оборудованием, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом указанными соглашениями не конкретизированы виды затрат, которые подлежат возмещению.
2.2. В ряде двухсторонних соглашений о предоставлении субсидий отсутствует разграничение мероприятий в зависимости от источников финансирования: межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекту Российской Федерации, или за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Республика Дагестан, Тамбовская, Брянская, Пензенская, Псковская области).
2.3. В 13 субъектах Российской Федерации (Архангельской, Брянской, Ленинградской, Пензенской, Псковской, Тамбовской, Ульяновской областях, Республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Саха (Якутия), Карелия, двухсторонними соглашениями о проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию перинатальных центров не определена сторона, на которую возложено осуществление и финансовое обеспечение следующих мероприятий: подготовка территории для строительства объекта, строительство внутриплощадочных сетей, благоустройство территории, уплата арендных платежей в отношении земельного участка, на котором планируется строительство перинатального центра, временное содержание имущества центра до его передачи в государственную собственность субъекта Российской Федерации, строительный контроль, авторский надзор, проведение инженерных изысканий.
3. В соглашении о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия ГК "Ростех" на проведение инженерных изысканий, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра от 16 мая 2014 г. N РТ/143 9-8774, заключенном между Правительством Республики Карелия и ГК "Ростех" за счет межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия бюджету Республики Карелия, предусмотрено строительство сетей инженерно-технического обеспечения, что не соответствует положениям подпункта "б" пункта 3(1) Правил финансового обеспечения и Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия, устанавливающим обязательство субъекта Российской Федерации по проведению вышеуказанного мероприятия.
4. Предусмотренный двухсторонними соглашениями между ГК "Ростех" и пятью высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Архангельской и Смоленской областей, Республик Ингушетия, Башкортостан, Бурятия) о проектировании, строительстве и вводе объекта в эксплуатацию, объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, меньше соответствующего объема средств, предусмотренных трехсторонними соглашениями, заключенными между Минздравом России, ФОМС и высшими исполнительными органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации о финансовом обеспечении мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, на сумму 75,1 млн. рублей. В ГК "Ростех" данные о причинах указанного расхождения отсутствуют.
5. Объем средств, предусмотренных двухсторонними соглашениями о предоставлении субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в ГК "Ростех", на 753,2 млн. рублей меньше объема средств, предусмотренного трехсторонними соглашениями и программами модернизации здравоохранения.
Отклонение в сумме 753,2 млн. рублей связано с тем, что субъекты Российской Федерации осуществляют часть мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров самостоятельно. Соответственно объем финансирования в разрезе самостоятельно осуществляемых субъектом Российской Федерации мероприятий двухсторонними соглашениями о проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию перинатальных центров и соглашениями о предоставлении субсидий, заключенными субъектами Российской Федерации с ГК "Ростех", не определен.
6. Несмотря на то, что распоряжением Президента Российской Федерации от 4 марта 2014 г. N 46-рп функции заказчика по обеспечению выполнения инженерных изысканий и подготовки проектной , документации для строительства региональных перинатальных центров, а также обеспечению строительства и ввода в эксплуатацию этих центров возложены на ГК "Ростех", отдельные мероприятия субъекты Российской Федерации осуществляют самостоятельно с соответствующим уменьшением объема субсидии, предоставляемой ГК "Ростех", а по ряду мероприятий соглашениями ответственный исполнитель не определен. То есть ГК "Ростех", не в полном объеме осуществляет функции заказчика по обеспечению выполнения инженерных изысканий и подготовки проектной документации для строительства региональных перинатальных центров.
Кроме того, ГК "Ростех" не владеет полным объемом данных о расходах, направленных на указанные цели (в том числе о расходах, произведенных в целях технологического присоединения к инженерным сетям), не осуществляет контроль выполнения части мероприятий и их оплаты, что может привести как к срыву сроков ввода в эксплуатацию перинатальных центров, так и удорожанию общей стоимости строительства.
7. В ряде договоров аренды земельных участков в Брянской, Ленинградской, Пензенской, Ульяновской и Псковской областях, Республиках Ингушетия, Карелия, Саха (Якутия), предусмотрено два источника расходов на арендную плату: средства ФОМС и средства бюджета субъектов Российской Федерации, в то время как уплата арендных платежей в отношении земельных участков, на которых планируется строительство перинатальных центров, в двухсторонних соглашениях между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и ГК "Ростех" о строительстве перинатальных центров, а также соглашениях о предоставлении субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации в ГК "Ростех" предусмотрена за счет средств субъектов Российской Федерации.
8. Правлением Корпорации, осуществляющей закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принято решение об определении исполнителя работ по обеспечению выполнения инженерных изысканий и подготовки проектной документации для строительства региональных перинатальных центров, а также обеспечению строительства и ввода в эксплуатацию этих центров на бесконкурентной основе, что не позволило создать конкурентные условия при отборе генерального подрядчика, что могло бы привести к большей экономии средств, перечисленных в виде субсидии.
Вследствие того, что организация ООО "РТ-СоцСтрой", определенная решением Правления ГК "Ростех" единственным исполнителем, работы по обеспечению выполнения инженерных изысканий и подготовке проектной документации для строительства региональных перинатальных центров, а также обеспечению строительства и ввода в эксплуатацию этих центров, выполняла не собственными силами, а путем привлечения подрядных организаций в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ, экономия средств при снижении начальной (максимальной) цены контракта остается в распоряжении ООО "РТ-СоцСтрой" (по итогам проведенных открытых конкурсов получена экономия в общей сумме 437,4 млн. рублей).
9. В результате привлечения ГК "Ростех" своей дочерней компании - ООО "РТ-СоцСтрой" в качестве единственного исполнителя, которая фактически самостоятельно не выполняет предусмотренные договором с ГК "Ростех" работы, а привлекает подрядчиков, то есть является посредником, из общей суммы средств, предусмотренных договорами на строительно-монтажные работы, заключенными ООО "РТ-СоцСтрой" и подрядчиками, удерживаются средства на оказание услуг ООО "РТ-СоцСтрой" по организации строительства в размере 2,87% от цены договора, что в общей сумме составляет 560,2 млн. рублей, которые поступают в распоряжение ООО "РТ-СоцСтрой".
10. В нарушение сетевых графиков выполнения работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, утвержденных региональными программами модернизации здравоохранения, по состоянию на момент проведения контрольного мероприятия ГК "Ростех" не заключены договоры и не проведены работы по технологическому присоединению к инженерным сетям строящихся перинатальных центров в Архангельской, Оренбургской, Смоленской областях и Республике Саха (Якутия).
11. В соответствии с представленными подрядными организациями актами выполненных работ по форме N КС-2 в ООО "РТ-СоцСтрой" (2 153,6 млн. рублей), уровень выполненных работ от общей стоимости заключенных договоров на строительство перинатальных центров составил 11%. Сумма раннее перечисленных ООО "РТ-СоцСтрой" авансов подрядным организациям составила 5 865,4 млн. рублей.
Таким образом, в распоряжении подрядных организаций находились средства, не подтвержденные актами выполненных работ, в общей сумме 3 711,8 млн. рублей, а в распоряжении (на счетах) ООО "РТ-СоцСтрой" денежные средства в размере 1 105,1 млн. рублей.
В свою очередь ООО "РТ-СоцСтрой" представил в ГК "Ростех", акты выполненных работ по форме N КС-2 на общую сумму 1 968,3 млн. рублей (5,9% от общей стоимости заключенных договоров). Сумма раннее перечисленных ГК "Ростех" в ООО "РТ-СоцСтрой" авансовых платежей составила 6 970,5 млн. рублей из них не подтверждено актами выполненных 5 002,2 млн. рублей.
Остатки средств на счетах ГК "Ростех" на первое число каждого месяца в 2014 году увеличивались и по состоянию на 1 января 2015 года составили 13 234,1 млн. рублей.
Среднемесячный остаток средств в период с 1 сентября 2014 г. по 1 октября 2015 г. составил 10 884,7 млн. рублей, а в период с 1 января по 1 октября 2015 г. - 12 721,7 млн. рублей.
Таким образом, на счетах ГК "Ростех" размещено более 64% всех перечисленных средств (дебиторская задолженность ГК "Ростех" перед субъектами Российской Федерации), расходование которых не осуществлено в связи с непредставлением ООО "РТ-СоцСтрой" актов выполненных работ по форме КС-2.
12. Высокий фактический уровень строительной готовности при низком уровне принятых и оплаченных ГК "Ростех" работ (по актам о приемке выполненных работ КС-2) создает риск образования кредиторской задолженности, в том числе по заработной плате, ГК "Ростех" перед ООО "РТ-СоцСтрой" и, в свою очередь, ООО "РТ-СоцСтрой" перед подрядчиками, а также срыва установленных сроков ввода в эксплуатацию.
13. Несмотря на согласование Минздравом России региональных программ модернизации здравоохранения, рядом двухсторонних соглашений о предоставлении субсидии, заключенных ГК "Ростех" и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установлены как более ранние (четыре субъекта Российской Федерации) так и более поздние (пять субъектов Российской Федерации) сроки введения в эксплуатацию перинатальных центров, чем предусмотренные указанными региональными программами.
14. Отставание выполнения работ от сетевых графиков, утвержденных программами модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, составляет от 3 недель до 5 месяцев: Архангельская область - 5 месяцев, Республика Бурятия - 3-4 месяца, Ленинградская область - 3 месяца, Республика Карелия - 2,5 месяца, Республика Саха (Якутия) и Ульяновская область - 2 месяца, Пензенская область -1,5 месяца, Республика Ингушетия и Тамбовская область - 1 месяц, Псковская область - 3 недели.
15. В нарушение пунктов 3.4 двухсторонних соглашений о проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию перинатальных центров от 25 апреля 2014 г. N 02-21/23/РТ/1439-8800, от 13 мая 2014 г. N РТ/1439-8850, от 10 июля 2014 г. N РТ/1439-9205/40-е, от 28 июля 2014 г. N РТ/1439-9377, от 25 марта 2014 г. NРТ/1439-8621, пункта 3.1.2.3 договора от 3 октября 2014 г. N РТ/1447-9701 ГК "Ростех" в проверяемом периоде не представлял отчеты о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения в Архангельскую, Ленинградскую, Оренбургскую области, Республики Дагестан и Ингушетия, Тамбовскую область соответственно.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Корпорации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, в том числе предлагается:
1. Привести соглашения о проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию перинатальных центров и соглашения (договоры) о порядке и условиях предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в ГК "Ростех", заключенные ГК "Ростех" с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствие с трехсторонними соглашениями, заключенными между Минздравом России, ФОМС и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о финансовом обеспечении мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, а также с региональными программами модернизации здравоохранения в части объема финансового обеспечения, разграничения мероприятий в зависимости от источников финансирования: межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекту Российской Федерации, или за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, соответствия сроков ввода в эксплуатацию сетевым графикам.
2. В рамках осуществления функций заказчика по обеспечению выполнения инженерных изысканий и подготовки проектной документации для строительства региональных перинатальных центров, а также обеспечению строительства и ввода в эксплуатацию этих центров, разработать комплекс мер, направленных на организацию и координацию работ по строительству перинатальных центров, в том числе на обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, осуществление контроля за их качеством и за расходованием средств, связанных с их выполнением, в том числе в отношении работ, осуществляемых субъектами Российской Федерации самостоятельно, включая обеспечение наличия документов, подтверждающих выполнение работ и расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели.
3. В целях недопущения образования и роста дебиторской задолженности по оплате выполненных работ в части строительства перинатальных центров, провести проверку фактически выполненного объема работ по каждому перинатальному центру и его соответствия принятым и оплаченным работам согласно актам выполненных работ (форма N КС-2). Произвести взаиморасчеты с ООО "РТ-СоцСтрой".
4. Представить отчеты о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения, предусмотренные двухсторонними соглашениями между Корпорацией и высшими исполнительными органами государственной власти Архангельской, Ленинградской, Оренбургской, Тамбовской областей, Республик Дагестан и Ингушетия.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 25 ноября 2015 г. N 53К (1064).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Генеральному директору Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме в срок до 1 марта 2016 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 декабря 2015 г. N ПР 12-256/12-03
Текст представления опубликован не был