Представление Счетной палаты РФ от 6 ноября 2015 г. N ПР 07-230/07-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка и анализ обоснованности показателей проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", нормативной методической базы его формирования" в Министерстве экономического развития Российской Федерации", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, согласно которому финансированию за счет средств бюджетов подлежат только те мероприятия по информатизации, которые включены в утвержденный план информатизации, Минэкономразвития России в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 33 639,7 тыс. рублей, в том числе в сумме 16 100,0 тыс. рублей по непрограммному направлению деятельности, подразделу 0113 "Другие общегосударственные вопросы", целевой статье расходов 99 9 00 00190 "Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов", и в сумме 17 539,7 тыс, рублей в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", по подразделу 0412 "Другие вопросы в области национальной экономики", на реализацию мероприятий, которые в проекте плана информатизации на 2016 год отсутствуют,
2. В нарушение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" Минэкономразвития России на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования, цель которых не соответствует коду бюджетной классификации расходов. Федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" на 2016 год Минэкономразвития России утверждены бюджетные ассигнования в объеме 131,0 млн. рублей на мероприятия по отбору и подготовке кадров в Крымском федеральном округе. В рамках реализации указанной федеральной целевой программы Минэкономразвития России на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования на закупки услуг агентств по трудоустройству в объеме 90 070,3 тыс. рублей по разделу 07 "Образование" подразделу 05 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" (КБК 139 0705 45 2 00 99999 244), Целью расходов по подразделу 07 05 должна быть закупка услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.
3. Минэкономразвития России допущено нарушение пунктов 3, 3.1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при формировании государственного задания на оказание в 2016 году государственных услуг в сфере здравоохранения и образования подведомственными Минэкономразвития России федеральными бюджетными учреждениями, выразившееся в формировании государственного задания в отсутствие ведомственного перечня государственных услуг, оказываемых находящимися в его ведении федеральными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности. В соответствии с Правилами формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. N 151 (далее - Правила), ведомственные перечни формируются (размещаются) и ведутся на сайте www.budget.gov.ru и утверждаются правовым актом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Проверкой установлено, что Минэкономразвития России в рамках подготовки проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" ведомственный перечень государственных услуг и работ сформирован в информационной системе Минфина России на сайте www.budget.gov.ru. В соответствии с пунктом 3 Правил сформированный в соответствии с указанными Правилами ведомственный перечень государственных услуг (изменения в ведомственный перечень государственных услуг) утверждается органами, осуществляющими полномочия учредителя. По состоянию на 15 октября 2015 года уточненный ведомственный перечень государственных услуг (изменения в ведомственный перечень государственных услуг) Минэкономразвития России не утвержден.
4. Минэкономразвития России допущено нарушение пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 11-13 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение), при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2016 год. Пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 Положения установлено, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг рассчитывается с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. Согласно пункту 14 Положения значения нормативных затрат на оказание государственной услуги в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Проверкой установлено, что Минэкономразвития не утверждены нормативные затраты на оказание государственных услуг: объем финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственными Минэкономразвития России бюджетными учреждения на 2016 год рассчитывался исходя из доведенных предельных объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий (объем бюджетных ассигнований делился на объемные показатели, определенные в проектах государственных заданий на 2016 год).
5. Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" Минэкономразвития России предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 179 908,3 тыс. рублей на предоставление ФГБУЗ "Лечебно-диагностический центр Министерства экономического развития Российской Федерации" государственным гражданским служащим Минэкономразвития России и членам их семей государственных услуг по санаторно-курортному лечению. Вместе с тем законодательными актами не установлено право предоставления дополнительных социальных гарантий сотрудникам Минэкономразвития России и членам их семей в части обеспечения их санаторно-курортным лечением за счет средств федерального бюджета.
6. Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" предусмотрены бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства в виде взносов в уставный капитал акционерного общества "Особые экономические зоны", которые в нарушение статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не включены в проект федеральной адресной инвестиционной программы на 2016 год.
7. Результаты проведенных Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий показывают, что в федеральную адресную инвестиционную программу включаются объекты капитального строительства при отсутствии полного состава документов, предусмотренных пунктом 17 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716. По результатам выборочных встречных проверок главных распорядителей средств федерального бюджета, проведенных Счетной палатой, установлено, что по состоянию на начало октября 2015 года отсутствует утвержденная проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы, не утверждены нормативные правовые акты по 260 объектам капитального строительства, бюджетные ассигнования на реализацию которых учтены в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" в объеме 160,2 млрд. рублей, или 19 % общего объема бюджетных ассигнований на проект федеральной адресной инвестиционной программы на 2016 год.
Так, например, предусмотренные Минэкономразвития России в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" бюджетные ассигнования по разделу 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу 0502 "Коммунальное хозяйство", целевой статье расходов 99 9 00 40090 "Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры, и иных объектов", а также в проекте федеральной адресной инвестиционной программы Минэкономразвития России на 2016 год в сумме 283 239,5 тыс. рублей на инвестиции двух объектов капитального строительства, в том числе объекта "Реконструкция здания архива Минэкономразвития России, Москва, 2-й Вольный пер., д. 11, стр. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17" - в сумме 280 000,0 тыс. рублей без утвержденной проектной и сметной документации, положительного заключения государственной экспертизы, разрешения на строительство; объекта "Реконструкция комплекса детского оздоровительного лагеря "Солнечный", с. Красная Пахра, Подольский район, Московская область (II очередь)" - в сумме 3 239,5 тыс. рублей при отсутствии государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, создают риски их неосвоения в 2016 году в сумме 283 239,5 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Минэкономразвития России предлагается следующее:
1. Привести проект плана информатизации Минэкономразвития России на 2016 финансовый год и плановый период 2017 и 2018 годы в соответствие с требованиями пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, в части включения мероприятий с объемом бюджетных ассигнований 16 100,0 тыс. рублей по КБК 0113 99 9 00 00190 и 17 539,7 тыс. рублей по КБК 0412 45 2 00 90000, и согласовать его с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
2. Уточнить в информационной системе Минфина России обоснования бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по отбору и подготовке кадров в Крымском федеральном округе, запланированных на 2016 год в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", в части расходов по подразделу 07 05 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" на закупки услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров,
3. Определить значения нормативных затрат за единицу показателя объема оказания услуги и утвердить нормативные затраты на оказание федеральными государственными учреждениями, находящимися в введении Минэкономразвития России, государственных услуг, с учетом требований статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и принять меры по корректировке объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2016 год, с учетом утвержденных нормативных затрат.
4. Привести проект федеральной адресной инвестиционной программы на 2016 год в соответствие с положениями статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части включения в неё объектов капитального строительства, на реализацию которых проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" предусмотрены бюджетные ассигнования в виде взносов в уставный капитал акционерному обществу "Особые экономические зоны".
5. Проанализировать обоснованность включения в проект федеральной адресной инвестиционной программы на 2016 год бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществления на территории Российской Федерации иных капитальных вложений и представить результаты анализа в Счетную палату Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 6 ноября 2015 г. N 49К (1060).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру экономического развития Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения представления в письменной форме в следующие сроки: по пунктам 1, 2, 4 и 5 предложений - до 16 ноября 2015 года, по пункту 3 предложений - до 16 декабря 2015 года.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.