Представление Счетной палаты РФ от 9 ноября 2015 г. N ПР 09-237/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Аудит соответствия мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, реализуемых субъектами Российской Федерации при исполнении ими в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года отдельных полномочий Российской Федерации, основам государственной политики в области развития лесного хозяйства (совместно с Контрольно-счетной палатой Сахалинской области)" в Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее - Министерство), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В проверяемый период финансовое обеспечение Министерства осуществлялось из федерального бюджета в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы (далее - госпрограмма Российской Федерации, госпрограмма "Развитие лесного хозяйства") за счет субвенций на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений (в 2013 году - 306 728,4 тыс. рублей, в 2014 году - 259 202,5 тыс. рублей, в 2015 году - 270 689,9 тыс. рублей).
Госпрограммой Российской Федерации в целях эффективной реализации программно-целевого метода на всех уровнях лесоуправления субъектам Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, рекомендовано принять и обеспечить реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию лесного хозяйства до 2020 года, включающих показатели (индикаторы) госпрограммы Российской Федерации.
Вместе с тем государственная программа Сахалинской области "Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 18 июля 2013 г. N 353 (далее - госпрограмма Сахалинской области), не соответствует параметрам госпрограммы Российской Федерации, в том числе: показатели (индикаторы) госпрограммы Сахалинской области не в полном объеме соответствуют показателям (индикаторам) госпрограммы Российской Федерации. Принятые в госпрограмме Сахалинской области целевые индикаторы не характеризуют результаты исполнения поставленных задач и не позволяют достоверно и полноценно определить уровень их реализации.
2. Исполнение отдельных полномочий в области лесных отношений Министерством осуществлялось неэффективно.
2.1. Не обеспечено эффективное исполнение отдельных полномочий в области лесных отношений, критерии оценки которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. N 194 "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений", в частности:
не в полной мере обеспечено достижение положительной динамики по критериям, характеризующим организацию использования лесов, расположенных на землях лесного фонда. Наблюдается уменьшение соотношения фактического объема заготовки древесины и установленного допустимого объема изъятия древесины с 14,3% в 2013 году до 14,1 % в 2014 году;
не в полной мере обеспечено достижение положительной динамики по критериям, характеризующим организацию и обеспечение воспроизводства лесов, расположенных на землях лесного фонда. Уменьшается соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений с 2,8% в 2013 году до 1,2% в 2014 году;
не обеспечено достижение положительной динамики по критериям, характеризующим осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Так, по сравнению с 2013 годом соотношение ущерба от незаконных рубок и платежей в бюджетную систему Российской Федерации увеличилось в 6,8 раза, соотношение объема незаконных рубок, совершенных невыявленными (неустановленными) нарушителями лесного законодательства, и общего объема незаконных рубок увеличилось на 7,4%.
2.2. В Сахалинской области в ходе оценки качества формирования государственных заданий выявлены факты несоответствия объемов мероприятий и их финансового обеспечения, предусмотренных бюджетными проектировками, и установленных государственными заданиями.
2.3. В ходе проверки отмечается низкое качество планирования и исполнения санитарно-оздоровительных мероприятий. Так, в 2013 - 2014 годах и 1 полугодии 2015 года Министерством в целях выполнения работ по проведению текущего лесопатологического обследования в лесном фонде Сахалинской области было заключено 14 государственных контрактов (исполнитель - ФБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства") на общую сумму 2 337,8 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 5 госконтрактов на сумму 824,6 тыс. рублей, в 2014 году - 6 государственных контрактов на сумму 687,9 тыс. рублей, в 2015 году - 3 государственных контракта на сумму 825,3 тыс. рублей.
По результатам выполнения работ исполнителями представлены отчеты, содержащие прогнозы и рекомендации по защите леса, основная цель которых - эффективное планирование и своевременное проведение защитных мероприятий, их оптимизация и предотвращение повреждений леса. Вместе с тем в указанный период в Сахалинской области наблюдается отрицательная динамика разработки погибших насаждений в связи с тем, что проводимые объемы сплошных санитарных рубок меньше объемов погибшего леса. Объемы проведенных сплошных санитарных рубок в лесничествах не позволяют ликвидировать площади погибших лесов, поэтому происходит их накопление, вследствие чего ухудшается санитарная и лесопатологическая обстановка в лесах.
3. В ходе проверки исполнения в 2013 - 2015 годах государственных заданий, утвержденных Министерством, установлены нарушения и недостатки, в том числе:
уставы подведомственных учреждений Министерства не содержат перечня основных видов деятельности, в соответствии с которыми должно осуществляться формирование государственного задания;
наименования отдельных государственных работ в государственных заданиях не соответствуют наименованиям государственных работ, предусмотренных Ведомственным перечнем государственных работ, выполняемых находящимися в ведении Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области государственных учреждений в качестве основных видов деятельности работ, утвержденным приказом Министерства от 10 февраля 2011 г. N 4/1-п (далее - Ведомственный перечень). Так, ведомственным перечнем предусмотрено выполнение государственной работы, имеющей наименование "проведение противопожарной (лесопожарной) пропаганды на территории Сахалинской области". В государственном задании на 2015 год ОАУ "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов" указанная работа обозначена как "проведение противопожарной (лесопожарной) пропаганды среди населения в населенных пунктах, местах выполнения работ и массового отдыха людей" и имеет единицу измерения показателя объема работ - "размещение роликов.....";
в ходе анализа формирования государственных заданий ОАУ "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов" и финансового обеспечения их выполнения установлено, что государственная работа по проведению мониторинга пожарной опасности и лесных пожаров в районе наземной охраны лесов в зоне авиационной охраны лесов на территории земель лесного фонда Сахалинской области ведомственным перечнем не предусмотрена. Объемы указанных работ и их финансовое обеспечение также не были предусмотрены при формировании объемов субвенций из федерального бюджета на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений Сахалинской области при защите бюджетных проектировок;
в ходе проверки деятельности Министерства установлено отсутствие зависимости объемов финансового обеспечения от объемов выполняемых работ. Так, в 2013 году при увеличении в течение года финансового обеспечения по всем видам работ корректировка их объемов обеспечена только по мониторингу пожаров опасности и лесных пожаров в зоне авиационной охраны лесов на территории земель лесного фонда (в 1,8 раза - увеличен с 283 летных часов до 496 летных часов). В 2014 году при увеличении финансового обеспечения выполнения работ по мониторингу пожарной безопасности и лесных пожаров в районах и зоне наземной охраны лесов на 2,4% объем работ остался неизменным;
Министерством в течение финансового года неоднократно изменялись объемы нормативных затрат, непосредственно связанных с выполнением работ, а также затрат на общехозяйственные нужды, при этом объем государственных работ не менялся.
4. В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что Министерство необоснованно предоставило в аренду лесные участки ООО "Росстрой Амфиболит" на 2,7 га, или на 33,9% больше общей площади, указанной в заявлении, что не соответствует положениям Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, утвержденного приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 г. N 319, а также указу Губернатора Сахалинской области от 29 марта 2013 г. N 18 "Об утверждении административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду".
На основании положений статьи 93 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также условий, установленных в договорах аренды лесных участков, заключенных Министерством в 2013 - 2014 годах, договоры аренды лесных участков подлежат государственной регистрации.
В договорах аренды, заключенных Министерством, сроки обеспечения их государственной регистрации не указаны, что не соответствует форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 г. N 319.
В нарушение статьи 93 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, а также условий договоров аренды лесных участков, заключенных в 2013 - 2014 годах, государственная регистрация 280 договоров аренды лесных участков (или 50% от общего количества заключенных договоров) не осуществлена.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Сахалинской области необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе предлагается:
1. Принять меры по приведению государственной программы Сахалинской области в соответствие с документами стратегического планирования, в том числе с государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы.
2. Привести уставы подведомственных учреждений Министерства в соответствие с нормативными правовыми актами, в том числе в части указания исчерпывающего перечня видов деятельности, которые учреждения вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых они созданы.
3. Принять меры по приведению государственными заданий для подведомственных учреждений Министерства в соответствие с Ведомственным перечнем в части наименований государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) указанными учреждениями.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от "22" октября 2015 г. N 46К (1057).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" председателю Правительства Сахалинской области или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме до 1 апреля 2016 года.
Аудитор |
Б.- Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 ноября 2015 г. N ПР 09-237/09-03
Текст представления опубликован не был