Представление Счетной палаты РФ от 9 ноября 2015 г. N ПР 10-232/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей" в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество), по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. В соответствии с паспортом инвестиционного проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей" (далее - Инвестиционный проект), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 2116-р (далее - Паспорт), средства Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) в марте 2015 года поступили на расчетный счет ОАО "РЖД" в размере 50 000,0 млн. рублей.
При этом Инвестиционной программой ОАО "РЖД" на 2015 год на реализацию Инвестиционного проекта предусмотрены средства в размере 124 711,1 млн. рублей, из них средства ФНБ - 45 739,6 млн. рублей или на 4 260,4 млн. рублей меньше, чем поступило на расчетный счет ОАО "РЖД" в соответствии с Паспортом Инвестиционного проекта (на 2015 год предусмотрено 50 000 млн. рублей). Таким образом, средства ФНБ в размере 4 260,4 млн. рублей Инвестиционной программой ОАО "РЖД" к освоению в 2015 году не запланированы.
По состоянию на 1 октября 2015 года кассовый расход средств ФНБ составил 2 201,8 млн. рублей или 4,4% от поступившего объема финансирования 2015 года.
2. ОАО "РЖД" распоряжением от 17 декабря 2014 г. N 3008 утвердило Сводный перечень первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, которым предусмотрено свыше 1 400 объектов, из них количество объектов, которые в предыдущие периоды включались в инвестиционные программы ОАО "РЖД" и по ним ранее выполнялись проектные и строительно-монтажные работы превышает 1000 объектов.
В Сводный перечень мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба включены мероприятия другого инфраструктурного проекта "Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточной части БАМа".
3. В нарушение части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации на проектную документацию по объектам "Строительство типовых комнат отдыха локомотивных бригад на станции Таксимо", "Строительство эксплуатационного предприятия 1-й группы на станции Чита", "Реконструкция пункта экипировки и тракционных путей локомотивного ремонтного депо Магдагачи" экспертиза не проводилась, положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза" отсутствует. При этом ОАО "РЖД" заключены договоры на выполнение строительных работ по указанным объектам.
4. В нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами" (далее - Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ) в конкурсной документации открытого конкурса N 205/ОК-ЦУКС/14 на право заключения договора на строительство, реконструкцию и ремонт объектов железнодорожного транспорта, проводимого ОАО "РЖД" в 2014 году отсутствует проектно-сметная документация, а лишь перечислены объекты капитального строительства без указания их стоимости и объемов планируемых к выполнению работ.
В нарушение пунктов 1,4 и 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ в конкурсной документации открытого конкурса N 4448/ОК-ЦУКС/2013-2017/М по выбору исполнителя на выполнение работ по разработке типовых проектов, по проектным работам и инженерным изысканиям для целей проектирования, проводимого ОАО "РЖД" в декабре 2012 года, отсутствуют установленные заказчиком требования к техническим характеристикам работ, к их результатам и иные требования, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, а также сведения о конкретных сроках выполнения работ и о порядке оплаты работ.
5. Пункт 9 Паспорта Инвестиционного проекта предполагает кумулятивность (возвратность) размещаемых ОАО "РЖД" привилегированных акций в целях обеспечения возвратности средств ФНБ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ) уставом акционерного общества может быть установлено, что невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен уставом, накапливается и выплачивается не позднее срока, определенного уставом (кумулятивные привилегированные акции). Если уставом Общества такой срок не установлен, привилегированные акции кумулятивными не являются.
Поскольку в уставе ОАО "РЖД" вышеуказанный срок выплаты дивидендов по привилегированным акциям, в которые размещены средства ФНБ, не установлен, данные акции кумулятивными не являются, что не соответствует условиям, предусмотренным Паспортом Инвестиционного проекта.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" предлагается:
1) направить предложения в Минтранс России о внесении изменений в Паспорт Инвестиционного проекта с учетом мероприятий другого инвестиционного проекта "Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточной части БАМа";
2) обеспечить проведение экспертизы проектной документации по объектам "Строительство типовых комнат отдыха локомотивных бригад на станции Таксимо", "Строительство эксплуатационного предприятия 1-й группы на станции Чита", "Реконструкция пункта экипировки и тракционных путей локомотивного ремонтного депо Магдагачи" в соответствии с требованиями статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в устав Общества в части установления последней даты выплаты дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям в соответствии с Паспортом Инвестиционного проекта.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 22 октября 2015 г. N 46К (1057).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" президенту ОАО РЖД" или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения представления в письменной форме в срок до 1 февраля 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 ноября 2015 г. N ПР 10-232/10-03
Текст представления опубликован не был