Представление Счетной палаты РФ от 9 ноября 2015 г. N ПР 09-236/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Аудит соответствия мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы, реализуемых субъектами Российской Федерации при исполнении ими в 2013 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 года отдельных полномочий Российской Федерации, основам государственной политики в области развития лесного хозяйства (совместно с Контрольно-счетной палатой Сахалинской области)" в Государственном комитете по лесному хозяйству Республики Тыва (далее - Госкомлес Республики Тыва), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки, свидетельствующие о низком качестве государственного управления в области лесного хозяйства на территории Республики Тыва.
1. В проверяемый период финансовое обеспечение Госкомлеса Республики Тыва осуществлялось из федерального бюджета в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы (далее - госпрограмма Российской Федерации, госпрограмма "Развитие лесного хозяйства") за счет субвенций на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений (в 2013 году - 177 745,6 тыс. рублей, в 2014 году - 270 234,1 тыс. рублей, в 2015 году - 195 096,6 тыс. рублей) и за счет субсидии на приобретение специализированной лесопожарной техники (в 2014 году - 6 174,0 тыс. рублей).
Госпрограммой Российской Федерации в целях эффективной реализации программно-целевого метода на всех уровнях лесоуправления субъектам Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, рекомендовано принять и обеспечить реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию лесного хозяйства до 2020 года, включающих показатели (индикаторы) госпрограммы Российской Федерации.
Вместе с тем государственная программа Республики Тыва "Развитие лесного хозяйства Республики Тыва на 2014 - 2016 годы" (далее - госпрограмма Республики Тыва), утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 17 декабря 2013 г. N 732, не соответствует параметрам госпрограммы Российской Федерации, в том числе: показатели (индикаторы) госпрограммы Республики Тыва не соответствуют и не сопоставимы с показателями (индикаторами) госпрограммы Российской Федерации; наименования основных мероприятий госпрограммы Республики Тыва, финансируемых за счет средств федерального бюджета, не соответствуют наименованиям основных мероприятий госпрограммы Российской Федерации.
При этом госпрограмма Республики Тыва разработана с нарушением пунктов 12 и 13 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 5 июня 2014 г. N 259.
2. Исполнение отдельных полномочий в области лесных отношений Госкомлесом Республики Тыва осуществлялось неэффективно.
2.1. Не обеспечено выполнение в полном объеме целевых прогнозных показателей, утвержденных приказом Рослесхоза от 16 апреля 2012 г. N 141 "Об утверждении целевых прогнозных показателей, форм отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей". Так, плановые значения целевых прогнозных показателей не достигнуты: в 2013 году в отношении 3 из 8 показателей, или 37,5%, в 2014 году - 5 из 10 показателей, или 50,0%.
2.2. Не обеспечено эффективное исполнение отдельных полномочий в области лесных отношений, критерии оценки которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. N 194 "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений".
В частности, не обеспечено достижение положительной динамики по критериям, характеризующим организацию и обеспечение охраны лесов от лесных пожаров, в том числе:
увеличивается удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от лесных пожаров, с 0,04% по состоянию на 1 января 2014 года до 0,3% по состоянию на 1 января 2015 года;
увеличивается ущерб государству, нанесенный лесными пожарами, который в 2013 году составил 418 052,0 тыс. рублей, в 2014 году -1 323 777,7 тыс. рублей, за 6 месяцев 2015 года потери лесного хозяйства вследствие лесных пожаров составили 47 582,5 тыс. рублей.
Не обеспечено достижение положительной динамики по критериям, характеризующим осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны):
увеличивается ущерб от незаконных рубок, который в 2013 году составил 1 031,5 тыс. рублей, в 2014 году - 1 452,5 тыс. рублей;
процент возмещения ущерба от нарушений лесного законодательства в проверяемый период крайне низок: в 2013 году он составил 2,5% от суммы нанесенного ущерба, в 2014 году - 3,5%.
2.3. Госкомлесом Республики Тыва за счет субвенций из федерального бюджета произведены расходы на содержание имущества, собственником которого является субъект Российской Федерации (по КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" в 2013 году - 121,6 тыс. рублей, в 2014 году -105,3 тыс. рублей).
3. Данные отчета "О наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям Республики Тыва" по формам N 22-1 и 22-2, утвержденным постановлением Госкомстата России от 28 июня 2005 г. N 37, формирующие земельный баланс республики, имеют отклонения от показателей государственного лесного реестра и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в сторону уменьшения на 8,3 тыс. гектаров. На кадастровый учет земли лесного фонда в Республике Тыва не поставлены.
4. В ходе проверки установлены следующие нарушения и недостатки, допущенные при формировании государственных заданий подведомственным учреждениям Госкомлеса Республики Тыва и их исполнении.
4.1. Планирование финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в 2014 и 2015 годах осуществлялось Государственным комитетом по лесному хозяйству Республики Тыва с нарушением установленных нормативов затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденных приказами Комитета Республики от 14 января 2014 г. N 6 и от 31 декабря 2014 г. N 364, что противоречит пункту 10 Положения о формировании государственного задания в отношении государственных учреждений Республики Тыва и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 24 января 2011 г. N 34.
4.2. Госкомлесом Республики Тыва в течение 2014 года в рамках исполнения государственного задания приняты бюджетные обязательства по договорам подряда на тушение лесных пожаров сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, что противоречит положениям пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В результате образовалась кредиторская задолженность перед учреждениями за выполненные работы на сумму 44 179,6 тыс. рублей. Размер кредиторской задолженности в 2014 году увеличился по Республике Тыва в 287,6 раза, что обусловлено наличием остатков неиспользованной субвенции федерального бюджета и расчетами по договорам при тушении пожаров.
4.3. Исполнение государственных контрактов по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины осуществлялось в Республике Тыва с нарушением условий договоров купли-продажи лесных насаждений.
Госкомлесом Республики Тыва продажа лесных насаждений для заготовки древесины осуществлялась на территориях, на которых мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов условиями государственных контрактов не предусматривались. Покупка лесных насаждений производилась на площади, превышающей площадь, на которой осуществлялись мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. Предоставление участков лесных насаждений для продажи осуществлялось при отсутствии актов осмотра лесных участков и ведомостей материально-денежной оценки лесосеки.
5. В Республике Тыва установлены факты использования 6 из 7 единиц имущества, приобретенного за счет субсидии из федерального бюджета, предоставленной на приобретение специализированной лесопожарной техники для тушения лесных пожаров и осуществления мер пожарной безопасности в лесах, без оформления первичных документов, что свидетельствует о наличии рисков использования имущества не по назначению.
Так, в ходе выборочной проверки первичных документов, подтверждающих использование техники, полученной в рамках соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования от 24 сентября 2014 г. NВЛ-21/142, заключенного между Рослесхозом и Правительством Республики Тыва, установлено следующее:
лодка ПВХ "AQUILON-460" и двухтактный мотор к лодке "SEA-PRO", переданные автономному учреждению "Тоджинское специализированное лесохозяйственное учреждение", не используются, путевые листы отсутствуют;
автомобиль повышенной проходимости УАЗ Патриот (регистрационный номер Е711ВВ17) находится в распоряжении Госкомлеса Республики Тыва;
первичная документация об использовании 2 полуприцепов-тяжеловозов ЧМЗАП-93853 для транспортировки техники, трактора "Форест" 1,4 (регистрационный знак N 5924), автомобиля повышенной проходимости УАЗ -390995 (регистрационный знак Е714ВВ17) отсутствует;
трактор "Форест" 1,4 (регистрационный знак N 5925) использовался при ликвидации пожаров на территории Каа-Хемского лесничества 27 мая 2015 года (путевой лист 1, пожар N 46/6), с 20 по 21 июня 2015 года (путевой лист N 1 (пожар N 103/13), с 21 июня по 22 июня 2015 года (путевой лист N 2, пожар N 106/15).
6. Госкомлесом Республики Тыва, являющимся администратором доходов федерального бюджета, не обеспечено сокращение задолженности по плате за использование лесов, предусмотренное постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 1272 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Объем задолженности перед федеральным бюджетом по состоянию на 1 января 2014 года составил 2 218,1 тыс. рублей, на 1 января 2015 года - 1 730,3 тыс. рублей, на 1 июля 2015 г. - 1 679,0 тыс. рублей.
7. Госкомлесом Республики Тыва не осуществлялись полномочия, предусмотренные пунктом 9.7.6. Положения о Государственном комитете по лесному хозяйству Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 23 июля 2009 г. N 361, по проведению ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, находящихся в его подчинении.
8. Из 10 государственных автономных учреждений, являющихся специализированными лесохозяйственными учреждениями (далее - ГАУ СЛУ), три учреждения (ГАУ Барун-Хемчикское СЛУ, ГАУ Каа-Хемское СЛУ и ГАУ Кызылское СЛУ), уполномоченным представителем учредителя которых является Госкомлес Республики Тыва, не функционируют, но не ликвидированы. Бухгалтерская отчетность за 2013 - 2014 годы и за I полугодие 2015 года по указанным подведомственным учреждениям не составлялась, что свидетельствует о нарушении требований статьи 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", предусматривающей обязанность экономического субъекта вести бухгалтерский учет в соответствии с данным федеральным законом. Руководители указанных трех автономных учреждений уволены в апреле 2015 года. При этом данными автономными учреждениями не погашена задолженность Пенсионному фонду Российской Федерации, Федеральной налоговой службе, Фонду социального страхования Российской Федерации, исходя из писем которых размер задолженности превышает 1205,6 тыс. рублей. Кроме того, при создании ГАУ Барун-Хемчикское СЛУ, ГАУ Каа-Хемское СЛУ и ГАУ Кызылское СЛУ в 2008 году им в оперативное управление передано движимое имущество со значительным износом на общую сумму 19 638,7 тыс. рублей, о состоянии и использовании которого информация отсутствует.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Республики Тыва необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе предлагается:
1. Принять меры по приведению государственной программы Республики Тыва в соответствие с документами стратегического планирования, в том числе с государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы.
2. Привести финансовое обеспечение государственных заданий автономных учреждений в соответствие с утвержденными нормативами затрат.
3. В целях использования специализированной лесопожарной техники по целевому назначению провести инвентаризацию имеющегося в наличии оборудования и иного имущества с учетом его фактического использования.
4. Принять меры по ликвидации не функционирующих автономных учреждений, подведомственных Госкомлесу Республики Тыва, и погашению задолженности Пенсионному фонду Российской Федерации, Федеральной налоговой службе, Фонду социального страхования Российской Федерации.
5. Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших вышеуказанные нарушения законодательства, а также неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от "22" октября 2015 г. N 46К (1057).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" председателю Правительства Республики Тыва или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме до 1 апреля 2016 года.
Аудитор |
Б.-Ж.Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 ноября 2015 г. N ПР 09-236/09-03
Текст представления опубликован не был