Представление Счетной палаты РФ от 13 ноября 2015 г. N ПР 09-244/09-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств федерального бюджета и государственной собственности, направленных на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в целях обеспечения рыбохозяйственной системы мониторинга и связи в 2009 - 2014 годах и за истекший период 2015 года (совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации)" в Федеральном агентстве по рыболовству (далее - Росрыболовство, Агентство), федеральном государственном бюджетном учреждении "Центр системы мониторинга рыболовства и связи", в Мурманском филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Центр системы мониторинга рыболовства и связи", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Росрыболовством допущено нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму 6 105,54 тыс. рублей, выразившееся в направлении и использовании средств федерального бюджета на цели, не соответствующие целям, определенным Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", бюджетной росписью и бюджетной сметой. Средства, поступившие Росрыболовству в соответствии с лимитами бюджетных обязательств и сметой расходов по виду расходов 241 "Научно-исследовательские работы", направлены на оплату работ в рамках государственного контракта от 24 июля 2012 г. N 37-01/2012, относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий, оплата которых в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. N 180н, и письмом Минфина России от 15 июля 2011 г. N 16-01-08/70 должна осуществляться за счет средств по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".
2. Росрыболовством должный контроль за ходом и качеством проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИР, ОКР) не осуществлялся.
2.1. В нарушение статей 773, 774 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий государственных контрактов часть принятых и оплаченных Росрыболовством работ (этапов работ) по государственным контрактам от 29 июля 2010 г. N 80-02/2010, от 18 июля 2012 г. N 97/01/2012 и от 30 октября 2013 г. N 37-02/2010, в рамках которых проводились опытная эксплуатация и тестирование (испытание) опытных образцов программно-технического комплекса "Электронный промысловый журнал" (далее - ПТК "ЭПЖ") и автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) комплекса, не соответствовала объемам работ, предусмотренным указанными контрактами, и их расчетной стоимости. В результате общая сумма необоснованно оплаченных Агентством работ составила 10 195,8 тыс. рублей (расчетно).
2.2. В соответствии с техническим заданием к государственному контракту от 24 июля 2012 г. N 38-01/2012 основной целью создания резервного центра отраслевой системы мониторинга (далее - ОСМ) являлось обеспечение непрерывности функционирования ОСМ. Данная цель не достигнута. Средства федерального бюджета в размере 16 800,0 тыс. рублей использованы нерезультативно, поскольку разработанный резервный центр функционирует параллельно с основным центром и не обеспечивает непрерывность работы ОСМ в случае выхода из строя основного центра.
3. При ведении бухгалтерского учета выявлены нарушения законодательства о бухгалтерском учете, допущенные Росрыболовством:
3.1. В 2009 - 2011 годах часть стоимости объектов нематериальных активов в сумме 14 210,0 тыс. рублей в отношении 5 государственных контрактов (от 12 октября 2009 г. N 1-02/2009, от 21 июня 2010 г. N 1-1345/2010, от 26 июля 2010 г. N 1-1350/2010, от 27 августа 2010 г. N 1-1360/2010, от 31 мая 2011 г. N 97-01/2011), по которым получены положительные результаты, Росрыболовством была неправомерно списана на текущие расходы, что является нарушением требований пункта 24 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н, и привело к искажению данных бухгалтерского учета и отчетности за соответствующий период.
3.2. В нарушение требований пункта 64 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, и пункта 34 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н, Росрыболовством после завершения работ в 2012 и 2013 годах по государственном контрактам 7 программных (программно-аналитических, программно-технических) комплексов, затраты по созданию которых, исключая затраты на создание опытных образцов, составили расчетно 72 797,65 тыс. рублей (ПТК "ЭПЖ", ПАК "Аналитика", ПК "Подготовка разрешений на вылов", программа для управления закрытым веб-сайтом для информационного обмена в рамках реализации Соглашений по противодействию ННН-промыслу с КНДР, Канадой, КНР, Республикой Корея и Японией, ПАК "Доклад", программа "Интеграция Государственного рыбохозяйственного реестра в ОСМ", модернизированный комплекс информационной поддержки мониторинга), не были приняты к бухгалтерскому и бюджетному учету как нематериальные активы.
В результате бухгалтерская отчетность Росрыболовства за 2013 и 2014 годы в части отражения стоимости нематериальных активов не соответствовала общим требованиям, установленным пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ): не давала достоверного представления о финансовом положении экономического субъекта, финансовых результатах его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.
3.3. В нарушение части 4 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ) передача Росрыболовством основных средств и нематериальных активов ФГБУ "ЦСМС" в рамках государственных контрактов от 29 июля 2010 г. N 80-02/2010 и N 80-03/2010 на сумму 2 466,9 тыс. рублей не была подтверждена соответствующими первичными учетными документами по форме N ОС-1.
3.4. В нарушение статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ и статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ обязательная инвентаризация нематериальных активов, подлежащих учету перед составлением годовой отчетности, в 2013 и 2014 годах в Росрыболовстве не проводилась.
3.5. В нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ в регистрах бухгалтерского учета не были отражены данные об имеющихся у Росрыболовства исключительных правах на созданные в рамках НИОКР для нужд ОСМ объекты интеллектуальной собственности.
3.6. В результате непринятия к балансовому учету нематериальных активов Росрыболовством не были соблюдены требования пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества". Росрыболовство как правообладатель указанных нематериальных активов до настоящего времени не направило в Территориальное управление Росимущества по г. Москве сведения о приобретенном особо ценном движимом имуществе для включения в реестр федерального имущества.
4. В нарушение Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 233, Росрыболовством:
не была организована работа по оценке стоимости и принятию на бухгалтерский учет прав на результаты интеллектуальной деятельности, распоряжению правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, использованию результатов интеллектуальной деятельности (подпункты "в", "г", "д" пункта 3);
не направлялись в адрес организации-исполнителя решения о правовой охране полученного результата интеллектуальной деятельности (подпункты "б" и "в" пункта 4);
не осуществлялась подача заявки в Роспатент на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности в отношении 3 из 7 программ для ЭВМ, созданных в рамках государственных контрактов (подпункты "б" и "в" пункта 4);
без заключения лицензионного договора передано ФГБУ "ЦСМС" на баланс и предоставлены права на использование 4 из 7 программ для ЭВМ (ПАК "Аналитика", ПАК обработки рапортов российских судов о рыболовной деятельности, предоставления данной информации в секретариаты международных организаций (комиссий) по рыболовству в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, программного обеспечения интеграции государственного рыбохозяйственного реестра с отраслевой системой мониторинга, модуля картографического интерфейса ОСМ) (подпункт "б" пункта 7);
не проводился мониторинг использования результатов интеллектуальной деятельности (пункт 21).
5. На момент проверки Росрыболовством не реализованы положения пункта 1 статьи 1262 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Росрыболовством не осуществлена подача в Роспатент заявок на государственную регистрацию 3 из 7 программ для ЭВМ (ПАК "Аналитика", ПАК обработки рапортов российских судов о рыболовной деятельности, предоставления данной информации в секретариаты международных организаций (комиссий) по рыболовству в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, программного обеспечения интеграции государственного рыбохозяйственного реестра с отраслевой системой мониторинга).
Вследствие непринятия мер правовой защиты на объекты интеллектуальной собственности существуют риски утраты для Российской Федерации исключительных прав на них.
6. В нарушение пункта 90 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620, и пункта 3 Положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров, утвержденного приказом Минтранса России от 10 февраля 2010 г. N 32, АРМ ПТК "ЭПЖ" устанавливается на судах без проведения проверки на электромагнитную совместимость.
7. В нарушение решения Государственной комиссии по радиочастотам от 24 января 2000 г. N 688-ОП Росрыболовство при утверждении Порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их виды (приказ от 14 июля 2008 г. N 50) включило в перечень разрешенных к использованию радиомаяков, помимо "MAR-E2", также еще 3 радиомаяка Аргос: "MAR GE", "FVT", "Пульсар".
8. В нарушение пункта 2.1 статьи 12 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" требования к применяемым средствам связи (радиомаякам), управлению ими, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи в ОСМ на базе спутниковой системы определения местоположения подвижных объектов и передачи данных Аргос, находящейся под юрисдикцией иностранных государств, не согласованы с ФСБ России.
9. При создании ОСМ, в том числе ПТК "ЭПЖ", и проведении технологических работ по обеспечению функционирования ОСМ не было обеспечено выполнение требований к информационной безопасности. В нарушение пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и пункта 4 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17, а также пунктов 13, 18, 19, 23 - 37 раздела II "Порядок разработки" и пункта 46 раздела V "Порядок эксплуатации" Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации, утвержденного приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66, при формировании и размещении государственного заказа на проведение указанных работ мероприятия по информационной безопасности не предусматривались и, как следствие, не проводились.
При этом за 5 лет на внедрение только ПТК "ЭПЖ" были израсходованы средства федерального бюджета в размере 53 624,8 тыс. рублей. Отсутствие системного подхода к информационной безопасности при разработке системы ПТК "ЭПЖ", а также несогласованность действий с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти могут привести к невозможности его внедрения в промышленную эксплуатацию.
10. Выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения в области обеспечения безопасности информации, обрабатываемой в ОСМ, создают угрозу нарушения конфиденциальности, целостности и защиты указанной информации от несанкционированного доступа и иных неправомерных действий, а также штатного режима ее функционирования.
Реализация указанных угроз, а также возникающие в связи с этим риски использования недостоверных сведений при выработке и реализации государственной политики в области рыболовства создают предпосылки к нанесению ущерба экономической безопасности Российской Федерации, рациональному использованию, изучению запасов и сохранению водных биологических ресурсов, наблюдению за промысловой деятельностью российских судов в морских акваториях, находящихся за пределами юрисдикции Российской Федерации. Нарушение штатного режима функционирования ОСМ также формирует угрозу соблюдению международных обязательств Российской Федерации и предпосылки к дискредитации внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по рыболовству предлагается следующее:
1. Организовать работу по обеспечению государственного учета результатов выполненных по заказу Росрыболовства НИР, ОКР в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 и требованиями приказа Минобрнауки России от 21 октября 2013 г. N 1168.
2. Провести в установленном порядке государственную регистрацию исключительных прав на 3 программы для ЭВМ, полученные при реализации государственных контрактов (договоров), заключенных Росрыболовством.
3. Провести в Росрыболовстве инвентаризацию основных средств и нематериальных активов, полученных в рамках НИР, ОКР для нужд ОСМ и принять их к бюджетному (бухгалтерскому) учету в установленном порядке.
4. Росрыболовству представить в Территориальное управление Росимущества по г. Москве сведения о полученном в рамках НИР, ОКР особо ценном движимом имуществе и необходимые документы для его включения в реестр федерального имущества.
5. Осуществить в установленном порядке внутриведомственную передачу от Росрыболовства в ФГБУ "ЦСМС" нефинансовых активов, полученных в рамках НИР, ОКР по заказу Агентства.
6. Заключить с ФГБУ "ЦСМС" лицензионные договоры на передачу Росрыболовством исключительных (неисключительных) прав на все созданные по заказу Агентства программы для ЭВМ и базы данных, используемые ФГБУ "ЦСМС" в его деятельности.
7. Восстановить необоснованно списанные Росрыболовством в период 2009 - 2011 годов на текущие расходы суммы вложений в нематериальные активы и учесть их при формировании первоначальной стоимости принимаемых к учету нематериальных активов.
8. Приостановить установку АРМ ПТК "ЭПЖ" на судах до проведения проверки на электромагнитную совместимость, предусмотренной пунктом 90 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620, и пунктом 3 Положения об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров, утвержденного приказом Минтранса России от 10 февраля 2010 г. N 32.
9. Направить в Минсельхоз России предложения об актуализации перечня разрешенных к использованию радиомаяков, утвержденного приказом Росрыболовства от 14 июля 2008 г. N 50 "Об утверждении порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их виды".
Разработать план перехода на использование в интересах рыбохозяйственного комплекса, в том числе для нужд ОСМ, российских спутниковых систем определения местоположения подвижных объектов и передачи данных.
10. Определить в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы информационной безопасности, комплекс технических и организационных мер по обеспечению безопасности конфиденциальной и служебной информации при ее обработке в отраслевой системе мониторинга и внести соответствующие изменения в Концепцию информационной безопасности Росрыболовства, утвержденную приказом Агентства от 6 марта 2013 г. N 154.
Во взаимодействии с ФГБУ "ЦСМС" на основе уточненной концепции разработать и утвердить календарный план работ и ответственных исполнителей по обеспечению информационной безопасности ОСМ.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 2 ноября 2015 г. N 48 (1059).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" заместителю Министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководителю Федерального агентства по рыболовству или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо в письменной форме уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению представления в срок до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 13 ноября 2015 г. N ПР 09-244/09-02
Текст представления опубликован не был