Представление Счетной палаты РФ от 15 декабря 2015 г. N ПР 09-259/09-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности предоставления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации средств федерального бюджета на реализацию первоочередных мероприятий по государственной поддержке сельского хозяйства в 2015 году" в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России); Управлении сельского хозяйства Липецкой области; Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Владимирской области, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. По состоянию на 23 ноября 2015 года в рамках реализации пункта 37 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р (далее - План N 98-р), на государственную поддержку сельского хозяйства из дополнительно предусмотренных бюджетных ассигнований федерального бюджета в сумме до 50 млрд. рублей распределено 42 738,1 млн. рублей (85,5%) с учетом 688,1 млн. рублей, выделенных по распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 2347-р (на осуществление компенсации понесенных затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей вследствие причиненного ущерба в результате чрезвычайных ситуаций природного характера Забайкальскому краю и Республике Бурятия).
2. Корректировка соответствующих подпрограмм, входящих в состав Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Госпрограмма), с учетом дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Планом N 98-р, в части увеличения ресурсного обеспечения, а также изменения количественных значений целевых показателей Минсельхозом России не производилась.
3. Значительное количество правовых актов, устанавливающих распределение субсидий по видам государственной поддержки, принято в июне 2015 года, что отразилось на динамике доведения средств в форме субсидий до субъектов Российской Федерации и сельскохозяйственных товаропроизводителей для проведения ими сезонных полевых работ.
По состоянию на 1 октября 2015 года в рамках пункта 37 Плана N 98-р межбюджетные трансферты в виде субсидии на общую сумму 1 371,7 млн. рублей остались не распределенными Минсельхозом России, соответствующие соглашения с субъектами Российской Федерации не заключены.
4. Выделение дополнительных средств федерального бюджета в рамках пункта 37 Плана N 98-р осуществлялось без учета внутренних резервов Госпрограммы.
Так, субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства в 2015 году были сокращены в 14,3 раза (с 7 153,5 до 500 млн. рублей); субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства - в 2,9 раза (с 2 850,0 до 1 000,0 млн. рублей); субсидии на возмещение части затрат сельхозпроизводителей на уплату страховой премии в области животноводства - в 2,4 раза (с 1 425,0 до 603,2 млн. рублей).
5. Анализ использования средств федерального бюджета, выделенных в рамках пункта 37 Плана N 98-р на отдельные мероприятия Госпрограммы с целью смягчения конъюнктурных и природно-климатических рисков, сохранения темпов кредитования агропромышленного комплекса, показал, что из 12 видов субсидий по состоянию на 1 ноября 2015 года до конечных получателей не доведены средства федерального бюджета по 8 субсидиям на общую сумму 11 508,2 млн, рублей, или 27,3%, что свидетельствует о низком качестве кассового исполнения расходов федерального бюджета и влечет риски неполного освоения до конца 2015 года дополнительно выделенных в рамках Плана N 98-р бюджетных ассигнований.
6. Анализ распределения средств федерального бюджета по направлению "Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства" свидетельствует, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", объем бюджетных ассигнований был уменьшен с 32 628,1 млн. рублей до 24 138,2 млн. рублей и средства перераспределены на другие мероприятия Госпрограммы.
В то же время в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2015 г. N 2163-р за счет дополнительных средств Плана N 98-р в сумме 5 108,2 млн. рублей объем средств по данному виду государственной поддержки составил 29 246,4 млн. рублей. При этом по состоянию на 1 января 2015 года остатки средств федерального бюджета на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации составляли 3 239,4 млн. рублей (в том числе подтвержденные - 3 218,6 млн. рублей).
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, предоставление дополнительных средств в рамках Плана N 98-р при произведенном уменьшении первоначально утвержденных Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" объемов бюджетных ассигнований недостаточно обосновано.
7. Порядок предоставления субсидий, грантов в форме субсидий юридическим лицам, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рамках Госпрограммы Владимирской области, утвержденный постановлением Губернатора Владимирской области от 27 февраля 2013 г. N 217, позволяет оказывать государственную поддержку недостаточно эффективным хозяйствам (убыточным или нерентабельным). Например, во Владимирской области получателями субсидий по виду господдержки "Субсидии на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока" являлись сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие задолженности по уплате налогов, взыскиваемые судебными приставами.
8. В нарушение подпункта "в" пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1295, при отсутствии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям средств из бюджета субъекта Российской Федерации, Минсельхоз России выделил бюджету Владимирской области субсидию на софинансирование направления по возмещению части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей в рамках подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" Госпрограммы.
Так, бюджету Владимирской области расходным расписанием Минсельхоза России от 3 февраля 2015 г. N 082/0082/0025 была перечислена субсидия на возмещение затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей в сумме 1,06 млн. рублей при отсутствии в утвержденном постановлении администрации Владимирской области от 27 февраля 2013 г. N 217 "Порядок предоставления субсидий, грантов в форме субсидий юридическим лицам, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области на 2013 - 2020 годы" данного вида государственной поддержки.
По состоянию на 1 октября 2015 года кассовые расходы не осуществлялись, а средства федерального бюджета более 7 месяцев находились на счете Управления Федерального казначейства по Владимирской области и не использовались на цели, предусмотренные условиями их выделения.
9. Выборочная проверка соглашений, заключенных Минсельхозом России с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, показала, что увеличение объемов бюджетных ассигнований (от 2,5 до 24,3 раза) не влечет изменений значений показателей результативности. Так, в соглашении, заключенном с Правительством Ставропольского края, показатель результативности "площадь закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений на территории субъекта РФ, тыс. га" при увеличении объема финансирования в 4,5 раза остался без изменения и составил 0,5 тыс. га; показатель результативности "сохранение посевных площадей в субъекте РФ, тыс. га" при увеличении объема финансирования на 58% также остался без изменения и составил 2 890,5 тыс. га.
10. В нарушение подпункта "б" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999, в Базовых соглашениях и дополнительных соглашениях к ним, заключенных с субъектами Российской Федерации (Красноярский и Ставропольский края, Воронежская, Курская, Смоленская и Ленинградская области), отсутствуют показатели "индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, %", установленный Госпрограммой, а также такие показатели, как объемы введенных мощностей на животноводческих и растениеводческих объектах, построенных (реконструированных и (или) модернизированных) с государственной поддержкой.
11. Управлением сельского хозяйства Липецкой области на основании решений конкурсной комиссии, созданной распоряжением администрации Липецкой области от 20 апреля 2012 г. N 141, в нарушение пункта 2.1 приложения N 2 к приказу Минсельхоза России от 22 марта 2012 г. N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166", подпункта "т" пункта 2 приложения N 2 к приказу Минсельхоза России от 22 марта 2012 г. N 198 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 165", пункта 2 раздела V Положения о проведении публичного конкурса по отбору глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления субсидий (грантов) на софинансирование затрат начинающих фермеров на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) субсидий (единовременной помощи) на бытовое обустройство начинающих фермеров, утвержденного постановлением администрации Липецкой области от 20 апреля 2012 г. N 136, и пункта 2 раздела V Положения о проведении публичного конкурса по отбору глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления субсидий (грантов) на софинансирование затрат на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного постановлением администрации Липецкой области от 20 апреля 2012 г. N 140, в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" Госпрограммы были предоставлены субсидии на грантовую поддержку начинающих фермеров и единовременную помощь, а также на развитие семейной животноводческой фермы за счет средств федерального бюджета в общей сумме 4,4 млн. рублей главам 4 крестьянских (фермерских) хозяйств, которые являлись учредителями (участниками) коммерческих организаций.
В ходе контрольного мероприятия неправомерно выплаченная из федерального бюджета грантовая поддержка в сумме 4,4 млн. рублей перечислена в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Минсельхозу России предлагается следующее:
1. Рассмотреть вопрос о целесообразности установления требований к сельскохозяйственному товаропроизводителю об отсутствии у него задолженности по платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на дату предоставления заявки на оказание государственной поддержки в форме субсидирования.
2. Привести в соответствие с подпунктом "б" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999, соглашения с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета в 2016 году в части отражения степени достижения показателей результативности использования субсидии по таким показателям, как объемы введенных мощностей на животноводческих и растениеводческих объектах, построенных (реконструированных и (или) модернизированных) с государственной поддержкой.
3. В целях повышения эффективности реализации мероприятий Госпрограммы рассмотреть вопрос о ежеквартальной отчетности субъектов Российской Федерации о достижении показателей результативности предоставления субсидий.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 4 декабря 2015 г. N 56К (1067).
О результатах выполнения настоящего представления и принятых мерах Министру сельского хозяйства Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо в письменной форме проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 180 календарных дней со дня его получения.
Аудитор |
Б.-Ж.Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 15 декабря 2015 г. N ПР 09-259/09-02
Текст представления опубликован не был