Представление Счетной палаты РФ от 25 ноября 2015 г. N ПР 06-249/06-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка кредитования коммерческими банками субъектов Российской Федерации в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года" на объекте Правительство Нижегородской области (г. Нижний Новгород), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Правительством Нижегородской области не были выполнены условия соглашения с Министерством финансов Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N 01-01-06/06-460/326-П о предоставлении бюджетного кредита в сумме 1 797,2 млн. рублей для частичного покрытия дефицита областного бюджета в целях погашения долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным Нижегородской областью от кредитных организаций, одним из условий которого (подпункт "и" пункта 3.2) было обязательство о поэтапном сокращении доли общего объема долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам субъекта Российской Федерации к 1 января 2015 года до уровня 56 процентов от суммы доходов бюджета региона без учета безвозмездных поступлений за 2014 год.
В соответствии с заключенным соглашением прогнозируемые доходы бюджета Нижегородской области без учета безвозмездных поступлений за 2014 год должны были составить 94 832,5 млн. рублей, прогнозируемый объем долговых обязательств Нижегородской области по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам Нижегородской области должен был составить 52 979,0 млн. рублей.
Вместе с тем объем долговых обязательств Нижегородской области по кредитам кредитных организаций и ценным бумагам по итогам 2014 года составил 52 530,0 млн. рублей, исполнение по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета за 2014 год составило 93 425,16 млн, рублей. Следовательно, доля общего объема долговых обязательств Нижегородской области по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам к 1 января 2015 года составила 56,2 процента от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2014 год.
Таким образом, установлено превышение предусмотренного соглашением значения показателя "доля общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам субъекта Российской Федерации от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2014 год" на 0,2 процентных пункта.
Нарушение Правительством Нижегородской области условия предоставления из федерального бюджета бюджетного кредита в сумме 1 797,2 млн. рублей согласно статье 306.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) является бюджетным нарушением.
С учетом того, что 23 сентября 2015 года был осуществлен досрочный возврат бюджетного кредита на указанную сумму, уведомление о применении бюджетных мер принуждения в Министерство финансов Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации не направляется.
2. Нижегородской областью при исполнении областного бюджета не соблюдались положения части 2 статьи 103 Бюджетного кодекса и статьи 6 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2006 г. N 83-З "О государственном долге Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области от 7 сентября 2006 г. N 83-З), устанавливающие в качестве целей осуществления государственных внутренних заимствований финансирование дефицитов соответствующих бюджетов, а также погашение долговых обязательств, поскольку полученные в виде кредитов кредитных организаций средства направлялись на финансирование временных кассовых разрывов.
При этом соответствующие положения, противоречащие указанным нормам части 2 статьи 103 Бюджетного кодекса и статьи 6 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2006 г. N 83-З, содержатся в региональных нормативных правовых актах, используемых в качестве руководства при формировании долгосрочной бюджетной стратегии, составлении проекта среднесрочного финансового плана, проектов областного бюджета, а также в процессе исполнения областного бюджета и управления государственным долгом.
Так, Концепцией управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 12 октября 2011 г. N 817, допускается привлечение Нижегородской областью государственных заимствований в целях финансирования временных кассовых разрывов, возникших в ходе исполнения областного бюджета.
3. Министерством финансов Нижегородской области при расчете суммы погашения кредитов кредитных организаций, включаемой в программы государственных внутренних заимствований Нижегородской области на 2013, 2014 и 2015 годы, к объемам погашения долговых обязательств по кредитам кредитных организаций, обусловленным реальной необходимостью, применялся коэффициент 10, использование которого не подтверждалось какими-либо расчетами, что в свою очередь приводило к завышенным показателям объемов погашения и привлечения кредитов.
4. Нижегородской областью допускались случаи необоснованного привлечения кредитов кредитных организаций.
Так, при наличии по состоянию на 23 декабря 2014 года на лицевом счете регионального бюджета остатков в сумме 5 087,5 млн. рублей министерством финансов Нижегородской области в этот день был привлечен кредит Банка "Возрождение" (ПАО) в сумме 450,0 млн. рублей, который был погашен на следующий день после привлечения.
Кроме того, имели место случаи необоснованных операций, связанных с замещением одних кредитов кредитных организаций другими, с более высокой процентной ставкой.
Так, в сентябре 2014 года вместо кредитов АО "СМП Банк", ставка по которым составляла 9,44% и 9,95% годовых, министерством финансов Нижегородской области были привлечены кредиты Банка "ВБРР" (АО) по ставке 10,44% годовых.
В ряде случаев долговые обязательства Нижегородской области по кредитам кредитных организаций (погашение которых осуществлялось за счет предоставленных из федерального бюджета бюджетных кредитов) возникали накануне поступления соответствующих средств из федерального бюджета. В этой связи проведенные операции по привлечению бюджетных кредитов не обеспечивали сокращения задолженности по рыночным долговым обязательствам.
Так, в соответствии с соглашением от 5 ноября 2014 года N 01-01-06/06-395 Нижегородской областью из средств федерального бюджета был получен бюджетный кредит в сумме 6 020,8 млн. рублей для частичного погашения дефицита областного бюджета в целях погашения долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным Нижегородской областью от кредитных организаций.
Из средств указанного бюджетного кредита, поступившего на счет бюджета Нижегородской области 7 ноября 2014 года, 5 900,0 млн. рублей было направлено на погашение задолженности по кредитам кредитных организаций, привлеченным 6 ноября 2014 года.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Правительству Нижегородской области предлагается следующее:
1. Привести в соответствие с требованиями статьи 103 Бюджетного кодекса и статьи 6 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2006 г. N 83-З положения Концепции, определяющие цели осуществления государственных заимствований Нижегородской области.
2. Обеспечить соответствие включаемых в программу государственных внутренних заимствований Нижегородской области на 2016 год показателей объемов погашения кредитов кредитных организаций, объемам, обусловленным реальной необходимостью погашения государственного долга региона по кредитам кредитных организаций без применения коэффициентов, корректирующих указанные объемы.
3. Представить комплекс мер, обеспечивающих исключение необоснованного привлечения кредитов кредитных организаций и проведение необоснованных операций, связанных с замещением одних кредитов кредитных организаций другими с более высокой процентной ставкой.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 ноября 2015 г. N 50К (1061).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Губернатору Нижегородской области, Председателю Правительства или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения представления в письменной форме в срок до 1 сентября 2016 года, за исключением пункта 2, по которому устанавливается срок - до 1 апреля 2016 года.
Аудитор |
А.В. Перчян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 25 ноября 2015 г. N ПР 06-249/06-01
Текст представления опубликован не был