Письмо Минфина России от 15 марта 2019 г. N 02-02-08/17315
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на уровне субъекта Российской Федерации и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России не уполномочен давать разъяснения законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению оценки конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в письме вопросу.
Пунктами 1-4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) определены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор (администратор) бюджетных средств) по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Так, главный администратор (администратор) бюджетных средств самостоятельно осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором бюджетных средств и подведомственными ему администраторами бюджетных средств.
Главный администратор (администратор) бюджетных средств осуществляет на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:
оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Указанными положениями Бюджетного кодекса не предусмотрена возможность, условия и порядок передачи полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Вместе с тем пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса предусмотрено, что внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее - Порядок).
В отношении возможности передачи полномочий по внутреннему финансовому контролю сообщаем.
Пунктом 5 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.09.2016 N 356, установлен примерный перечень внутренних бюджетных процедур, в отношении которых осуществляется внутренний финансовый контроль.
Указанный перечень внутренних бюджетных процедур сформирован на основании и в целях реализации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, установленных статьями 158, 160.1 и 160.2 Бюджетного кодекса.
Пунктом 3.1 статьи 158 Бюджетного кодекса предусмотрено, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), в порядке, установленном финансовым органом, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, вправе принять решение о передаче только своих бюджетных полномочий получателя бюджетных средств находящимся в его ведении получателям бюджетных средств или Федеральному казначейству (финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание пункт 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса, вышеуказанные полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств не могут быть переданы, за исключением передачи полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности централизованной бухгалтерии.
При этом пунктом 20.1 вышеуказанных Методических рекомендаций предусмотрены операции, в отношении которых осуществляется внутренний финансовый контроль в случае передачи главными администраторами (администраторами) бюджетных средств полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии).
Таким образом, ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несут исключительно главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, а полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля ими не могут быть переданы.
По вопросу возможности передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита сообщаем.
В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 N 822, внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с Порядком, которым может быть предусмотрено, что администратор бюджетных средств на основании соглашения вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении того же главного администратора бюджетных средств, в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств.
В отношении письма Минфина России от 19.01.2015 N 02-11-05/932 "О направлении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита" сообщаем.
В 2015 году у Минфина России отсутствовали полномочия по утверждению Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. В этой связи было направлено указанное письмо.
Далее после внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Минфином России были утверждены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, которые направлены на оказание помощи главным администраторам (администраторам) бюджетных средств при исполнении ими положений статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса.
В целях недопущения дублирования функций и полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств при осуществлении ими мероприятий по контролю в отношении подведомственных организаций положения, касающиеся ведомственного финансового контроля, были исключены из Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Так, главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении казенных, бюджетных и автономных учреждений, осуществляют контроль за деятельностью указанных учреждений на основании пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 3.23 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Кроме того, на основании подпунктов 1 и 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, а также обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В рамках указанных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств могут быть проведены мероприятия по контролю, в том числе касающиеся вопросов осуществления финансово-хозяйственной деятельности (ведомственного финансового контроля).
В этой связи издание Методических рекомендаций по осуществлению ведомственного финансового контроля, положения которых будут дублировать уже установленные для главных администраторов (администраторов) бюджетных средств полномочия, представляется нецелесообразным.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 15 марта 2019 г. N 02-02-08/17315
Текст письма опубликован не был