Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 апреля 2019 г. N 84-АПА19-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экосити" о признании недействующим постановления комитета по тарифной политике Новгородской области от 17 августа 2018 г. N 26/9 "О внесении изменений в постановление комитета по ценовой и тарифной политике области от 29.11.2017 N 45/10" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Экосити" на решение Новгородского областного суда от 20 декабря 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 29 ноября 2017 г. N 45/10 "О производственной программе, долгосрочных параметрах регулирования и предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью "Экосити" на 2018-2022 годы" (далее - Постановление N 45/10) утверждена производственная программа в сфере захоронения твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью "Экосити" (далее также - ООО "Экосити", Общество) на 2018-2022 гг. согласно приложению N 1, установлены ООО "Экосити" долгосрочные параметры регулирования тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 гг. согласно приложению N 2 и предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 гг. согласно приложению N 3.
Постановлением Правительства Новгородской области от 21 декабря 2017 г. N 461 "О комитете по тарифной политике Новгородской области" Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области переименован в Комитет по тарифной политике Новгородской области.
Постановлением комитета по тарифной политике Новгородской области (далее также - Комитет, тарифный орган) от 17 августа 2018 г. N 26/9 "О внесении изменений в постановление комитета по ценовой и тарифной политике области от 29.11.2017 N 45/10" (далее - Постановление N 26/9) в Постановление N 45/10 внесены изменения, в частности, изложены в новой редакции раздел 4 приложения N 1 и приложение N 3.
ООО "Экосити" обратилось в Новгородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления N 26/9, ссылаясь на его несоответствие положениям Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Основам ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - Основы ценообразования), Правилам регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - Правила регулирования тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", и Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. N 1638/16 (далее также - Методические указания), поскольку тарифный орган не вправе изменить установленные предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов в течение периода их действия. Корректировка допускается по результатам истекшего года в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки.
Решением Новгородского областного суда от 20 декабря 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Экосити", ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, относительно отсутствия предусмотренных пунктом 21 Основ ценообразования оснований для пересмотра тарифов в течение долгосрочного периода регулирования. Обращает внимание, что Общество не обращалось с предложением об изменении тарифов, экспертиза тарифных предложений Комитетом не проводилась.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и комитетом по тарифной политике Новгородской области представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные тарифы (статья 6, пункты 1 и 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Тарифы в сфере обращения с отходами производства и потребления устанавливаются в соответствии с указанным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. N 1638/16.
Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Постановление N 26/9 издано уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа (пункты 1.1, 3.21, 3.22 Положения о комитете по тарифной политике Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21 июля 2016 г. N 258) и официально опубликовано в газете "Новгородские ведомости" от 24 августа 2018 г. N 9, размещено на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 21 августа 2018 г.
ООО "Экосити", осуществляющее на основании лицензии серии 53 N 000446/Н, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования 28 ноября 2016 г., деятельность по захоронению твердых коммунальных отходов на полигоне, расположенном в Любытинском районе Новгородской области, обратилось в Комитет с заявлением об установлении соответствующего тарифа.
Тарифный орган принял решение о применении для установления тарифов названному предприятию метода индексации.
Постановлением N 45/10 для ООО "Экосити" утверждены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 гг., производственная программа и долгосрочные параметры регулирования тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на тот же период.
Постановлением N 26/9 раздел 4 приложения N 1 и приложение N 3 к Постановлению N 45/10 изложены в новой редакции.
Суд первой инстанции, установив, что указанные изменения приняты во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление N 758) и соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 7 Методических указаний.
Пунктом 44 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов (пункт 46 Основ ценообразования).
Неподконтрольные расходы включают в себя в том числе расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (подпункт "з" пункта 50 Основ ценообразования).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусмотрено семикратное уменьшение ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности с 663,2 руб. до 95 руб. в 2018 г. и с последующим плавным повышением на 15% в течение 7 лет (до 791,3 руб. в 2025 г.).
Пунктом 4 указанного постановления установлено, что оно применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 г.
Данная мера введена в целях снижения нагрузки по оплате потребителями услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в рамках единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с отходами.
В связи с принятием указанного федерального нормативного правового акта органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов, было рекомендовано пересмотреть решения об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 3 Постановления N 758).
Вследствие принятия Постановления N 758 у ООО "Экосити" произошло снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, а за счет этого - изменение величины неподконтрольных расходов на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг., в том числе в связи с исключением из расходов налога на прибыль (в 2018 г. плата уменьшена до 363,21 тыс. руб., в 2019 г. - до 641,19 тыс. руб., в 2020 г. - до 918,89 тыс. руб., в 2021 г. - до 1196,87 тыс. руб., в 2022 г. - до 1474,84 тыс. руб.).
В связи со снижением величины неподконтрольных расходов, расчетной предпринимательской прибыли снижается необходимая валовая выручка Общества в 2018 г. до 3360,93 тыс. руб., в 2019 г. - до 3785,46 тыс.руб., в 2020 г. - до 4262,21 тыс. руб., в 2021 г. - до 4911,84 тыс. руб., в 2022 г. - до 5754,13 тыс. руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ООО "Экосити" об отсутствии у Комитета предусмотренных законом оснований для уменьшения необходимой валовой выручки в части расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов в период их действия, а не по результатам истекшего года по формуле корректировки необходимой валовой выручки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу пункта 22 Основ ценообразования тарифы не подлежат пересмотру в течение периода их действия, за исключением случаев их пересмотра по основаниям, предусмотренным пунктом 21 Основ ценообразования, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют.
В рассматриваемом деле имело место исполнение тарифным органом изданного Правительством Российской Федерации нормативного правового акта и приведение ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, что соответствует подпункту "б" пункта 4 Правил регулирования тарифов.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ обжалуемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новгородского областного суда от 20 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосити" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 апреля 2019 г. N 84-АПА19-3
Текст определения опубликован не был