Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2019 г. N 69-АПА19-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Северречфлот" о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2018 г. N 20-нп "Об установлении фиксированных тарифов на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляемые АО "Северречфлот" город Ханты-Мансийск" по апелляционной жалобе акционерного общества "Северречфлот" на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя акционерного общества "Северречфлот" Титовой И.Ю., представителя Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Фоминой Л.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Северречфлот" (далее - АО "Северречфлот") обратилось в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2018 г. N 20-нп "Об установлении фиксированных тарифов на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляемые АО "Северречфлот" город Ханты-Мансийск" (далее - приказ от 25 апреля 2018 г. N 20-нп).
В обоснование заявленного требования административный истец указал на необоснованное снижение органом регулирования расходов общества на топливо, ремонт судов, а также распределяемых расходов в части затрат на содержание аппарата управления.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Северречфлот" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно апелляционной жалобы Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представила возражения.
В судебное заседание представители департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражении на нее, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 г. N 418-п утверждена государственная программа "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года", предусматривающая предоставлением субсидий из бюджета автономного округа организациям водного транспорта на возмещение фактически понесенных затрат от пассажирских перевозок в муниципальном сообщении в границах автономного округа, возникших в результате удешевления стоимости билетов, в соответствии с установленным указанной программой Порядком предоставления субсидий.
Согласно пункту 4.9 Порядка предоставления субсидий субсидирование осуществляется департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании экономически обоснованных расходов, действующих фиксированных тарифов, фактических доходов от пассажирских перевозок и багажа по субсидированным маршрутам, включая доходы от платных услуг, на основании предоставленных перевозчиком ежемесячных отчетов, в пределах средств предусмотренных законом о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с пунктом 4.7 Порядка предоставления субсидий фиксированный тарифы по субсидированным маршрутам утверждаются Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - РСТ ХМАО - Югры) по согласованию с департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО - Югры) после утверждения бюджета автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, а также определения департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО - Югры суммы субсидий по каждому маршруту.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 мая 2007 г. N 114-п утвержден Порядок рассмотрения и принятия решений об установлении цен, тарифов, надбавок и (или) их предельных уровней на отдельные товары, услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 20 указанного Порядка при рассмотрении регулируемых цен, тарифов и надбавок расходы субъектов ценообразования принимаются РСТ ХМАО - Югры: с учетом оценки их экономической обоснованности и в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, автономного округа, ведомственными инструкциями (методиками) по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), зарегистрированными в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации, методиками, разработанными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования цен, тарифов либо РСТ; при условии обязательности ведения раздельного учета по объемам товаров и услуг, доходов и расходов по регулируемым видам деятельности (в том числе раздельно по технологическим циклам в рамках 1 регулируемого вида деятельности); с учетом величины прибыли, необходимой для обеспечения субъектов ценообразования собственными средствами на развитие и финансирование обоснованных расходов за счет прибыли. При этом уровень рентабельности, включаемый в расчет цен, тарифов, не должен превышать предельный размер, установленный Правительством автономного округа; с учетом мер, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, на сокращение неэффективных расходов субъектов ценообразования.
Приказом РСТ ХМАО - Югры от 05 сентября 2014 г. N 100-нп утверждена Методика по формированию фиксированных тарифов на субсидируемые перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, включая переправы, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Методика по формированию фиксированных тарифов).
Согласно материалам дела 29 декабря 2017 г. между департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО - Югры и АО "Северречфлот" заключен договор N 92 (с учетом дополнений) о выделении субсидий для возмещения фактически понесенных затрат, возникших в результате удешевления стоимости билетов на пассажирские перевозки водным транспортом в межмуниципальном сообщении в границах автономного округа по регулируемым тарифам на 2018 год.
АО "Северречфлот" 02 февраля 2018 г. обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении фиксированных тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, предоставив обосновывающие документы и расчеты.
При проверке представленных обществом обосновывающих документов органом регулирования размер расходов по некоторым статьям затрат скорректирован в сторону уменьшения.
В соответствии с пунктом 20.1 Порядка при определении расходов на приобретение сырья и материалов, используемых для оказания регулируемых услуг, РСТ использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые субъектом ценообразования товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы;
г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимые другими субъектами ценообразования, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые субъектом ценообразования товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;
е) рыночные цены на потребляемые субъектом ценообразования товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности субъекта ценообразования за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у РСТ имеются указанные данные.
Согласно пункту 13.3 Методики по формированию фиксированных тарифов при расчете тарифов на планируемый период стоимость топлива и масла определяется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и (или) фактической стоимости, не превышающей их сложившийся средний уровень в городах и районах Ханты- Мансийского автономного округа - Югры с учетом прогнозных индексов изменения цен, разрабатываемых Министерством экономического развития Российской Федерации и (или) на основании данных мониторинга закупочных и розничных цен на нефтепродукты в городах и районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно экспертному заключению при установлении тарифов средневзвешенная цена на топливо определена органом регулирования в сумме 42060,13 руб. за тонну (без учета НДС), рассчитана с учетом установленного ГОСТом 305-82 коэффициента плотности для зимнего топлива (840 кг/м.3) исходя из цены на дизельное топливо (зимнее) за один литр по г. Ханты-Мансийску по состоянию на 10 апреля 2018 г., определенную по данным мониторинга закупочных цен на нефтепродукты, размещенного на официальном сайте Департамента экономического развития автономного округа и в информационной системе "Мониторинг Югра".
Расчет цены на топливо, произведенный органом регулирования при отсутствии иных источников информации о цене на нефтепродукты, соответствует подпункту "д" пункта 20.1 Порядка и пункту 13.3 Методики по формированию фиксированных тарифов.
Ссылка общества в обоснование расходов на топливо на закупочную документации (протокол вскрытия, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе коммерческих предложений от 12 апреля 2018 г), а также на договор от 28 апреля 2018 г., заключенный между АО "Северречфлот" и ООО "Газпромнефть-Региональные продажи" по результатам проведения торгов, обоснованно признана несостоятельной, поскольку на дату принятия решения об установлении тарифов (25 апреля 2018 г.) указанный договор на поставку топлива отсутствовал.
В соответствии с пунктом 13.7 Методики по формированию фиксированных тарифов по статье "Затраты на ремонт судов" отражаются расходы перевозчика на проведение всех видов ремонтов в соответствии с Правилами ремонтов судов Министерства речного флота РСФСР, утвержденными приказом Министерства речного фонда РСФСР от 12 мая 1989 г. N 61 (далее - Правила ремонта), на основании графика, утвержденного руководителем организации и согласованного с департаментом дорожного хозяйства и транспорта ХМАО - Югры по межмуниципальным маршрутам либо с администрацией соответствующего муниципального образования по местным (внутрирайонным) маршрутам, на территории которого осуществляются перевозки.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил ремонта система технического обслуживания и ремонта судов предусматривает: техническое обслуживание всех элементов судна, осуществляемое по плану через определенные промежутки времени по перечню обязательных операций либо по техническому состоянию; систематический контроль технического состояния и содержания всех элементов судна; изучение износов основных элементов судна, анализ факторов, влияющих на характер и скорость их изнашивания, разработку норм износов и сроков службы, а также мероприятий по удлинению межремонтных периодов; планирование ремонтов по объемам, периодичности и времени их производства в зависимости от технического состояния и с учетом обеспечения работоспособности судна до следующего планового ремонта соответствующего вида.
Согласно пункта 1.10 Правил ремонта виды и периодичность проведения плановых ремонтов определяется в зависимости от типа и назначения судна, условий эксплуатации, района плавания, возраста и нормативного срока службы.
Из экспертного заключения следует, что заявленные обществом плановые расходы на ремонт судов в размере 15962740 руб. приняты органом регулирования в размере 8759110 руб.
Корректировка расходов в сторону уменьшения произведена органом регулирования в связи с непредставлением обществом в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 22 Порядка и пунктом 13.7 Методики по формированию фиксированных тарифов, обосновывающих необходимость ремонтных работ либо замены деталей, узлов, агрегатов и их стоимости.
Также при установлении тарифа на субсидированные перевозки речным транспортом по межмуниципальным маршрутам на 2018 год орган регулирования отклонил заявленные обществом расходы по статье "Распределяемые расходы" в части затрат на содержание административно-управленческого персонала в размере 16,95%, установив их на уровне 12,47%.
Согласно пункту 14 Методики по формированию фиксированных тарифов распределяемые расходы - это расходы перевозчика на вспомогательное производство, служебно-вспомогательные нефтеналивные суда, управление и обслуживание производством в целом, которые невозможно отнести на затраты по конкретному виду деятельности. Распределяемые расходы относятся по видам деятельности, согласно утвержденной Учетной политике перевозчика.
Для расчета фиксированных тарифов производится анализ распределяемых расходов в целом по организации. Расчет предоставляется по формам в соответствии с приложениями 4-9 к настоящей Методике, с подробной пояснительной запиской по распределению расходов по видам деятельности.
Процент распределяемых расходов на расчетный период определяется на основании фактических данных, отраженных в форме Б-3 "Отчет о доходах и себестоимости работ в основной деятельности речного транспорта". Расходы на содержание аппарата управления не могут превышать 20% от прямых расходов. При расчете процента распределяемых процентов, принимаются экономически обоснованные и оправданные расходы, подтвержденные документально, в том числе нормативами, утвержденными в установленном порядке.
Согласно учетной политике общества общехозяйственные расходы - управленческие расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом, отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" и распределяются на себестоимость продукции пропорционально прямым по видам деятельности за исключением покупной стоимости материалов, при этом формируется полная себестоимость.
В нарушение пункта 14 Методики по формированию фиксированных тарифов обществом не представлен расчет расходов за 2017 год по формам в соответствии с приложениями 4-9 к Методике (в том числе расчет затрат, связанных с управлением и обслуживанием производства) с подробной пояснительной запиской по распределению расходов по видам деятельности.
Ввиду отсутствия на момент проведения экспертизы отчетных данных по форме Б-3 за 2017 год экспертами органа регулирования на 2018 год применен процент распределяемых расходов на содержание административно-управленческого персонала в размере 12,47%, принятый при расчете экономически обоснованных расходов на навигацию 2017 года, определенный на основании фактических данных за 2016 год (форма Б-3 за 2016 год), с учетом проведенной оценки экономической обоснованности фактически понесенных затрат.
Учитывая отсутствие в материалах тарифного дела документов, подтверждающих рост заработной платы аппарата управления АО "Северречфлот", при определении процента расходов на содержание аппарата управления, орган регулирования правомерно учтен фонд оплаты труда административно-управленческого персонала, принятый при регулировании тарифов на 2017 год, определенный по результатам проведенной оценки фактических расходов 2016 года, а также с учетом анализа расходов 2017 года.
Согласно экспертному заключению из состава фактических затрат 2017 года органом регулирования исключены как экономически необоснованные и документально неподтвержденные расходы на компенсацию аренды жилья в сумме 3442320 руб.; разовые расходы (расходы на ремонт имущества аппарата управления, приобретения штор, кондиционера, оргтехники, офисных кресел, холодильника, жалюзи, письменного стола, лоцманской карты, удостоверений личности, техники, сервизов, расходы на обучение и дипломирование, на оценку имущества); "сомнительные расходы" на услуги сторонних организаций (разработка информационных продуктов вычислительной техники, юридическая экспертиза локальных актов, дизайн-проект кабинета руководителя, видеоролик, проживание в гостинице, аренда конференц-зала); расходы на разведку и разработку месторождений. Снижены расходы на проезд до места командировок и проживание в командировках, расходы на льготный отпуск и страхование. Данные расходы приняты на уровне факта 2016 года с учетом применения индекса потребительских цен 1,039.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Северречфлот" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2019 г. N 69-АПА19-1
Текст определения опубликован не был