Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2019 г. N 51-АПА19-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Клепиковой Н.М., Дробышева Д.В., Кобелева В.Ю., Крымова В.М. о признании частично недействующим решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19 декабря 2017 г. N 722 "Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "ВодСнаб" потребителям муниципального образования город Барнаул Алтайского края, на 2018 год" по апелляционной жалобе Клепиковой Н.М., Дробышева Д.В., Кобелева В.Ю., Крымова В.М. на решение Алтайского краевого суда от 23 октября 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административных истцов Майера А.А., представителя управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Есиной Н.В., представителя общества с ограниченной ответственностью "ВодСнаб" Юрченко Н.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Клепикова Н.М., Дробышев Д.В., Кобелев В.Ю., Крымов В.М. обратились в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1 и 2 решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19 декабря 2017 г. N 722 "Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "ВодСнаб" потребителям муниципального образования город Барнаул Алтайского края, на 2018 год".
Решением Алтайского краевого суда от 29 октября 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Клепикова Н.М., Дробышев Д.В., Кобелев В.Ю., Крымов В.М. обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Относительно апелляционной жалобы управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов и прокуратура Алтайского края представили возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы прокуратура Алтайского края, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора, Судебная коллегия установила следующее.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 5 данного Закона установление цен в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ, а также контроль за их выполнением отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление по тарифам) является органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 4.39.1, 4.45.2 Положения об управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 г. N 695).
Управлением по тарифам 19 декабря 2017 г. принято решение N 722 "Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "ВодСнаб" потребителям муниципального образования город Барнаул Алтайского края, на 2018 год" (далее - решение от 19 декабря 2017 г. N 722), пунктом 1 которого утверждена производственная программа общества с ограниченной ответственностью "ВодСнаб" в сфере холодного водоснабжения согласно приложению 1.
Пунктом 2 названного постановления установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "ВодСнаб" потребителям муниципального образования город Барнаул Алтайского края, с календарной разбивкой согласно приложению 2.
В обоснование заявленного требования административные истцы указали на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере установления тарифов по водоснабжению и водоотведению. По мнению граждан, при утверждении тарифа органом регулирования неверно определен объем отпуска воды, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы в сфере холодного водоснабжения, в том числе необоснованно увеличены расходы на электроэнергию, заработную плату, административные расходы и расходы на текущий ремонт. Кроме того, органом регулирования не учтены показатели качества питьевой воды, содержащиеся в экспертном заключении по результатам лабораторно-инструментальных испытаний от 14 февраля 2018 г.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В целях реализации положений Закона о водоснабжении и водоотведении в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов, ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов, сбытовых расходов гарантирующих организаций, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату, расходов, связанных с оплатой налогов и сборов, нормированной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 6 Методических указании по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э) объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществляющей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
Согласно пункту 22 Правил регулирования тарифов для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
Для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.
В силу пункта 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ВодСнаб", являясь вновь созданной и ранее не осуществляющей деятельность в сфере холодного водоснабжения организацией, 27 сентября 2017 г. обратилось в орган регулирования за утверждением производственной программы и установлением тарифов на питьевую воду на 2017 год.
Расчет тарифов для указанной организации произведен органом регулирования методом экономически обоснованных расходов (затрат).
На основании проведенной экономической экспертизы, представленных обществом материалов управление по тарифам принято решение об установлении тарифа на питьевую воду потребителям муниципального образования город Барнаул Алтайского края на 2017 год в размере 30,67 руб./м3 (без НДС).
Согласно пункту 15 Правил регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Учитывая, что заявление на установление тарифа на питьевую воду на 2018 год ООО "ВодСнаб" не поступало, орган регулирования в соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов открыл дело по установлению тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
На основании произведенного расчета органом регулирования 19 декабря 2017 г. принято оспариваемое решение, которым установлены тарифы на питьевую воду на 2018 год с календарной разбивкой с 1 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. в размере 30,67 руб./м3 (НДС не облагается); с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - 31,72 руб./куб. м3 (НДС не облагается).
Из материалов дела следует, что объем отпуска воды принят органом регулирования с учетом представленного реестра договоров с потребителями поселка Сибирская долина муниципального образования город Барнаул Алтайского края, расчетного объема реализации населению, выполненного в соответствии с решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19 ноября 2014 г. N 118 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению водоотведению на территории Алтайского края", от 17 июня 2015 г. N 80 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края".
Расчетные данные по объему воды соответствуют фактическому отпуску воды за 2016 год на основании показателей прибора учета, установленного на насосной станции по адресу: г. Барнаул, пос. Бельмесево, ул. Белгородская, д. 25, в размере 75755 м из них: потери воды 3262 м3. Расчет потерь произведен в соответствии с долей потерь воды в централизованных систем водоснабжения, утвержденной приказом министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от 25 сентября 2017 г. N 462 в размере 4,50%; объем воды, отпущенной из сети по абонентам 72493 м3 на уровне 2017 года, что соответствует фактическим объемам на уровне 2017 года и требованиям пунктов 27, 29 Основ ценообразования и пункта 6 Методических указании N 1746-э.
Проверяя доводы административных истцов о необоснованном завышении органом регулирования при установлении тарифов производственных расходов ООО "ВодСнаб", в том числе: расходов на реагенты, расходов на электроэнергию, расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды, а также расходов на контроль качества воды, ремонтные расходы, состоящих из расходов на ремонт насоса, административных расходов, включающих расходы на оплату труда административно-управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды, расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, а также нормативной прибыли, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, сделал вывод об их экономической обоснованности и документальном подтверждении. Доказательств обратного административными истцами в материалы дела не представлено.
Признавая необоснованными доводы административных истцов о ненадлежащем качестве поставляемой обществом воды, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно положениям статьи 2 пункта 18 Закона о водоснабжении и водоотведении питьевая вода - это вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции. Техническая вода - это вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения и для производства пищевой продукции.
В силу частей 1, 4 статьи 23 названного закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием центральной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Согласно представленной в материалы дела лицензии на пользование недрами от 4 августа 2017 г. ООО "ВодСнаб" производит добычу вод, используемых для целевого питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Учитывая, что в соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении к питьевой воде относится вода, предназначенная как для питья, так и для хозяйственно-бытовых нужд населения, оснований полагать, что орган регулирования тарифов необоснованно установил тариф на питьевую воду, поставляемую ООО "ВодСнаб" потребителям муниципального образования город Барнаул Алтайского края на 2018 год, отсутствует.
Довод административных истцов о том, что питьевая вода, поставляемая обществом по результатам производственного контроля по отдельным показателям не соответствует требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 сентября 2001 г. N 24), что, соответственно, привело к необоснованному установлению тарифа на питьевую воду, также обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку во исполнение решения Центрального районного суда г. Барнаула от 10 августа 2018 г., ООО "ВодСнаб" согласовало с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, а также провело работу по разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями Закона о водоснабжении водоотведении.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 23 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Клепиковой Нины Матвеевны, Дробышева Дмитрия Васильевича, Кобелева Вячеслава Юрьевича, Крымова Вячеслава Михайловича - без удовлетворений.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2019 г. N 51-АПА19-4
Текст определения опубликован не был