Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2019 г. N 18-КА19-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Администрации г. Сочи Краснодарского края на решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 24 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 ноября 2017 г. по административному делу по административному исковому заявлению Янаковой Лианы Сергеевны об оспаривании действий государственных служащих.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Янакова Лиана Сергеевна обратилась в Администрацию г. Сочи Краснодарского края (далее - Администрация) с просьбой о выдаче разрешения на строительство здания апартаментного типа, в которой ей было устно отказано.
В связи с этим, Янакова Л.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением об спаривании решения органа местного самоуправления и обязании Администрации выдать разрешение на строительство объекта "здание апартаментного типа" на земельном участке с кадастровым номером ... площадью 1931 кв.м., по адресу: ... Полагает, что устный отказ Администрации является незаконным и необоснованным, поскольку представила все необходимые документы для выдачи разрешения на строительство, предусмотренные частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 24 июля 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 ноября 2017 г., исковые требования заявителя удовлетворены.
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 22 декабря 2017 года в передаче кассационной жалобы Администрации для ее рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации на предмет отмены указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 15 марта 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Нарушения такого характера были допущены судами.
Согласно положениям пункта 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с положениями статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 11 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (часть 2).
Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3 части 11).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в части 7 названной статьи.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Постановлением администрации города Сочи от 1 ноября 2013 г. N 2406 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" (далее - Административный регламент).
Муниципальная услуга "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" предоставляется застройщикам (физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции) (пункт 1.2 раздела 1).
Предоставление данной муниципальной услуги осуществляется непосредственно администрацией города Сочи при участии департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи (далее - Департамент) и техническом сопровождении муниципального бюджетного учреждения города Сочи "Центр геоинформационных технологий" (далее - МБУ города Сочи "ЦГТ") в соответствии с поручением директора Департамента либо лица, исполняющего его обязанности.
Результатом предоставления муниципальной услуги является: разрешение на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, линейного объекта; мотивированный отказ в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, линейного объекта с указанием причин и приложением представленных заявителем документов. Общий срок предоставления муниципальной услуги составляет десять (10) дней со дня регистрации заявления в муниципальное автономное учреждение города Сочи "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - МАУ МФЦ города Сочи) (пункты 2.2, 2.3, 2.4 раздела 2).
К документам, необходимым для предоставления муниципальной услуги относится в том числе, заявление с указанием кадастрового номера земельного участка, участка (форма заявления представлена в приложении N 1 к настоящему Административному регламенту).
Документы, позволяющие идентифицировать заявителя: для физических лиц - документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт гражданина Российской Федерации), или иной документ, удостоверяющий личность (копия и оригинал для сверки); для юридических лиц - документ, удостоверяющий личность гражданина (копия и оригинал для сверки), обратившегося за оказанием муниципальной услуги, и документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица или его представителя, наделенного соответствующими полномочиями (копия и оригинал для сверки); доверенность, оформленная надлежащим образом; правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации; пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия и другие (пункт 2.6 раздела 2).
Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация в МАУ МФЦ города Сочи заявления и прилагаемых к нему документов на оказание муниципальной услуги; передача дела в Департамент и МБУ города Сочи "ЦГТ" на исполнение; регистрация Департаментом совместно с МБУ города Сочи "ЦГТ" заявления и представленных документов; рассмотрение МБУ города Сочи "ЦГТ" заявления и представленных документов; направление запросов, в том числе межведомственных; представление документов и информации по запросам, в том числе межведомственным; подготовка МБУ города Сочи "ЦГТ" проекта разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - Разрешение) к согласованию или отказа в предоставлении муниципальной услуги; согласование проекта Разрешения; подписание первым заместителем главы города Сочи Разрешения; передача Разрешения или мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги в МАУ МФЦ города Сочи для выдачи заявителю (пункт 3 раздела 3).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт 3 раздела 3" имеется в виду "пункт 3.1 раздела 3"
В материалах административного дела не содержится доказательств, свидетельствующих о том, что истцом соблюден порядок обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, что документы, предусмотренные частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, были проверены уполномоченным органом в установленном законом порядке на предмет их соответствия требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Данные обстоятельства при принятии обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не исследовались и не устанавливались.
В соответствии с частью 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства. Суд не вправе подменять уполномоченный орган в решении вопроса об осуществлении выдачи разрешения на строительство или об отказе в ее выдаче.
В данном случае, суд, сделав вывод о том, что административный истец представил все необходимые документы для получения разрешения на строительство, в отсутствие сведений о том, что эти документы представлялись в уполномоченный орган, неправомерно принял решение об обязании Администрации выдать разрешение на строительство.
Тем самым допущено существенное нарушение норм материального права, повлиявшее на исход административного дела, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с принятием нового судебного акта, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 24 июля 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 ноября 2017 г. отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в ином составе судей.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2019 г. N 18-КА19-9
Текст определения опубликован не был