Определение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 301-КГ18-25680
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попова Г.Г.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Выкса Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2018, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.10.2018 по делу А43-47603/2017, установил:
комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление) от 07.11.2017 N 52/011/804/2017-192, а также об устранении допущенных нарушений прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в кассационном порядке принятых по данному делу судебных актов.
Дело истребовано из Арбитражного суда Нижегородской области.
Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение либо об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).
Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Комитета вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, городской округ город Выкса Нижегородской области является собственником одноэтажного нежилого здания площадью 397,2 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Выкса, улица Льва Толстого, 16а, на территории кадастрового квартала 52:52:0020315. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 29.11.2016, запись регистрации 52-52/109-52/011/704/2016-4892/1.
Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области постановлением от 17.07.2017 N 2348 утвердила схему расположения земельного участка под указанным нежилым зданием на кадастровом плане территории кадастрового квартала 52:52:0020315 общей площадью 646 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Выкса, улица Льва Толстого, 16а, в территориальной зоне застройки - О-4 "зона образовательных и детских дошкольных учреждений" с видом разрешенного использования "объекты гаражного назначения", категории земель населенных пунктов.
В целях образования земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Выкса, улица Льва Толстого, 16а, площадью 646 кв.м из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, муниципальное бюджетное учреждение "Архитектурно-планировочное управление" подготовило межевой план спорного земельного участка, в котором указало вид разрешенного использования земельного участка "объекты гаражного назначения".
Для постановки образованного земельного участка площадью 100 кв.м с условным N 52-52/109-52/011/804/2017-192 на кадастровый учет, а также регистрации на него права муниципальной собственности Комитет 25.07.2017 обратился в Управление с заявлением N 52/011/804/217-192.
Управление приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от 07.08.2017 N 51/022/804/2017-192 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а впоследствии - решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок от 07.11.2017 N 52/011/804/2017-192 на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ.
Данные решения мотивированы тем, что указанный в межевом плане в разделе "Общие сведения об образуемых земельных участках" вид разрешенного использования вновь образованного земельного участка - "объекты гаражного назначения" не соответствует основным видам разрешенного использования зоны О-4, предусмотренным решением Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области от 01.03.2017 N 22 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа город Выкса Нижегородской области" (далее - решение Совета от 01.03.2017 N 22), поскольку в основных видах разрешенного использования, соответствующих зоне О-4/О-4А - "зона образовательных и детских дошкольных учреждений/проектная", такой вид разрешенного использования, как "объекты гаражного назначения", отсутствует. Кроме того, на спорном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 52:52:0020315:141, который должен быть обозначен в межевом плане формата XML в разделе Cadastre Number, объект капитального строительства частично выходит за границы вновь образуемого участка.
Комитет оспорил решение Управления от 07.11.2017 N 52/011/804/2017- 192 в арбитражный суд, мотивируя следующим.
На спорном земельном участке расположен объект недвижимости - гараж, возведенный в 1973 году, который впоследствии был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 52:52:0020315:141, право собственности муниципального образования "город Выкса" зарегистрировано в установленном законом порядке.
Градостроительный регламент для зоны О-4, в которой находится данный объект гаражного назначения, был установлен решением Совета от 01.03.2017 N 22.
В силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) возведенный до утверждения градостроительного регламента объект капитального строительства, а также сформированный для эксплуатации этого объекта земельный участок могут быть использованы по прежнему виду разрешенного использования без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды трех инстанций исходили из того, что, в силу части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Установив, что решением Совета от 01.03.2017 N 22 определены градостроительные регламенты, для зоны, в которой расположен спорный земельный участок, а также виды разрешенного использования, среди которых такой вид разрешенного использования, как "объекты гаражного назначения", отсутствует, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения Управления.
Суды отклонили ссылку Комитета на часть 8 статьи 36 ГрК РФ, считая неверным толкование заявителем норм законодательства Российской Федерации.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами нормы материального и процессуального права.
В числе прочих доводов заявитель указывает, что гараж построен в 1973 году, право муниципальной собственности на данный объект возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", ранее возникшее право зарегистрировано в ЕГРП за городским округом Выкса 29.11.2016.
Следовательно, спорный земельный участок, на котором расположен данный объект, не является свободным, он застроен.
Руководствуясь принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленным пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ, администрацией городского округа город Выкса была утверждена схема расположения земельного участка в территориальной зоне О-4 с видом разрешенного использования "объекты гаражного назначения". Но если изменить вид разрешенного использования земельного участка, то получится, что данный участок с расположенным на нем гаражом используется не по назначению, что является нарушением норм земельного и градостроительного законодательства.
Границы спорного земельного участка и режим его использования соответствуют внешним границам объекта недвижимости и территории, необходимой для его использования, то есть тем границам, которые указаны в схеме на кадастровом плане территории, утвержденном постановлением администрации городского округа город Выкса от 17.07.2017 N 2348.
По правилам части 3 статьи 85 ЗК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из данной нормы права в совокупном толковании ее с пунктом 1 статьи 30 ГрК РФ следует, что правила землепользования и застройки применяются для будущей застройки, регламентируют градостроительную деятельность, устанавливают порядок правового регулирования комплексного развития, использования и организации территории, определяют правила и процедуру градостроительной и строительной деятельности.
Согласно статье 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации использование земельного участка без оформленных документов является административным правонарушением. В целях реализации исключительного права на приобретение земельного участка в собственность или аренду в соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ необходимо осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
В данной ситуации Управление ставит собственника недвижимости в неравное положение с другими участниками гражданского оборота.
Заявитель полагает, что судами трех инстанций неправильно истолкованы положения части 2 статьи 7, статьи 85 ЗК РФ и статьи 37 ГрК РФ.
Приведенные в жалобе доводы о существенном нарушении судами трех инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 АПК РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Выкса Нижегородской области передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 28 мая 2019 года на 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. N 301-КГ18-25680 по делу N А43-47603/2017
Текст определения опубликован не был